Для родителей
статья
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители,
обращаем ваше внимание, в школе работает логопедический пункт.
Логопедический пункт создан в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
обследование устной речи первоклассников; письменной речи и чтения, выявление наиболее нуждающихся в логопедической помощи; проведение индивидуальных, групповых, коллективных занятий по коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; консультации для родителей учащихся
К моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребѐнка, решены в дошкольный период. Если же ребѐнок пришѐл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребѐнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи.
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
От родителей требуется:
• создать условия для регулярного посещения занятий;
• интересоваться темами, пройденными на уроке;
• помочь ребѐнку в выполнении домашнего задания.(по русскому языку)
Занятия проводятся в группах. В каждой группе от 3-х до 6 человек. А также назначаются индивидуальные занятия.
1.Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребѐнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.
2. Речь ребѐнка развивается путѐм подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребѐнок должен слышать только грамматически правильную речь в своѐм окружении.
3. Первый образец речи для ребѐнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребѐнка.
Семья — первая школа.
4. Без помощи родителей ребѐнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребѐнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чѐтко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребѐнку скорее овладеть правильной речью.
5. Не подражайте неправильной речи ребѐнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребѐнком, используя слова – заменители, такие как ням — ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребѐнка.
6. При появлении речи у ребѐнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребѐнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребѐнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребѐнка обращайтесь к специалистам.
8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребѐнка. Неторопливая, чѐткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребѐнка.
9. Не перегружайте ребѐнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребѐнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребѐнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями
⮚ Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.
⮚ Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
⮚ Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
⮚ Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
⮚ Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
⮚ Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
⮚ Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
⮚ Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
⮚ Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
⮚ Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
⮚ Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.
⮚ Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
НЕОБХОДИМОСТЬ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
1.Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.
2. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.
3. Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее".
4. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.
5. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий. 6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.
УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Упражнение "Задуй свечку"
Описание упражнения: Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.
Упражнение "Сдуть с руки снежинку"
Описание упражнения: Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.
Упражнение "Горячий чай"
Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай.
Упражнение "Воздушный шар"
Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.
РОДИТЕЛЯМ О НАРУШЕНИЯХ
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Нарушения чтения
В современной специальной литературе для обозначения нарушений чтения используются в основном термины: алексия и дислексия.
Определить наличие нарушений чтения возможно.
Есть специфические ошибки, регулярное проявление которых должно вас насторожить.
Возраст | Ошибки при чтении | Пояснения |
Младшие школьники
| пропускает звуки; добавляет ненужные; искажает значение слов; смешивает буквы сходные по начертанию; переставляет буквы местами; пропускает начальные слоги слов; путает различия парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих; путает при чтении мягкие и твердые согласные; допускает ошибки связанные с нарушением произношения звуков; низкая скорость чтения; не понимает прочитанное.
| 1. Если перечисленные ошибки носят повторяющийся характер (в заменах букв, перестановках, пропусках и т.д.). Ошибки чтения могут быть и у хорошего чтеца по причине утомляемости, отвлекаемости. Но эти ошибки не будут типичными, характерными, повторяющимися, а будут носить случайный характер. 2. Многие нормальные дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они наблюдаются у них недолго, довольно быстро исчезают. У детей же страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер. |
Тревожные признаки, которые указывают на необходимость консультации специалиста.
Нарушения письма
Для нарушения процесса письма используют термин дисграфия.
Дисграфия является достаточно распространенным дефектом, который встречается у учащихся начальной школы и приводит, как правило, к стойким трудностям обучения.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Их письменные работы содержат большое количество различных ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей "Какие вы родители"
Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....
Компьютер: "за" и "против".Десять советов родителям.(статья для родителей).
Советы родителям о пользе и вреде компьютера....
Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"
Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Тест для родителей. Какие вы родители?
В данном тесте представлены вопросы для родителей...
Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"
В помощь родителям первоклассников....
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...