Для родителей
статья

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Советы логопеда27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители,

обращаем ваше внимание,  в школе работает логопедический пункт.

        Логопедический пункт создан  в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). 

Основными задачами логопедического пункта являются:

обследование устной речи первоклассников; письменной речи и чтения, выявление наиболее нуждающихся в логопедической помощи; проведение индивидуальных, групповых, коллективных занятий по  коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;  консультации для родителей учащихся

   К моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребѐнка, решены в дошкольный период. Если же ребѐнок пришѐл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребѐнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. 

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

 

От родителей требуется: 

           создать условия для регулярного посещения занятий; 

           интересоваться темами, пройденными на уроке; 

           помочь ребѐнку в выполнении домашнего задания.(по русскому языку) 

 

Занятия проводятся в группах. В каждой группе от 3-х до 6 человек. А также назначаются индивидуальные занятия. 

 

1.Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребѐнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

2.            Речь ребѐнка развивается путѐм подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребѐнок должен слышать только грамматически правильную речь в своѐм окружении.

3.            Первый образец речи для ребѐнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребѐнка.

Семья — первая школа.

4.            Без помощи родителей ребѐнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребѐнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чѐтко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребѐнку скорее овладеть правильной речью.

5.            Не подражайте неправильной речи ребѐнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребѐнком, используя слова – заменители, такие как ням — ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребѐнка.

6.            При появлении речи у ребѐнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребѐнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.

7.            Следите за появлением и развитием речи вашего ребѐнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребѐнка обращайтесь к специалистам.

8.            Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребѐнка. Неторопливая, чѐткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребѐнка.

9.            Не перегружайте ребѐнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребѐнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребѐнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

 

Рекомендации учителя-логопеда родителям  детей с речевыми нарушениями

  Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

  Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

  Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

  Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

  Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

  Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

  Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

  Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

  Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

  Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

  Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

  Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

 

Исправление звуков проводится поэтапно:

 

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

НЕОБХОДИМОСТЬ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ  

1.Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.

2.            На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.

3.            Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее".

4.            Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.

5.            Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий. 6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.  

 УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение "Задуй свечку" 

Описание упражнения:  Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку" 

Описание упражненияПоложите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение "Горячий чай"  

Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук,  имитируя дутье на горячий чай. 

Упражнение "Воздушный шар" 

Описание упражненияПредложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.

 

РОДИТЕЛЯМ О НАРУШЕНИЯХ

ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Нарушения чтения  

В современной специальной литературе для обозначения нарушений чтения используются в основном термины: алексия  и дислексия.

Определить наличие нарушений чтения возможно. 

Есть специфические ошибки, регулярное проявление которых должно вас насторожить.   

Возраст

Ошибки при чтении

Пояснения

Младшие школьники

 

 

 

пропускает звуки; добавляет ненужные; искажает значение слов;    смешивает буквы сходные по начертанию; переставляет буквы местами;

пропускает начальные слоги слов;

путает различия парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих;

путает при чтении мягкие и твердые согласные; допускает ошибки связанные с нарушением произношения звуков; низкая скорость чтения;  не понимает прочитанное.

 

1.                   Если перечисленные ошибки носят  повторяющийся характер (в заменах букв,  перестановках, пропусках и т.д.).

Ошибки чтения могут быть и у хорошего чтеца по причине утомляемости, отвлекаемости. Но эти ошибки не будут типичными, характерными, повторяющимися, а будут носить случайный характер.

2.                   Многие нормальные дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они наблюдаются у них недолго, довольно быстро исчезают.  У детей же страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются  продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер. 

Тревожные признаки, которые указывают на  необходимость консультации специалиста.

Нарушения письма

         Для нарушения процесса письма используют термин     дисграфия.

         Дисграфия является достаточно распространенным      дефектом, который встречается у учащихся начальной школы и приводит, как правило, к стойким трудностям обучения.

           При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Их письменные работы содержат большое количество различных ошибок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...