"Й"
методическая разработка

"Й"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon j.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Й

В зоопарке нас будет сопровождать один персонаж, а кто, вы мне скажите сами, разгадав загадку:

К нам сегодня на урок
Из леса прискакал зверек.
Он пушистый, длинноухий,
Хвост его – комочек пуха.
Кто же это? Угадай-ка!
Ну конечно, это …
(Зайка) 

На снежинках зайка нашел буквы  Ё, Е, Ю, Я, И  по кругу

-Проговариваю сама четко, чтобы было слышно. Что в них общего? Какой звук услышали? Посмотрите в центре. ( в них спрятался  звук Й)

(в центре Й в квадратных скобках звук)

Лев Алекс попросил волка и филина подписать вывеску.

(Волк написал «зайац» , а филин «заяц»)

-Посмотрим, что у них получилось. Произнесите слова.

- Есть ли в этих словах звук Й? (Есть) 

-Какой буквой он обозначен? (в слове зайац – «и краткое»)  + (в слове заяц – «я»)

-Так кто же из них прав: филин или волк?  

-Какое затруднение у вас возникло? (мы не знаем, когда звук Й обозначать буквой И КРАТКОЕ, а когда буквами Е,Ё,Ю,Я,И)

Тема: согласный звук Й и буква И КРАТКОЕ

Цель:  узнать, когда звук Й обозначается буквой И КРАТКОЕ, учиться обозначать звук Й буквой И КРАТКОЕ

План:

Повторим характеристику звука Й

Построим алгоритм «Согласный звук Й и буква И КРАТКОЕ»

Проверим умение обозначать звук Й буквой И КРАТКОЕ

-Когда звук Й будем обозначать буквой И КРАТКОЕ, а когда буквами Е,Ё,Ю,Я,И

ОНЗ:

-Какое затруднение у вас возникло в начале урока? (Мы не знаем, когда звук Й обозначать буквой И КРАТКОЕ, а когда другими буквами).

- Алекс предлагает вам разобраться в этом вопросе и изучить информацию.

Работать будете в группе.

Вспомним правила работы в группе.

- Ваша задача внимательно изучить информацию. На выполнение у вас есть 1 минута.

Кейс:

Чтобы узнать есть ли в слове звук Й, произнеси его и послушай. Определи место звука Й в слове (в конце слога, слова). В конце слога или слова пиши букву И КРАТКОЕ. Если звук Й в начале слова или перед гласным, то пиши Е, Ё, Ю, Я, И. Есть слова, пришедшие из других языков: йогурт, йод. Их нужно запомнить.  

-Пользуясь тем, что вы прочитали, построим алгоритм, т.е. последовательность действий, который приведет нас к правильному ответу.  

-Кто запомнил, какой герой нас сегодня сопровождает в зоопарке? (Зайка)

-Верно, поэтому мы сейчас будем рассуждать и использовать слово «зайка».

-У нас есть слово и для того, чтобы обнаружить звук Й, что мы должны сделать? (1 шаг: Произнеси слово и послушай, есть ли в нем звук Й)

-Верно, мы должны произнести слово и послушать, есть ли в нем звук Й.

-Чтобы четко услышать каждый звук, произнесем по слогам. Зай-ка. Услышали звук Й? (да)

-Что делаем дальше? (2 шаг: определим, где находится этот звук)

-Для этого давайте еще раз произнесем по слогам: зай-ка. Где же расположен этот звук? А где в первом слоге? (В конце первого слога)

- Итак, если на конце слога, то как мы рассуждаем дальше? ( 3 шаг: если  в конце слога, то пишу букву И КРАТКОЕ)

-Верно, если на конце слога или слова, то пишем букву И КРАТКОЕ

-Повторим еще раз, какой буквой мы обозначили звук Й? (и краткое)

-Кто скажет, почему мы звук Й обозначили буквой И КРАТКОЕ?  (находится в конце слога)

-А что мы напишем, если звук Й будет в начале слова или перед гласным? (4 шаг: буквы Е, Ё, Ю, Я, И)

-Верно, мы если звук Й стоит в начале слова или перед гласным, то мы пишем буквы Е, Ё, Ю, Я, И.

-Но будьте внимательные, есть исключение – слово йогурт.

-Теперь по очереди расскажите алгоритм рассуждения в группе.  

Алгоритм:

  1. Произнеси слово и послушай, есть ли в нем звук Й
  2. Определи, где находится этот звук
  3. Если в конце слога, слова – «Й»
  4. Если в начале слова или перед гласным, пиши Е, Ё, Ю, Я, И

(Искл.: йогурт)

- Расскажите алгоритм для зайки еще раз.  Каждый по очереди.

С/р:

- Вернемся к проблеме еще раз и проверим, кто же написал правильно? Филин или волк? Для этого капитан Шантель Дюбуа предлагает вам поработать по структуре «Симантиниус релли тейбл». Сначала вы выполняете задание самостоятельно, затем обменятся листочками и проверить работу по эталону.

-Я хожу и слушаю, как вы проговариваете алгоритм и определяете, какое слово написано верно. Возьмите рабочий лист №2. Можете приступать к выполнению задания.

КАМЕРА. 

- Давайте проверим-  сравните свою работу с эталоном.

- Покажите знак плюс, те кто выполнил задание верно, минус, если допустили ошибку.

-Молодцы. Вы заработали монетку.

-Оцените свою деятельность. Посчитайте количество монет, которое вы заработали и покажите.

-Замечательно.

-В конце нашего путешествия животные зоопарка оставили нам подарок. Кубик результата.