"Й"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Й
В зоопарке нас будет сопровождать один персонаж, а кто, вы мне скажите сами, разгадав загадку:
К нам сегодня на урок
Из леса прискакал зверек.
Он пушистый, длинноухий,
Хвост его – комочек пуха.
Кто же это? Угадай-ка!
Ну конечно, это … (Зайка)
На снежинках зайка нашел буквы Ё, Е, Ю, Я, И по кругу
-Проговариваю сама четко, чтобы было слышно. Что в них общего? Какой звук услышали? Посмотрите в центре. ( в них спрятался звук Й)
(в центре Й в квадратных скобках звук)
Лев Алекс попросил волка и филина подписать вывеску.
(Волк написал «зайац» , а филин «заяц»)
-Посмотрим, что у них получилось. Произнесите слова.
- Есть ли в этих словах звук Й? (Есть)
-Какой буквой он обозначен? (в слове зайац – «и краткое») + (в слове заяц – «я»)
-Так кто же из них прав: филин или волк?
-Какое затруднение у вас возникло? (мы не знаем, когда звук Й обозначать буквой И КРАТКОЕ, а когда буквами Е,Ё,Ю,Я,И)
Тема: согласный звук Й и буква И КРАТКОЕ
Цель: узнать, когда звук Й обозначается буквой И КРАТКОЕ, учиться обозначать звук Й буквой И КРАТКОЕ
План:
Повторим характеристику звука Й
Построим алгоритм «Согласный звук Й и буква И КРАТКОЕ»
Проверим умение обозначать звук Й буквой И КРАТКОЕ
-Когда звук Й будем обозначать буквой И КРАТКОЕ, а когда буквами Е,Ё,Ю,Я,И
ОНЗ:
-Какое затруднение у вас возникло в начале урока? (Мы не знаем, когда звук Й обозначать буквой И КРАТКОЕ, а когда другими буквами).
- Алекс предлагает вам разобраться в этом вопросе и изучить информацию.
Работать будете в группе.
Вспомним правила работы в группе.
- Ваша задача внимательно изучить информацию. На выполнение у вас есть 1 минута.
Кейс:
Чтобы узнать есть ли в слове звук Й, произнеси его и послушай. Определи место звука Й в слове (в конце слога, слова). В конце слога или слова пиши букву И КРАТКОЕ. Если звук Й в начале слова или перед гласным, то пиши Е, Ё, Ю, Я, И. Есть слова, пришедшие из других языков: йогурт, йод. Их нужно запомнить.
-Пользуясь тем, что вы прочитали, построим алгоритм, т.е. последовательность действий, который приведет нас к правильному ответу.
-Кто запомнил, какой герой нас сегодня сопровождает в зоопарке? (Зайка)
-Верно, поэтому мы сейчас будем рассуждать и использовать слово «зайка».
-У нас есть слово и для того, чтобы обнаружить звук Й, что мы должны сделать? (1 шаг: Произнеси слово и послушай, есть ли в нем звук Й)
-Верно, мы должны произнести слово и послушать, есть ли в нем звук Й.
-Чтобы четко услышать каждый звук, произнесем по слогам. Зай-ка. Услышали звук Й? (да)
-Что делаем дальше? (2 шаг: определим, где находится этот звук)
-Для этого давайте еще раз произнесем по слогам: зай-ка. Где же расположен этот звук? А где в первом слоге? (В конце первого слога)
- Итак, если на конце слога, то как мы рассуждаем дальше? ( 3 шаг: если в конце слога, то пишу букву И КРАТКОЕ)
-Верно, если на конце слога или слова, то пишем букву И КРАТКОЕ
-Повторим еще раз, какой буквой мы обозначили звук Й? (и краткое)
-Кто скажет, почему мы звук Й обозначили буквой И КРАТКОЕ? (находится в конце слога)
-А что мы напишем, если звук Й будет в начале слова или перед гласным? (4 шаг: буквы Е, Ё, Ю, Я, И)
-Верно, мы если звук Й стоит в начале слова или перед гласным, то мы пишем буквы Е, Ё, Ю, Я, И.
-Но будьте внимательные, есть исключение – слово йогурт.
-Теперь по очереди расскажите алгоритм рассуждения в группе.
Алгоритм:
- Произнеси слово и послушай, есть ли в нем звук Й
- Определи, где находится этот звук
- Если в конце слога, слова – «Й»
- Если в начале слова или перед гласным, пиши Е, Ё, Ю, Я, И
(Искл.: йогурт)
- Расскажите алгоритм для зайки еще раз. Каждый по очереди.
С/р:
- Вернемся к проблеме еще раз и проверим, кто же написал правильно? Филин или волк? Для этого капитан Шантель Дюбуа предлагает вам поработать по структуре «Симантиниус релли тейбл». Сначала вы выполняете задание самостоятельно, затем обменятся листочками и проверить работу по эталону.
-Я хожу и слушаю, как вы проговариваете алгоритм и определяете, какое слово написано верно. Возьмите рабочий лист №2. Можете приступать к выполнению задания.
КАМЕРА.
- Давайте проверим- сравните свою работу с эталоном.
- Покажите знак плюс, те кто выполнил задание верно, минус, если допустили ошибку.
-Молодцы. Вы заработали монетку.
-Оцените свою деятельность. Посчитайте количество монет, которое вы заработали и покажите.
-Замечательно.
-В конце нашего путешествия животные зоопарка оставили нам подарок. Кубик результата.