Р.азделительн. Ь
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Разделительный Ь
- Марти нашел таблички с названиями животных. Но одна из лишняя, определите какая:
Свинья конь
- Обратите внимание на Ь и его роль в слове.
-Произнесем и послушаем слово «конь». Какую роль играет Ь? Он обозначает мягкость предшествующего согласного?
-Что еще мы знаем о мягком знаке?
-А теперь произнесем следующее слово: «свинья». Попробуем определить, на что указывает мягкий знак. Произносим, слушаем. Указывает на мягкость предшествующего согласного? (Да)
-Чтобы узнать какую еще роль играет, закроем мягкий знак и прочитаем.
Что получилось?
Теперь откроем и произнесем. Как мы произносим согласный и звук Й? Они произносятся раздельно или сливаются? Мы как бы разделяя произносим
свиньЙЙЙаааа
-Такую же роль здесь играет мягкий знак? Или другую?
-Мы знаем эту роль? (нет)
-Итак, у нас возникло затруднение. Какое? (Мы не знаем, какую роль играет Ь знак в слове обезьяна)
Тема: (уточню разделительный Ь)
Цель: узнать, когда пишется разделительный Ь; учиться писать слова с разделительным мягким знаком.
План:
Повторим характеристику Ь
Построим алгоритм, когда писать разделительный Ь
Проверим умение писать слова с разделительным Ь
ОНЗ:
Обратимся к плану, какой пункт выполнили? – 1.
- А вы знаете, что у Ь знака есть еще одна функция? Какая? (не знаем)
- Лев Алекс решил нам помочь, и предлагает рассмотреть функцию Ь знака в 2-ух предложениях:
- Я полю грядки
- Я полью грядки
-Прочитай, пожалуйста.
-Скажите, выделенные слова по смыслу одинаковые? (нет)
-Покажите, как вы полете грядки.
1 КАРТИНКА НА СЛАЙД
-Покажите, как вы поливаете грядки.
2 КАРТИНКА НА СЛАЙД
-Здорово! Молодцы. Верно, у этих слов разное значение.
-А вы помогаете своим близким? Какие качества, при этом вы в себе воспитываете? (Взаимопомощь, уважение)
-Возвращаемся к работе. По звучанию эти слова одинаковы? Произнесем все вместе, 3-4. (Полю, полью)
(Показываю на выделенные слова)
-Разберем 1 слово, какие звуки слышим после мягкого согласного звука Л? (у)
ПРОИЗНОШУ САМА – ПОЛЮ
-Произнесем 2 слово. Какие звуки слышите после мягкого согласного Л? (й+у)
ПРОИЗНОШУ САМА – ПОЛЬЮ
-Как мы произносили? (Раздельно)
-Значит, что показывает разделительный Ь? (Что согласный звук и звук Й произносится раздельно)
- Что показывает разделительный мягкий знак? (разделительный Ь показывает, что согласный ЛЬ и следующий за ним Й, произносится раздельно)
-Когда мы пишем разделительный мягкий знак? Раз мы слышим звук Й, так в каком слове будем писать разделительный Ь? (полью)
-Теперь составим алгоритм и поможем Марти.
-Что мы делали со словом в начале? (произносили)
1 шаг КАРТИНКА РОТ (произносим слово)
-После того, как мы произнесли слово, что мы слушали? Какой звук обнаружили? (Есть ли в слове звук Й)
-Правильно, мы слушали есть ли звук Й
2 шаг КАРТИНКА УХО + Й
-Какие гласные звуки обозначают мягкость согласного, вспомните? (Е,Ё,Ю,Я,И)
-Так вот на эти буквы мы тоже должны обратить внимание.
3 шаг – БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я, И (Мы обращаем внимание, есть ли после мягкого знака буквы Е, Ё,Ю,Я,И)
-Поэтому, здесь пишется разделительный Ь.
-Еще раз проговорим алгоритм.
-Расскажите алгоритм друг другу в группе.
-Молодцы!
-Капитан Шантель Дюбуа решила проверить, как вы усвоили новые знания, и подготовила для вас задание. Работать будете по структуре «Симантиниус релли тейбл», возьмите рабочий лист №2. Сначала вы выполняете задание самостоятельно, затем обмениваетесь листочком и проверяете по эталону.
- Используя алгоритм, определите какой мягкий знак в слове.
Обез…яна
Кейс- с разделительным Ь, Ь обозначает мягкость в конце, обозначает мягкость в середине
И соотнести слова.