РП
рабочая программа (3 класс)
. С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи и двигательных функций. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, малоподвижность, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы работы с опорно-двигательным аппаратом и коррекцией речи. Логоритмика с элементами театрализации является наиболее наполненным эмоциональным звеном логопедической и двигательной коррекции, сочетающей исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в дисграфии, звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_logoritmike.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №
Красносельского района Санкт-Петербурга
РЕКОМЕНДОВАНА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Решением педагогического совета ГБОУ СОШ № Протокол №7 от «15» июня 2017 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора ГБОУ СОШ № №223-од от «20» июня 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по общеинтеллектуальному направлению
внеурочной деятельности
«Логопедическая ритмика»
Класс: 3-г
на 2017/2018 учебный год
РАЗРАБОТЧИК: классный руководитель 3-г класса пед.стаж–5 лет |
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальная и основная школа. М.: Просвещение, 2012;
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. (М.: Просвещение, 2011), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы";
Инструктивно-методическое письмо ««Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»№ 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015;
Комплексный региональный план по подготовке и проведению в образовательных организациях Санкт-Петербурга в 2017/2018 учебном году мероприятий, посвященных государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры№ 03-28-4345/17-0-0 от 14.08.2016;
План внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № на 2017-2018 учебный год
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи и двигательных функций. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, малоподвижность, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы работы с опорно-двигательным аппаратом и коррекцией речи. Логоритмика с элементами театрализации является наиболее наполненным эмоциональным звеном логопедической и двигательной коррекции, сочетающей исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в дисграфии, звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Практическая значимость. Программа предназначена для учителей-логопедов, музыкальных руководителей и педагогов специальных классов (коррекционных, компенсирующих) и ОУ. Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих образовательных учреждениях.
Инновационная направленность. Программа «Логоритмика» - первая программа по логоритмике для детей школьного возраста, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного и двигательного запаса, общему оздоровлению организма.
Базис программы: модифицированная программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»
Т. А. Ткаченко;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
- Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
- Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Н.А. Гросс;
по логоритмике:
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
по оздоровлению детей:
- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
- Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
Программа «Логоритмика» для обучающихся по программе начального общего образования
- Пояснительная записка,
- Цель и задачи: коррекция нарушений речи и развитие речевого аппарата, развитие музыкальных и творческих способностей ребенка, развития макромоторных функций, укрепление и развитие опорно-двигательного и вестибулярного аппарата, развитие эмоционального интеллекта и укрепление здоровья детей;
- Диагностические материалы,
- Тематический план,
- Учебно-тематические планы,
- Предполагаемые результаты.
Цель логоритмики: профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции;
- развитие фонематического восприятия;
- расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;
- развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
- развитие творческой фантазии и воображения;
- структурирование целостного взаимодействия систем восприятия.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, малые акробатические формы, литературно-драматургические и хореографические тексты.
Если ребенок не говорит или говорит плохо - есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. Очень трудно осуществлять логопедическое воздействие с детьми начальных классов - ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д.
Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки, воображения и движения.
Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др., необходимо использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений и развитие речевого аппарата путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, воображением и музыкой.
Для специалистов практикующих логоритмику можно рекомендовать изучение теоретических основ, методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, разрабатывающих эту тему (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)
В системе логоритмической работы с детьми можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
К проведению логоритмического занятия, предъявляются определенные требования:
- Занятия по логоритмике проводятся 2 раза в неделю (желательно в 1-ой половине дня).
- Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от возраста детей.
- Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические и театрализованные темы.
- Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
- Каждое занятие представляет собой тематическую и музыкально-игровую целостность.
- В сюжете занятий используются: классические музыкальные произведения, тренинговая музыка, стихи и сказки русских и зарубежных писателей, народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Содержание программы: логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Хореографическая гимнастика, сцен движение, сцен речь, песни и стихи, сопровождаемые мелким и амплитудным движением рук. |
| Развитие мелкой и крупной моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, музыкальной, эмоциональной и хореографической памяти. |
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с театрализованными программами. |
| Развитие речи, внимания, вестибулярного аппарата. Развитие чувства ритма и пространственного воображения. |
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. |
| Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих и сценических способностей. |
Декламация для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. |
| Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. |
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры, танцы, сценические упражнения. |
| Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. |
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям. |
| Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. |
Упражнение на развитие словотворчества. |
| Расширение активного лингвистического запаса. |
Последовательность коррекционной и компенсаторной работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений и нарушений функций опорно-двигательного аппарата, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками в групповых занятиях, оказывается целенаправленная индивидуальную помощь.
Большое значение на логоритмических занятиях играет музыка в тщательно подобранных музыкальных темах, темпах и текстах. Внедрение ИКТ в процессы обучения и воспитания позволяет обеспечить музыкальное и видео сопровождение. На занятиях может быть активно использован компьютер, DVD-центр. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, размером, темой и настроением. Преподавателем осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
Речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики проводятся также под музыкальное сопровождение. Главной задачей театрализованных игр является ритмическое исполнение стихотворных текстов, согласованных с движениями.
Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни и стихотворные тексты, классические музыкальные произведения, мотивирующие образность мышления и эмоциональный настрой.
Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях, выражающих эмоциональную наполненность и тематические переживания, открытость дружеских отношений, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе. В коммуникативных сценках, танцах и играх оценивается качество выполнения движений и их настроение, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Самым важным является координированная работа всех этих составляющих. Только при выполнении этих условий речь и движения обретут красоту, звучность и выразительность. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимодействие, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.
Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.
Необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Сцен речь, хореографические игры, динамические паузы и другие приемы логоритмики могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями ГПД, дефектологами и психологами на своих занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления в домашних условиях.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, разрабатываются перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которых является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной и эмоциональной координации.
При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
- развитие общей моторики – хореографические, динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
- развитие мелкой и крупной моторики – театрализованные хореографические игры и упражнения с речевым сопровождением.
При разработке логоритмического занятия учитывают главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые и двигательные возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.
Логопедическая ритмика, полезна всем детям имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого и психофизического развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка и его двигательных способностей вне зависимости от вида речевого нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.
Принципы построения программы
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, преподавателем движения и актерского мастерства, учителями начальных классов. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками ОУ на основании заключений о состоянии здоровья ребенка.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования и коррекции двигательных функций, звукопроизношения, порядок усвоения фонем и двигательного потенциала, всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка и характерным закономерностям опорно-двигательного аппарата. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме в той же последовательности, в какой слагаются нормы восприятия и функционирования моторной лексики.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощию педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения и воспроизведения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков, по тому же принципу формируется арсенал двигательной лексики.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – театрализованные игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных и хореографических (театральных) упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития в освоении двигательного материала, коррекции речи, оздоровлении каждого ребенка, а также создание театрализованных сценических программ, призванных продемонстрировать продуктивность выбранного коррекционного направления, постановок в которых помимо детей участвуют их родители, создавая таким образом мотивированную атмосферу сотрудничества и результативности.
Содержание занятий по логоритмике
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с преподавателем движения, логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:
- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
- выработка продолжительного речевого выдоха,
- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с ВНИ маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Учебно-тематический план
- Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
- Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки и учебные принадлежности.
- Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
- Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
- Воспитывать мотивацию к учению.
- Уточнить артикуляцию звука [У] в проговаривании чистоговорок.
- Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АУ], [УА].
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
- Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
- Уточнить артикуляцию звуков [М – М’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [М], [М’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
- Закреплять знания детей об осени, как времени года.
- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
- Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах.
- Уточнить артикуляцию звука [О] в проговаривании чистоговорок.
- Уточнить артикуляцию звуков [А – У – О], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [АОУ], [УОА].
- Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
- Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [С], [С’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Х], [Х’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Воспитывать у детей любовь к природе.
- Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ш], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
- Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Л], [Л’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
- Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
- Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.
- Уточнение артикуляции звука [Ы], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
- Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
- Учить детей выделять звуки [Ы - И] из ряда гласных звуков.
- Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
- Развивать мимику детей и пантомимику.
- Воспитывать правильное речевое дыхание.
- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
- Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Н], [Н’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей любовь к природе, музыке, театру, искусству.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Р], [Р’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [К], [К’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей любовь к искусству и творчеству.
- Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [П], [П’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
- Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Воспитывать у детей любовь к музыке, разговорной и сценической речи, театру.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Т], [Т’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей любовь к литературе
- Уточнение артикуляции звука [И], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
- Учить детей выделять звуки [И - Ы] из ряда гласных звуков.
- Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.
- Уточнить артикуляцию звуков [А – У – О - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].
- Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У], [И], [О].
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [З], [З’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Воспитывать у детей любовь к природе и традициям своего народа.
- Посуда.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [В], [В’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.
- Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
- Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ж], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.
- Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
- Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Воспитывать трудолюбие.
- Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Б], [Б’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Г], [Г’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Активизировать глагольный словарь.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Д], [Д’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
- Активизировать глагольный словарь.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Закрепить представление о звуке [j] в пении вокализов.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
- Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать любовь к своей малой родине, ее культуре.
- Закрепить представление о букве «Ь».
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Закрепить представление о звукосочетании [jЭ] в пении вокализов.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.
- Закрепить представление о звукосочетании [jО] в пении вокализов.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Закрепить представление о звукосочетании [jА] в пении вокализов.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
- Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
- Закрепить представление о звукосочетании [jУ] в пении вокализов.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ц], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
- Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.
- Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ч], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Закреплять умение различать на слух согласный звук [Щ], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Воспитывать у детей любовь к природе.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Ф], [Ф’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
- Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.
- Уточнение артикуляции звука [Э], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
- Уточнить артикуляцию звука [Э] в длительном и коротком пропевании.
- Учить детей выделять звуки [Э] - [jЭ] из ряда гласных звуков.
- Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
- Развивать мимику детей и пантомимику.
- Воспитывать правильное речевое дыхание.
- Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
- Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Закрепить представление о букве «Ъ».
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
- Воспитывать у детей любовь к природе, культуре, традициям России.
Предполагаемые результаты (для учителя):
- Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
- Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. (Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).
- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).
- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.( Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега).
- Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
- Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Улучшение результатов диагностик развития речи. (Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках).
- Воспитание бережного отношения к природе, животным.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Календарно-тематическое планирование
№ ур. | Тема урока | Кол. час. | Дата |
1. | Вводные упражнения | 1 | 5.09.2017 |
2-3 | Ритм. Музыка. Речь | 2 | 12,19.09.2017 |
4-6 | Движения на координацию | 3 | 26.09.2017-3,10.10.2017 |
7-8 | Движение и слово | 2 | 17,24.10.2017 |
9 | Хореографическая гимнастика | 1 | 14.11.2017 |
10 | Музыкально-ритмические игры | 1 | 21.11.2017 |
11-12 | Логопедическая гимнастика. Вокально-артикуляционные упражнения | 2 | 28.11.2017-5.12.2017 |
13-14 | Слог. Ударение. Ритм | 2 | 12,19.12.2017 |
15-16 | Формирование двигательной памяти (движение- музыка) | 2 | 26.12.2017-16.01.2018 |
17-18 | Декламация. Фонопедические упражнения | 2 | 23,30.01.2018 |
19-20 | Хореографическая гимнастика | 2 | 6,13.02.2018 |
21-22 | Музыкально-ритмические игры | 2 | 20,27.02.2018 |
23-24 | Упражнения на развитие мимических мышц | 2 | 6,13.03.2018 |
25-26 | Коммуникативные игры. Танцы | 3 | 20.03.2018-10.04.2018 |
27 | Упражнения на развитие словотворчества | 1 | 17.04.2018 |
28-30 | Ритм. Жест . Музыка | 2 | 24.04.2018-15.05.2018 |
31 | Мини-спектакли. Танцевальные композиции | 1 | 22.05.2018 |
Литература
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
- Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
- Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
- Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
- Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
- Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
- Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;