Классный час "Домовой-хранитель семейного очага"
классный час (3 класс)
Цель:
Деятельностная: проанализировать образ Домового в мифологии и авторских произведениях;
Содержательная: расширить знания о Домовых;
Задачи:
Дидактическая: создать условия для изучения образа домового в мифологии и изготовление продукта- Домового.
Развивающие: развивать память, речь, наблюдательность учащихся, расширить кругозор школьников о добре и слов благодарности.
Воспитательные: воспитание чувство признательности человека к другому человеку за оказанное добро и внимание, а также выражение высокой оценки его мыслей, поступков и действий.
Форма проведения: беседа, игра, рисунок,сочинение
Основные понятия: Домовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_3_klass_domovye.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Утверждаю______________________ | |
«_____»_______________2021 г. | Отметка:________________________ |
ФИО студента:
Класс/ возраст детей: 3
Дата проведения:
Тема: «Домовой-хранитель домашнего очага»
Цель:
Деятельностная: проанализировать образ Домового в мифологии и авторских произведениях;
Содержательная: расширить знания о Домовых;
Задачи:
Дидактическая: создать условия для изучения образа домового в мифологии и изготовление продукта- Домового.
Развивающие: развивать память, речь, наблюдательность учащихся, расширить кругозор школьников о добре и слов благодарности.
Воспитательные: воспитание чувство признательности человека к другому человеку за оказанное добро и внимание, а также выражение высокой оценки его мыслей, поступков и действий.
Форма проведения: беседа, игра, рисунок,сочинение
Основные понятия: Домовой
Этапы занятия, содержание (задания) | время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы методы и приемы обучения | Формируемые УУД |
1 Мотивация (самоопределение) к деятельности | 1 | -Встали все у парт красиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем, И занятие интересное начнем | Приветствуют учителя. Настраиваются на занятие. Организуют рабочее место. | Словес: слово учителя, мотивация к учебной деятельности | Л.: Нравственно-эстетическая ориентация |
2 постановка цели, задач, гипотезы актуальности мероприятия/занятия | -Говорят, что в старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто при-блудные духи, обычно безобидные. В овине живет овинник, на гумне - огуменник, в сарае - сарайник, в бане - банник, в курятне - куричий божок, в клети - клетник, в закуте - закутник, за печкой - кикимора запечная, шишиги и шиликуны, коргоруши, а в доме - сам хозяин всех домовых духов - домовой, который имеет наибольшее количество имен: домовой, домоведушко, домовид, доможил, доможирник, домоседушко. В энциклопедии «Славянская мифология» я нашла такое определение: "Домовой-покровитель дома, добрый дух, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных" . "Домовой - по суеверным представлениям сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме". -Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на занятии | Слушают учителя и планируют свои действия Анализируют прослушанное | Словес.: ответы на вопросы Нагляд.: рассказ (презент) Словес: беседа. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Л.: смыслообразование | |
3 актуализация знаний и построение проекта | -Домово́й — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. О том, откуда произошел домовой, говорят разное. Имеется представление о том, что домовые – это предки рода, которые были прокляты Богом на определенный временной срок. Они обречены служить нескольким поколениям своих потомков, и каждый раз после смерти хозяина принимают образ покойного. -Другие названия домовых “Бог ударил кремнем о кремень - посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремнем о кремень - посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы“. Такую пословицу приводит В.И. Даль. У русского человека отношения с домовым, мягко говоря, сложные. А и вправду! Кто таков - непонятно: то ли дух предка, защитник и помощник, то ли дьявольское отродье, пакостник. Как выглядит - тоже неясно: старичок не старичок, кошка не кошка или иной какой зверь, а может, и двойник хозяина дома. Даже как называть домового, толком не знали. Одни считали, что звать-величать его следует только по имени - оно у каждого домового свое. -По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. В семьях Олонецкого края величают его даже почетным именем Другая половина. Во всяком случае, он — Доможил, и за обычай житья в тепле и холе — Жировик и Лизун. За то, что он все-таки существо незримое, бесспорная и подлинная «нежить» (ни дух, ни человек), домового называют еще Постень, как призрачное существо, привидение. Иногда зовут его и «карноухим» за то, что будто бы у него не хватает одного уха. На Руси в лице домового чествуется начальный основатель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он священными узами родства и культа; он заботится только о своем доме. На Руси домовой также является покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин». Во многих преданиях разных народов об обретении счастья, семейного покоя и процветания встречаются упоминания о домовых духах – духах домашнего очага, приносящих достаток или разорение, долгую жизнь или смерть. В Норвегии домового называют Ниссе, там их даже несколько разновидностей - Домовой ниссе, Рождественский ниссе, Церковный ниссе, Корабельный ниссе, Лесной ниссе. Но в разных частях страны домового ниссе называют: «старичок с обжитого места» или «дворовый мужичок», «бонд из кургана», «хороший бонд», а в древней Норвегии его называли «хранитель хутора». На Гавайях - они менахуны, в Испании - дуэнде, в Англии - фейри, в домах у финнов живут кодин-халтья, у датчан - кобольды, в вигвамах у североамериканских индейцев водятся шводы, в камбоджийских хижинах - араки. В Непале считают, что их приходится по двенадцать штук на каждого члена семьи. Можно сделать Вывод, что вера в домовых существует у многих народов, поэтому, названий у домовых великое множество и каждый народ относится с уважением к своим домашним духам. -А кто-нибудь знает как выглядит домовой? -Давайте пофантазируем и нарисуем домового. -Приготовьте краски, и листы -Приступаем к работе. | Словес.: беседа Словес.: тветы на вопросы Словес.: фронтальный опрос Практичес.: игра | П.: извлечение информации. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К.: формулируют ответы и выводы; троят речевые высказывания; участвуют в диалоге. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р.: выполнение упр. | ||
4 Итог мероприятия/занятия | -В книге С. Максимова "Нечистая сила" я прочитала о том, что "редкий может похвалиться тем, что воочию видал домового. Кто скажет так, то либо обманулся с перепугу и добродушно вводит других в заблуждение, либо намеренно лжет, чтобы похвастаться и удачным случаем, и храбростью, и всезнайством. Видеть домового нельзя: это не в силах человеческого глаза" Но, древние славяне считали, что лик Домового очеловечен и сохраняет «звериные черты». По-разному люди представляли себе Домового: 1) домовой - человек, но обросший шерстью, мохнатый. С представлением о мохнатости домового связаны понятия о достатке дома, его хозяев. Если домовой мохнат, хозяин – богат; «голый» - к бедности 2) домовой – плотный мужичок, в смуром сарафане (по праздникам – в синем, с алым поясом. 3) домовой - старик с длинной всклоченной бородой, с маленькими, чуть заметными рожками, с подогнутым незаметным хвостом. 4) домовой – старичок, похожий на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах -Наряду с домовым - мужчиной в народе верят в женские ипостаси этого духа – домовиху, домовилиху, домаху. Иногда их считают женой либо дочерью домового, иногда – самостоятельным духом, хозяйкой дома. На Руси считали, что в доме, где есть мужчины, домовой - тоже мужчина, а если в семье одни женщины, то в доме живёт не домовой, а домовиха. 10 февраля именины Домового (Ефремов день). Полагают, что в эту ночь домовой глумится на дворах, для него ставят на загнетке кашу. На Ефремов день в старину "унимали домового" для "суседушки" (так по-другому называли домового) ставили мисочку с молоком, угощали, уговаривали не вредить хозяйству, а помогать, для этого приговаривали: "Хозяин-батюшка, побереги скотинушку". Домовой олицетворял души предков и считался покровителем семьи, а потому отношение к нему в народе всегда было уважительным. Считается, что ни в одной, даже самой лучшей квартире, не будет новоселам счастья, если не перевезти с собой домового. Его приглашают словами: "Милости просим, дедушка, на новое житье!" -На именины (10 февраля) домовой справляет свои именины, поэтому необходимо ставить угощение для домового. Если дедушка-суседушка останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. и с этого дня во дворе всё идет навыворот, беды одолевают семейство. Не пеняйте потом, что потолок протек или карниз с занавесками рухнул - это домовой свое недовольство выражает. В одних местах было принято ставить для него мисочку с молоком, уговаривая не вредить хозяйству, а наоборот, помогать. В других краях под печку, где, как считается, живет домовой, клали малый хлебец или ставили на печь или за печкой горшок с кашей, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать, и с той поры он весь год смирный.. Некоторые хозяева за ужином ставили на стол прибор для домового и откладывали для своего хозяюшки-суседушки всякого кушанья. Было принято также, выходя из бани, оставлять там ведро и веник, чтобы и домовой мог помыться - попариться. Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Не любит домовой, когда в него не верят да старину хают, традиции не соблюдают: ведь он как-никак хранитель. Считается, что его призывают к нам на помощь умершие предки, заботящиеся о нашем благополучии. О грядущей неприятности домовой предупреждает людей стуками и другими знаками. За легкомыслие может здорово насолить хозяевам, проучить их, чтобы впредь в его силах не сомневались и обычаи чтили. Ну а тем, кто относится к нему серьезно, подкармливает и разговаривает с ним, домовой по мере сил, помогает в решении проблем. Особенно любит тех, кто родился в один день с ним - 10 февраля: помогает им и оберегает от бед. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой: Есть даже целый обряд, как умилостивить дедушку домового. На кухне или в комнате накройте стол чистой белой скатертью и поставьте полное угощение: кашу, булочку или кусок свежего белого хлеба, пироги, печенья, сладости, солонку с солью и блюдце с сахаром. а также стакан с чистой, лучше родниковой водой. Для развлечения домового и чтобы определить пол духа нужны колода карт, разноцветные ленты или лоскутки, несколько монеток, игрушки - домовой поиграть любит. Затем подходят к скатерти и, глядя в правый угол кухни, трижды четко говорят: "Дядюшка-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а мне (свое имя) в этом доме счастье, здоровье, лад и любовь!" Потом трижды кланяются домовому до пола и уходят не оглядываясь. Чтобы не спугнуть важного гостя, в кухню до утра никто не заходит. Когда все уснут, домовой придет ужинать. -В воспоминаниях стариков часто можно услышать истории о домовом. Нередко в старину домовые не только охраняли дом, но и следили за детьми. Наши прапрабабушки не отмахивались, когда ребёнок рассказывал, что он играл с маленьким лохматым комочком, и не обвиняли дитятко во лжи. Наоборот, радовались. Считалось, что если домовой играет с ребёнком, то он огородит его от всех бед и болезней. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о неприятностях и о радостях, охраняет дом, если же ему что-то не нравится, то в вашем доме часто бьётся посуда, вы можете услышать, как он топает по ночам. Домовой не может жить в энергетической грязи. Если в доме нелады, ссоры, неприязнь, домовой становится раздражительным, перестаёт охранять дом и заботиться о благополучии семьи. В таком случае от вас начинает уходить достаток и часто здоровье. Деньги, даже если зарабатываются, мгновенно исчезают. Если хозяева не возьмутся за ум, не постараются наладить отношения в семье, домовой может вообще уйти из дома и отправиться на поиски более уютного и дружного семейства. В любом случае с домовым нужно дружить, не забывать угощать его пирожком и ещё чем-то вкусным, ласково с ним разговаривать. -Сейчас мы свами посмотрим небольшой мультфильм про домового. | Практич.: игра Словес.: ответы на вопросы, фронтальный опрос Словес.: слово учителя | Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | ||
5 Рефлексия | – Какую роль наши предки отводили домовому? (Хранитель добра и зла) - Кем сохраняется атмосфера добра и тепла в доме? (Членами семьи) -Спасибо вам за то что слушали! | - Участвуют в рефлексивном процесс | Наглядный: презентация | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
содержание и план работы клуба " Семейный очаг"
Пояснительная записка, план и содержание работы " Семейного клуба"...
«Семейный очаг»
сценарий на день семьи ...
Мама -хранительница тепла и семейного очага.
Воспитать доброе, уважительное отношение к женщине - хранительнице семейного очага, продолжительнице человеческого рода.Мама! самое прекрасное слово на земле, это первое слово, которое произносит чело...
Презентация к классному часу "Тепло семейного очага".
Презентация "Тепло семейного очага" является хорошим дополнением к классному часу, посвящённому Международному дню семьи....
Семейный очаг
Конспект урока Познание мира "Семейный очаг"...
УТРЕННИК "ХРАНИТЕЛЬНИЦА СЕМЕЙНОГО ОЧАГА"
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ КО ДНЮ МАТЕРИ...
Классный час во втором классе "Тепло семейного очага"
В данном классном мероприятии ставится цель: воспитание чувств любви и гордости за свою семью , развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, формирование уважительного отношения к семь...