статья по теме "Синергетический подход к проектированию в начальной школе"
методическая разработка
Статья по теме "Синергетический подход к проектированию в начальной школе "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksimovastatya.docx | 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Синергетический подход к проектированию в начальной школе.
Максимова Е. Б, учитель начальных классов, высшая категория
Сущность синергетического подхода в образовании можно рассматривать как процесс самоорганизации ориентированный на самовоспитание, самообразование, саморазвитие личности.
Александр Григорьевич Асмолов , давая оценку современной ситуации в образовании, высказал следующее… Если не произведена реформа организации жизни ребёнка, то реформы методов образования вряд ли приведут к успеху образовательной системы.
Данные слова выдающегося психолога заставляют серьёзно задуматься по какому пути идти учителю: быть передатчиком безличной имнформации или стать наставником, тьютором или коучем. Тогда меняется позиция учителя, которая совмещает в зависимости от целей роли наставника, тьютора , коуча
Соединение трёх стилей работы учителя , соединение образования и технологий обеспечивают реализацию синергетического подхода, который способствует возникновению качественно новых образований как в структуре деятельности ученика, так и развития личности.
Одной из таких технологий, реализующей синергетический подход, является метод проектирования, который не новый в технологическом комплексе, но эффективный. Он по-разному звучит в работе каждого педагога, если относится к его реализации заинтересованно.
Важным условием в использовании метода проекта является начало работы, лучше всего в начальной школе.
Ведущая деятельность ребенка в возрасте 6-10 лет – учебная. Не случайно большинство проектов в начальных классах связано с содержанием учебных дисциплин.
Опыт работы показывает, что при использовании проектного метода на уроках в начальных классах эффективна следующая его вариация: от недолговременных проектов к долговременным, от личных проектов к групповым.
Начиная работу в данном направлении, главное - заинтересовать об Для этого нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь целей, поставленных в самом начале работы над проектом. Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинаю работу над проектом. Усилия участников проекта направлены на то, чтобы достичь цели проекта.
учающихся и их родителей предстоящей работой.
В процессе выполнения проекта выделяется три этапа:
Первый этап. Разработка проекта. является наиболее трудным для детей. При его планировании особое внимание уделяю мысленному прогнозированию, созданию замысла в соответствии с поставленной целью.
На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.
Второй этап работы. Практическая реализация проекта.
На этом этапе вношу необходимые корректировки . Идёт практическая деятельность общественно полезного характера.
Третий этап. Защита проекта.
Его главная цель - это анализ полученного результата. Результат должен соответствовать поставленной цели. Учащиеся делают сообщение о проделанной работе. Слежу за добрым отношением детей к идеям и творчеству других ребят.
Темы уроков для работы по методу проектов я выбирала с учётом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.
Например: применительно к предмету «Математика» . Создаются продукты помогающие усвоить трудный математический материал.
Применительно к урокам по окружающему миру – это презентации по теме.
К урокам русского языка – это страничка электронного орфографического словаря.
В проектной деятельности важно, чтобы каждый учащийся был задействован. Готовясь к такому уроку, я чётко определяю, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Направляет определение цели деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Инициирует активность школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Участвует в оценивании полученного результата, в выявлении недостатков |
Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей . Нужно подвигнуть детей к выдвижению гипотезы и её решению.
На следующем этапе организую групповую работу, помогаю распределять обязанности в группе, помогаю продумывать ход деятельности, обсуждаю с ребятами методы исследования.
Затем, под моим руководством дети анализируют и систематизируют полученные данные.
Роль учителя – быть рядом, корректировать работу детей, создавая ощущение того, что дети сами «ведут» урок.
После подведения итогов работы каждой группы подводим общий итог и оформляем результат. Результатом деятельности на уроках может быть презентация проекта. Создаю банк презентаций по каждому предмету. Эти презентации или их элементы использую в урочной и внеурочной деятельности детей.
Коротко можно расписать этапы урока по пунктам. Это видно в таблице.
Сравнительная таблица
этапов работы над проектом и урока с применением метода проекта
Работа над проектом | Урок по методу проектов |
1. Выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования. 2. Выдвижение гипотезы и её решения (Ученики обсуждают, предлагают собственные идеи) 3. Обсуждение методов исследования. 4. Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей. 5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных. 6. Подведение итогов, оформление результата. 7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования, анализ успехов и ошибок. | I.Организационный момент II.Актуализация опорных знаний III.Постановка проблемы IV.Планирование работы V.Открытие нового знания, разрешение проблемы VI.Оформление результата VII.Первичное закрепление VIII.Рефлексия |
Заканчиваем урок рефлексией, анализируем успехи и ошибки, даём самооценку результату, используем и приём взаимооценки.
Особое внимание я уделяю на формирование у учащихся коммуникативных умений.
- - умение спрашивать, делать «запрос»;
- - умение управлять голосом, умение говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации;
- - умение выражать свою точку зрения, понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировать его, доказывать;
- - умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере верное решение.
Проектная деятельность позволяет само реализоваться каждому школьнику независимо от способностей. Дети активно принимают участие в различных предметных олимпиадах: «Познание и творчество», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Слон», «Муравей», «Светлячок», «Вундеркинд» и другие. Ребята становятся призёрами и лауреатами этих олимпиад
По данным психологов проектная деятельность влияет на развитие личностных качеств ученика. Это подтверждается результатами психолого-педагогической диагностики.
Уровень учебной и трудовой мотивации возрастает.
Становится адекватной самооценка.
Наблюдается положительная динамика качества знаний
Практика показывает, что проектная деятельность, где включены в сотрудничество ученики и учитель создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки.
Помимо учебного проектирования активно применяю социальное проектирование, ориентированное на формирование гражданской позиции школьника.
А в контексте синергетики задача социального проектирования состоит в том, чтобы создавать и поддерживать условия для интеллектуальной и творческой самореализации каждой личности, формировать способность к осуществлению профессионально-личностного выбора.
Социальное проектирование решает несколько задач.
- Сплочение коллектива детей и родителей
- Ориентирование коллектива на общественно-полезные дела
- Развивает самостоятельность в добывании знаний учащимися
- Влияет на уровень обученности детей
А выступая сложным системным образованием, оно включает в себя
- социальную пробу
- социальные практики
- социальный проект
Подготовка к социальному проектированию начинается уже с 1 класса.
С первых дней младший школьник активно включается в социальную жизнь гимназии:
Чтобы осознанно погрузиться в проектную деятельность с первоклассниками
- проводится цикл занятий по программе «Этика», где особое место Первоклассники участвуют в школьных благотворительных акциях
- «Дети-детям»,«Дорогие мои старики».
- В этот момент ребёнок осознаёт себя значимой частичкой человеческого общества. А участие родителей в таких мероприятиях становится доброй традицией. Все школьные мероприятия проводятся с привлечением семьи каждого ребёнка.
- занимают такие понятия как милосердие, забота о ближнем
Главное требование к социальному проектированию это соблюсти 3 принципа выбора объекта.
- Интерес к объекту
- Доступность темы проектирования
- Актуальность деятельности
Полученные продукты деятельности, а также рефлексивные материалы, подготовленные учащимися по итогам деятельности, размещаются в портфолио учащегося.
Уметь рассказать о своих добрых и нужных делах тоже важно.
в 1 классе - это «Солнышко добрых дел». Солнышко - это один из разделов «Портфолио ученика». Каждый ребёнок пробует свои силы в социальных действиях и каждый лучик это отражение его участия в социально значимых мероприятиях.
Социальную практику - получение практических знаний и опыта взаимодействия мы используем на уроках и в начальной школе.
Так на Уроке окружающего мира в 1 классе о чудесных цветниках дети узнали о проекте 4 класса «Самоцветы на школьном дворе» в стихотворной форме.
После этого дети получили задание разработать проект центральной клумбы школьного двора. А раз вся страна готовилась к олимпиаде, то и проект клумбы должен был отображать это событие.
Конкурс проектов в классе выявил победителя. Это был проект «Трамплин - бабочка» семьи Пупышевых. Такой объект был заявлен в олимпийском Сочи, но не был реализован. Зато красивая идея этого объекта была воплощена на нашем школьном дворе.
В Социальном проекте продукт деятельности связывает социум и личность.
Проект обязательно включает в себя
- получение и присвоение социально значимой информации( познание)
- проблематизацию этой информации
- и преобразование её
Объектами социального проекта могут быть
- социальные явления( табакокурение, наркомания, преступность)
- социальные отношения (отношение к старикам);
- социальные институты и учреждения (органы исполнительной власти, больницы, библиотеки, детские дома));
- социальная среда (городской ландшафт).
Логика всего социального проектирования - это план действий и практические шаги по выполнению плана.
Практические шаги социального проектирования
- ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
- ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
- ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.
- ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
- ШАГ №5. Составление детального плана работы.
- ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
- ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
- ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
- ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
- ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
- ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
- ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
- ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
- ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
- ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
- ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
- ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
- ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
- ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
- ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
- ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта
Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.
Шаги с №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.
Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.
Эти шаги соотносятся с уровнями результатов внеурочной деятельности младших школьников, определённых стандартами нового поколения. Это 3 уровня.
- 1 уровень - приобретение учащимися социального знания
- 2 уровень - формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям
- 3 уровень - приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия
Проектирование - это усилие трех сторон и их взаимодействие:Учитель ↔ родители Родители ↔ ученики Ученики ↔ учитель
Участие детей в социальном проектировании явилось толчком для создания детьми групповых и индивидуальных проектов.В групповых проектах ярко проявляется сотрудничество детей, родителей, учителя. Это такие проекты:
- Физминутки
- Каша- просто, вкусно, полезно.
- Танец- движение к здоровью
Индивидуальные проекты
- Зайчишка для братишки
- Моя фамилия
- Офтальмотренажёры для глаз
- Как зимуют домашние питомцы
- Робот-гусеница
Проекты получили не только хорошую оценку на защите школьных проектов в социальнозначимой игре ШОС,на городском конкурсе проектов, но и высокую оченку экспертов на заочном туре Рождественских встреч в Москве. Авторы проектов стали дипломантами и лауреатами разных степеней.
Синергетический подход – это не новая идеалогия. Этот подход лишь пытается обнаружить закономерности в процессе развития личности , позволяет управлять процессом , не управляя навязчиво, исключая диктат и мелочную опеку. Результатом такого подхода является продуктивность учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы
В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...
Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС".
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС"....
Проектирование уроков на основе системно – деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.
Системно - деятельностный подход в условиях ФГОС. Структура урока....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...
Статья: "«Системно-деятельностный подход в обучении в начальной школе»
В основу Государственного Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответств...
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личн...