статья по теме "Синергетический подход к проектированию в начальной школе"
методическая разработка

Максимова Елена Борисовна

Статья по теме "Синергетический подход к проектированию в начальной школе "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimovastatya.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Синергетический подход к  проектированию в начальной школе.

Максимова Е. Б, учитель начальных классов, высшая категория

Сущность синергетического подхода в образовании можно рассматривать как процесс самоорганизации  ориентированный на самовоспитание, самообразование, саморазвитие личности.

Александр  Григорьевич Асмолов , давая оценку современной ситуации в образовании, высказал следующее… Если не произведена реформа организации жизни ребёнка, то реформы методов образования вряд ли приведут к успеху образовательной системы.

Данные слова выдающегося психолога заставляют серьёзно задуматься по какому пути идти учителю:  быть передатчиком безличной имнформации или стать наставником, тьютором или коучем. Тогда меняется позиция учителя, которая совмещает в зависимости от целей роли наставника, тьютора , коуча

Соединение трёх стилей работы учителя , соединение образования и технологий обеспечивают реализацию синергетического подхода, который способствует возникновению качественно новых образований как в структуре деятельности ученика, так и развития личности.

Одной из таких технологий, реализующей синергетический подход, является метод проектирования, который не новый в технологическом комплексе, но эффективный.  Он  по-разному звучит в работе каждого педагога, если относится к его реализации заинтересованно.

Важным условием в использовании метода проекта является начало работы, лучше всего в начальной школе.

Ведущая деятельность ребенка в возрасте 6-10 лет – учебная. Не случайно большинство проектов в начальных классах связано с содержанием учебных дисциплин.

Опыт  работы  показывает,  что  при  использовании  проектного метода  на  уроках   в  начальных  классах  эффективна  следующая его вариация: от недолговременных проектов к долговременным, от личных проектов к  групповым. 

Начиная работу в данном направлении, главное - заинтересовать об Для этого нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь целей, поставленных в самом начале работы над проектом. Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинаю работу над проектом. Усилия участников проекта направлены на то, чтобы  достичь цели проекта.

учающихся и их родителей предстоящей работой.

В процессе выполнения проекта выделяется три   этапа:

Первый  этап. Разработка проекта. является  наиболее  трудным  для  детей. При  его  планировании особое  внимание  уделяю   мысленному прогнозированию,  созданию  замысла  в  соответствии  с  поставленной  целью.

На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.

 

Второй  этап  работы. Практическая  реализация  проекта. 

На  этом  этапе    вношу необходимые  корректировки . Идёт практическая деятельность общественно полезного характера.

Третий    этап. Защита проекта. 

Его  главная цель   -   это  анализ полученного  результата. Результат должен   соответствовать поставленной цели. Учащиеся делают  сообщение  о  проделанной  работе.  Слежу  за добрым отношением детей к идеям и творчеству других ребят.

Темы уроков для работы по методу проектов я выбирала с учётом того,  чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.

 Например: применительно к предмету «Математика» . Создаются продукты  помогающие усвоить трудный математический материал.

Применительно к урокам по окружающему миру – это презентации по теме.

К урокам русского языка – это страничка электронного орфографического словаря.

В проектной деятельности важно, чтобы каждый учащийся был задействован.  Готовясь к такому уроку, я чётко определяю, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом.

 Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

 Направляет определение цели деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Инициирует активность школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Участвует в  оценивании полученного результата, в выявлении недостатков

Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей . Нужно подвигнуть детей  к выдвижению гипотезы и её  решению.

На следующем этапе организую  групповую работу, помогаю распределять обязанности в группе, помогаю  продумывать ход деятельности, обсуждаю с ребятами  методы исследования.

Затем, под моим руководством дети анализируют и систематизируют полученные данные.

Роль учителя – быть рядом, корректировать работу детей, создавая ощущение того, что дети сами «ведут»  урок.

После подведения итогов работы каждой группы подводим  общий итог и оформляем результат. Результатом деятельности на уроках может быть презентация проекта. Создаю банк презентаций по каждому предмету. Эти презентации или их элементы использую в урочной  и внеурочной деятельности детей.

Коротко можно расписать этапы урока по пунктам. Это видно в таблице.

Сравнительная таблица

этапов работы над проектом и урока с применением метода проекта

Работа над проектом

Урок по методу проектов

1. Выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования.

2. Выдвижение гипотезы и её решения (Ученики обсуждают, предлагают собственные идеи)

3. Обсуждение методов исследования.

4. Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.

5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.

6. Подведение итогов, оформление результата.

7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования, анализ успехов и ошибок.

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний

III.Постановка проблемы

IV.Планирование работы

V.Открытие нового знания, разрешение проблемы

VI.Оформление результата

VII.Первичное закрепление

VIII.Рефлексия

Заканчиваем урок рефлексией, анализируем успехи и ошибки, даём самооценку результату, используем и приём взаимооценки.

Особое внимание я уделяю на формирование у учащихся коммуникативных умений.

  • - умение спрашивать, делать «запрос»;
  • - умение управлять голосом, умение говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации;
  • - умение выражать свою точку зрения, понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировать его, доказывать;
  •  - умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере верное решение.

Проектная деятельность позволяет само реализоваться каждому школьнику независимо от способностей. Дети активно принимают участие в различных предметных олимпиадах: «Познание и творчество», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Слон», «Муравей», «Светлячок», «Вундеркинд» и другие. Ребята становятся призёрами и лауреатами этих олимпиад

По данным психологов проектная деятельность влияет на развитие личностных качеств ученика. Это подтверждается результатами психолого-педагогической диагностики.

 Уровень учебной и трудовой мотивации возрастает.

Становится адекватной самооценка.

Наблюдается положительная динамика качества знаний

Практика показывает, что проектная деятельность, где включены в сотрудничество ученики и учитель создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки.

Помимо учебного проектирования активно применяю социальное проектирование, ориентированное на формирование гражданской позиции  школьника.

А в контексте синергетики задача социального проектирования состоит в том, чтобы создавать и поддерживать условия для интеллектуальной и творческой самореализации каждой личности, формировать способность к осуществлению профессионально-личностного выбора.

Социальное проектирование решает несколько задач.

  1. Сплочение коллектива детей и родителей
  2. Ориентирование коллектива на общественно-полезные дела
  3. Развивает самостоятельность в добывании знаний учащимися
  4. Влияет на уровень обученности детей

А выступая сложным системным образованием, оно включает в себя

  • социальную пробу
  • социальные практики  
  • социальный проект

Подготовка к социальному проектированию начинается уже с 1 класса.

     С первых дней младший школьник активно включается в социальную жизнь гимназии:

Чтобы осознанно погрузиться в проектную деятельность с первоклассниками

  • проводится цикл занятий по программе «Этика», где особое место Первоклассники участвуют в школьных  благотворительных акциях
  •  «Дети-детям»,«Дорогие мои старики».
  • В этот момент ребёнок осознаёт себя значимой частичкой человеческого общества. А участие родителей в таких мероприятиях становится доброй традицией. Все школьные мероприятия проводятся с привлечением семьи каждого ребёнка.
  • занимают такие понятия как милосердие, забота о ближнем

Главное требование к социальному проектированию это соблюсти 3 принципа выбора объекта.

  • Интерес к объекту
  • Доступность темы проектирования
  • Актуальность деятельности

Полученные продукты деятельности, а также рефлексивные материалы, подготовленные учащимися по итогам деятельности, размещаются в портфолио учащегося.

   Уметь рассказать о своих добрых и нужных делах тоже     важно.

 в 1 классе - это «Солнышко добрых дел». Солнышко - это один из разделов «Портфолио ученика». Каждый ребёнок пробует свои силы в социальных действиях и каждый лучик это отражение его участия в социально значимых мероприятиях.

Социальную практику -  получение практических знаний и опыта взаимодействия мы  используем на уроках  и в начальной школе.

Так  на Уроке окружающего мира в 1 классе о чудесных цветниках дети узнали о  проекте 4 класса  «Самоцветы на школьном дворе» в стихотворной форме.

После этого дети получили задание разработать проект центральной клумбы школьного двора. А раз вся страна готовилась к олимпиаде, то и проект клумбы должен был  отображать это событие.  

Конкурс проектов в классе выявил  победителя. Это был  проект «Трамплин - бабочка» семьи Пупышевых. Такой объект был заявлен   в олимпийском Сочи, но не был реализован. Зато красивая идея этого объекта была воплощена на нашем школьном дворе.

В Социальном  проекте продукт деятельности  связывает социум и личность.

              Проект обязательно включает в себя

  • получение и присвоение социально значимой информации( познание)
  •  проблематизацию этой информации
  • и преобразование её

Объектами социального проекта могут быть

  •  социальные явления( табакокурение, наркомания, преступность)
  •  социальные отношения (отношение к старикам);
  •  социальные институты и учреждения (органы  исполнительной власти, больницы, библиотеки, детские дома));
  • социальная среда (городской ландшафт).

Логика всего социального проектирования - это план действий и практические шаги по выполнению плана.

Практические шаги социального проектирования 

  • ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
  • ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
  • ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.
  • ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
  • ШАГ №5. Составление детального плана работы.
  • ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
  • ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
  • ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
  • ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
  • ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
  • ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
  • ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
  • ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
  • ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
  • ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
  • ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
  • ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
  • ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
  • ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
  • ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
  • ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

 Шаги с  №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.

Эти шаги соотносятся с уровнями результатов внеурочной деятельности младших школьников, определённых стандартами нового поколения. Это 3 уровня.

  • 1  уровень - приобретение учащимися социального знания
  • 2 уровень - формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям
  • 3 уровень - приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия

Проектирование - это усилие трех сторон и их взаимодействие:Учитель ↔ родители Родители ↔ ученики Ученики ↔ учитель

Участие детей в социальном проектировании явилось толчком для создания детьми групповых и индивидуальных проектов.В  групповых проектах ярко проявляется сотрудничество детей, родителей, учителя. Это такие проекты:

  • Физминутки
  • Каша- просто, вкусно, полезно.
  • Танец- движение к здоровью

Индивидуальные проекты

  • Зайчишка для братишки
  • Моя фамилия
  • Офтальмотренажёры для глаз
  • Как зимуют домашние питомцы
  • Робот-гусеница

Проекты получили не только хорошую оценку на защите школьных проектов в социальнозначимой игре ШОС,на городском конкурсе проектов,  но и высокую оченку экспертов на заочном туре Рождественских встреч в Москве. Авторы  проектов стали дипломантами и лауреатами разных степеней.

Синергетический подход – это не новая идеалогия. Этот подход лишь пытается обнаружить закономерности в процессе развития личности , позволяет управлять процессом , не управляя навязчиво, исключая диктат и мелочную опеку. Результатом такого подхода является продуктивность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС".

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС"....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...

Статья: "«Системно-деятельностный подход в обучении в начальной школе»

В   основу   Государственного Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально  базирующийся    на  обеспечении    соответств...

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личн...