"О великом воине Александре Невском"
план-конспект

Чебаненко Ольга Анатольевна

Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_velikom_voine_aleksandre_nevskom.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУ "СРЦН "Гармония"

О великом воине – Александре Невском

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:

Чебаненко.О.А.


Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину.
Задачи:
1.Развивающая:
-развивать внимание, память, воображение.
-развивать детское творчество, фантазию.
-развивать мелкую моторику пальцев рук.
-развивать гендерные представления детей.
2.Образовательная:
Образовательная область «Речевое развитие».
-развивать связную речь детей
-обогащать словарь детей новыми словами.
-учить понимать смысл пословиц
-развивать интонационную выразительность речи
Образовательная область «Познавательное развитие»
-расширять представление детей об историческом прошлом нашей страны
-познакомить детей с жизнью великого полководца – Александра Невского
-формировать представление детей о воинах – защитниках нашей Родины
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-развивать детское творчество при изготовлении поделки.
3.Воспитательная:
-воспитывать любовь к Родине
-воспитывать эстетическое восприятие детей
-воспитывать уважительное отношение к великим защитникам нашей Родины
Формирование целевых ориентиров: ребенок овладевает культурными способами деятельности:
1.Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, конструировании.
2.Ребенок овладевает развитым воображением в игре. продуктивной деятельности.
3.Ребенок хорошо владеет устной речью.
4.У ребенка развита мелкая моторика
5.Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
6.Ребенок проявляет любознательность, обладает элементарными знаниями из области истории нашей страны.
Предварительная работа: изготовление макета древнерусского города древней Руси, беседы с детьми о воинах древней Руси, посещение музея «Горенка», рисование, изготовление поделок о воинах древней Руси самостоятельно и с родителями.
Оборудование: презентация с использованием ИКТ, картины с воинами древней Руси: Илья Муромец, Дмитрий Донской, Александр Невский, князь Владимир, макет древнего города Руси, силуэты богатырей из картона, платки с русско-народными узорами, листы фольги, бисер, цветная бумага, клей, клеенки, салфетки.

Организационный момент:


Собрались все вместе в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И все вместе улыбнемся.

В: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: Хорошее, веселое, радостное.
В: Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение, давайте подарим его нашим гостям.
В: Ребята, у нас в детском саду проходит конкурс творческих работ «Святые витязи земли Русской». А какие работы мы уже с вами сделали к этому конкурсу? (рисунки, поделки своими руками и с родителями)
В: замечательно!
В: Ребята, а что мы с вами решили сделать в группе для этого конкурса? (макет древнерусского города)
В: Ребята, а кто жил в древних городах на Руси? (наши предки, которые жили много лет назад)
В: Молодцы! Раньше в древней Руси очень часто совершались на города набеги чужеземцев т. е. врагов и поэтому люди старались какими-то способами защитить свой город.
-Ребята. А давайте подумаем вместе какими способами наши предки защищали города (воздвигали стены вокруг города, вырывали ров)
В: А кто же защищал города в случаях нападения врагов?(богатыри, воины)
В: Ребята, как вы думаете, может у нас в нашей поделке что-то не хватает?(здесь не хватает воинов, богатырей)
-А что бы сделать их, нам необходимо узнать о них побольше, поэтому я приглашаю вас на выставку. Вы согласны?(да).
(Дети входят в зал, где оформлена выставка иллюстраций воинов древней Руси - Дмитрий Донской, Феодор Ушаков, Илья Муромец)
В: Вот мы с вами на выставке, присаживайтесь
-Ребята кого вы узнали на этой выставке? (Илья Муромец, Дмитрий Донской, Феодор Ушаков, князь Владимир).
В: Молодцы!
-Ребята, а что мы знаем о них?(Они жили давно, были сильные, смелые люди, защищали нашу родину от врагов)
В; Молодцы! Об этих богатырях, защитников нашей Родины предлагаю вам послушать стихотворение, которое прочитает Арсений:
А и сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное
Век стоит Русь – не шатается!
И века стоит – не шелохнется.
В:Ребята, а мы с вами еще пословицы знаем о наших богатырях, воинах. А какие вы знаете пословицы?
Д: - Если дружба велика – будет Родина крепка,
- Все за одного, один за всех – тогда и в деле будет успех,
-Тот герой, кто за Родину горой,
-Сам погибай , а товарища выручай,
-Жить – Родине служить,
-Сметлив боец- врагу конец.
В: Ребята, а как вы понимаете эту пословицу? (воину нужна не только сила, но и смекалка)
В: молодцы! Все русские богатыри очень любили свою Родину. Свой народ, поэтому всегда защищали свою родную землю и народ и никогда не нападали на другие земли.
Но русских богатырей много больше и узнаете вы о них со временем в школе.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру « Отгадай кто это?». Вам нужно разделиться на две команды, каждая команда подойдет к своему столу, где разложены картинки с воинами, богатырями. Сначала одной команде, а потом другой я буду рассказывать о каком - нибудь богатыре, а вы должны найти и поднять картинку с его изображением. Посмотрим, чья команда лучше справится с заданием.
В: Этот воин защищал нашу Родину на водных просторах, не проиграл ни одного сражения (Феодор Ушаков), этот воин крестил Русь и после этого его стали называть красным солнышком (князь Владимир), этот воин разбил врага в Куликовской битве, которая проходила около реки Дон(Дмитрий Донской), этот богатырь был больной и не мог ходить до 30 лет, после чудесным образом исцелился и стал защищать Русь от врагов (Илья Муромец).
В: Молодцы! А есть у нас здесь воин, а котором мы с вами еще не знаем?(дети показывают его изображение). Этот воин – Александр Невский. Ребята, вы хотите о нем узнать?(да)
В: тогда присаживайтесь и я вам расскажу о нем.(дети присаживаются)
(На экране показываются слайды из жизни воина Александра Невского)

1 слайд- картина художника Корина «Александр Невский.
-Ребята, сегодня рассказ пойдет об умном, кротком, мудром и храбром воине древней Руси- князе Александре Невском. Он жил очень давно около тысячи лет назад и прославил себя многочисленными подвигами во благо земли Русской.
2слайд-г.Новгород Кремль.
- Это город Новгород, где жил князь Александр.Нашей Родине со всех сторон угрожали враги, в том числе и шведы.

3 слайд.
- Шведский король собрал огромное войско, поместил их на множество кораблей и прислал их на Русь к берегам реки Невы. Он не сомневался в своей победе, поэтому предупредил Александра, чтобы тот выходил на сражение

4 слайд-князь Александр с дружиной.
-Не устрашился грозного противника русский воин и повелел собирать дружину.

5 слайд.
-В этом храме святой Софии в городе Новгороде перед боем молился Александр со слезами прося у Бога помощи.
6 слайд.
- Александр взял благословение у священника и выйдя к своим воинам он воскликнул: «Братья! Не в силе Бог, а в правде»
7 слайд- Битва на Неве.
- 1240 году 15 июля наступил яркий знойный день. Шведы ничего не подозревали. Прежде, чем враги успели опомниться русские внезапно напали на них.
8 слайд Битва на Неве.
-Битва была жаркая. Шведы отчаянно сопротивлялись, но не могли противостоять русскому натиску. За эту битву на реке Неве народ прозвал Александра Невским. Еще много побед одержал Александр Невский в бою над врагом.
9 слайд-битва на Чудском озере с немцами, которые хотели истребить весь народ русский и веру православную – вошла в историю как «Ледовое побоище»
10 слайд-После боя.
-Со славою возвращался после побед Александр Невский, народ встречал его с ликованием.
11 слайд-икона Александра Невского
-За свою благочестивую, праведную жизнь на благо своей Родины, Александр Невский был причислен русской православной церковью к лику святых.
12 – 13 слайды-храмы в честь Александра Невского
-Русский народ глубоко чтит память святого Александра Невского. Сотни храмов в нашей стране посвящены его имени.
14-15 слайды- памятники Александру Невскому.
-Очень много памятников в нашей стране посвящены Александру Невскому.
16 слайд – Орден Александра Невского.
-Орден Александра Невского был учрежден в нашей стране в 1942 году и давался самым отважным и умелым командирам.

В: Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем. Пусть мальчики, будущие наши защитники покажут какие были богатыри.

Физминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков(показывают силача)
Он силен - он здоров
Он из лука стрелял(имитируют стрельбу из лука)
Метко палицу бросал
На границе стоял
Зорко-зорко наблюдал(имитируют наблюдение)
Подрастем мы и смотри,
Станем, как богатыри! (поднимают руки высоко вверх).
В: молодцы! А девочки нам покажут русских красавиц, у которых в старину ценились такие качества, как доброта, скромность и трудолюбие (девочки в русских платках красивыми движениями кружат вокруг мальчиков)
В:Молодцы! Ребята, мы с вами узнали много о богатырях. Я приглашаю вас пройти в мастерскую, чтобы завершить изготовление нашей совместной работы для выставки. Но прежде, чем приступить к работе скажите, что необходимо было воину древней Руси, чтобы защитится от ударов врага?(доспехи). Из чего делали доспехи? (из железа).
-Отгадайте загадки о воинских доспехах и если отгадаете, то найдите и покажите эти доспехи на столе.
- Рубашку такую не вяжут, не шьют,
ее из колючек железных плетут (кольчуга).

-Железная шапка с острым концом,
а спереди клюв навис над лицом (шлем).

-Снести всем врагам можно голову с плеч
ну что догадались, конечно же (меч).


-Чтоб грудь защитить от ударов врага
Его угадаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий (щит)

В: Молодцы! А сейчас разделитесь на пары кто с кем хочет работать, договоритесь кто что будет делать и приступайте к работе, подумайте кого из воинов – богатырей вы будете делать.
( Во время работы звучит спокойная музыка. Выполнив работу, дети выставляют своих воинов к макету города).
В: Молодцы, ребята! Вот у нас и готова наша совместная работа. Куда мы ее поместим?(на выставку для конкурса)
В: Вы очень старались и мы видим , что у нас теперь город находится под защитой воинов, как в старые времена. Вам понравилось на занятии? (да).
-А что вам понравилось сегодня на занятии? А каком новом воине вы узнали сегодня ?(об Александре Невском). Почему его прозвали Невским?(за битву на реке Неве).Чтобы вы не забыли этих богатырей, которые защищали нашу Родину и благодаря которым мы сейчас живем, я хочу подарить вам картины об этих воинах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему :" Александр Невский".

Данный материал может использоваться как на классном часе , так и на уроках окружающего мира....

Классный час "Александр Невский".

Цель: Познакомить с биографией Александра Невского.Закрепить знания  о достопримечательностях Санкт-Петербурга.Развивать интерес к истории  России, родного города.Воспитывать чувство п...

«Князь Александр Невский – выдающийся деятель истории России» презентация для урока ОРКСЭ к 800-летию Александра Невского

Презентация предназначена для первоначального знакомства учеников начальной школы  с личностью князя Александра Невского и формирования представлений о его роли в российской истории.Задачами през...

Исследовательская работа "Великий князь Александр Невский – защитник Отечества"

Исследовательская работа выполнена в стихотворной форме для лучшего запоминания исторических фактов. Имеет цель и задачи, практическую значимость....

Разработка внеклассного мероприятия - игры "Александр Невский - великий русский полководец, дипломат, святой"

Данное мероприятие может проводиться среди учащихся 4 - 6х классов и как внекласное мероприятие, и на уроках истории....