ИКТ в коррекционной работе.
статья

Гаркина Мария Владимировна

ИКТ в коррекционной работе.( 1 слайд)

В проекте «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» говорится, что  «Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: … необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения».

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в коррекционном образовании - одна из самых новых и актуальных проблем и  преимуществ в коррекционной педагогике.

В последнее время в специальном образовании происходят значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная школа работает с детьми, имеющими  отклонения в развитии, а именно интеллектуальную недостаточность. Такие школьники трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, неусидчивы, часто гиперактивны, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у них наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде.

(2 слайд) Одним из новых направлений повышения гибкости и эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальной общеобразовательной (коррекционной) школе является организация и проведение уроков с использованием ИКТ. Применение информационно-компьютерных технологий на уроках не только облегчает усвоение учебного материала,  но и повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность,  развивает мышление ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

(3 слайд) Задачи ИКТ в коррекционном обучении:

– развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;

– знакомство с информационными процессами в современном обществе;

– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;

– формирование коммуникативных способностей;

– развитие творческих способностей;

– индивидуализация обучения;

– использование компьютера как средства познания.

Необходимо отметить, что работу учителя коррекционной школы, в этом направлении, значительно осложняет скромное техническое оснащение учебных кабинетов, отсутствие специальных электронных пособий, соответствующих современному уровню развития новых информационных технологий и методических рекомендаций к ним, поэтому зачастую преобладает индивидуальное творчество педагогов.

( 4 слайд) Наш опыт работы показывает, что из различных средств ИКТ наиболее эффективным  в коррекционной школе является применение мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint. Она позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио-информацию, объединенную в единую оболочку учебного процесса. Комбинирование разнообразных средств представления информации призвано обеспечить создание максимально интересной, доступной формы современного учебного пособия. Работа ребенка с таким пособием позволяет не только решать проблему сообщения учебной информации, но и знакомит школьника с актуальной формой её представления. Использование таких презентаций, по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому они широко применяются при проведении учебных занятий в школах, тренингов в профобразовании.

Примеры на уроках, задачи, картинки, релаксация, мультики, ролики,4 лишний и т.д.

(5 слайд).

( 6 слайд) Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила.

Отличник, как пример игры. И ПДД (7 слайд).

Не секрет, что компьютер, в последнее время занимает одно из главных мест в жизни детей. Именно за ним они проводят большую часть свободного времени. Причем дети с особыми образовательными потребностями не являются исключением, так как подчас компьютер является единственной возможностью не отличаться от других детей. Как известно, познавательный интерес у учащихся с ОВЗ формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчеркивал, как «важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». ( 9 слайд)

ИКТ-технологии соответствуют основным принципам обучения в специальной (коррекционной) школы VIII вида.

1. Принцип наглядности.

2.Сознательность и активность учащихся в обучении.

3.Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

4.Связь обучения с жизнью.

5.Научность и доступность обучения.

6.Воспитывающая и развивающая направленность обучения.

Формирование ИКТ - компетентности обучающихся.

• Обращение с устройствами ИКТ.

• Фиксация и прослушивание звуков.

• Фиксация и просмотр изображений.

• Создание письменных сообщений.

• Создание графических объектов.

• Создание музыкальных и звуковых сообщений.

• Коммуникация и социальное взаимодействие.

 

( слайд 10) Так же существуют специальные средства ИКТ. Помочь ребенку, имеющему ограничения, связанные с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций, расширить доступ к образовательным программам и посильной трудовой деятельности можно с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.

Рабочие места слепых и слабовидящих пользователей должны быть обеспечены брайлевскими дисплеями и принтерами, позволяющими незрячим пользователям “видеть” экран и распечатывать  и слышать текст.

( слайд 11) Клавиатура Clevy идеально подходит для детей, которые только учатся читать, писать и считать.

• Большие разноцветные клавиши и легко узнаваемые буквы.

• Водонепроницаемая и прочная конструкция.

В нижней части клавиатуры Clevy находится переключатель, при помощи которого можно выбрать использование функциональных клавиш или функцию повтора нажатия клавиш. Если отключить функцию повтора нажатия клавиш, то при удержании одной клавиши будет напечатана только одна буква.

Специальная клавиатура Клавинта, предназначенная для людей с ограниченными возможностями: слабовидящих и имеющих серьезные нарушения моторики. Может соединять в себе функции обычной клавиатуры и компьютерной мыши.

Клавиатура представляет собой сенсорную панель, реакция на нажатие различных ее участков автоматически перепрограммируется с помощью специальных накладок, используя которые ребёнок сможет обучаться чтению и математике, запускать популярные образовательные и развлекательные программы.

( слайд 12). С помощью таких кнопок пользователи с ограниченными физическими возможностями могут выполнять наиболее часто используемые команды.

Большая, средняя, малая кнопки Big Switch (1), Medium Switch (2),Small Switch (3) сделаны из высокопрочной пластмассы, кнопка Tash Soft Switch (4) – из мягкого материала. Поворотом кнопки можно регулировать давление, необходимое для нажатия. Кнопки можно закрепить на регулируемом кронштейне или при помощи специальной липучки, например, на руке или на поясе.

( слайд 13)

Основной проблемой людей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать их при нажатии на определенную клавишу.

На клавиши устанавливаются сменные пиктограммы, соответствующие записанным сообщениям.

(Слайд 14)

Компьютерный джойстик, сочетает в себе функции мыши и джойстика. Курсор управляется ручкой с тремя кнопками (для различных видов захвата возможны три насадки в виде шара, ручки и рычага).

 

Кнопки, расположенные справа и слева, соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными.

Трекбол или роллер с тремя кнопками сочетает в себе функции мыши и джойстика. Кнопки, расположенные справа и слева, соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши.

С помощью верхней кнопки можно выделить текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными.

Современному человеку недостаточны только предметные знания. Ему в современном мире необходимы метапредметные  знания и умения. Использование на уроке ИКТ-технологий с успехом решает эту задачу.

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, а именно информационно-коммуникационных,  дети с ОВЗ обретают необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повышается уровень их мотивации к обучению.

Литература

1.  http://www.int-edu.ru/index.php?m1=451&m2=0&ms=2 средства ИКТ

2. Фоменко Г. И., Чередникова Н. А. Использование информационных технологий на уроках географии в 9 классе коррекционной школы VIII вида. http://ито-ростов.рф/

3. Проект «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4. Презентация «ФГОС: ИКТ компетенции» Жуланова В. П., КРИПКиПРО, 05.2012

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.pptx1.63 МБ
Файл ikt.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы: Корнева О.Н. Гаркина М.В. ИКТ в коррекционной работе

Слайд 2

Применение информационно-компьютерных технологий облегчает усвоение учебного материала, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Слайд 3

Задачи ИКТ в коррекционном обучении: развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.; знакомство с информационными процессами в современном обществе; формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач; формирование коммуникативных способностей; развитие творческих способностей; индивидуализация обучения; использование компьютера как средства познания.

Слайд 4

Применение мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint

Слайд 5

Игра « Четвертый лишний»

Слайд 7

Игра «Отличник»

Слайд 8

Игра «ПДД»

Слайд 9

Спасибо за внимание!

Слайд 10

Специальные средства ИКТ: Брайлевские дисплеи и принтеры

Слайд 11

Клавиатура Clevy и Клавинта

Слайд 12

Выносные компьютерные кнопки.

Слайд 13

Коммуникатор GoTalk

Слайд 14

Компьютерный джойстик и компьютерный роллер

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Слайд 16

Литература 1 . http://www.int-edu.ru/index.php?m1=451&m2=0&ms=2 средства ИКТ 2. Фоменко Г. И., Чередникова Н. А. Использование информационных технологий на уроках географии в 9 классе коррекционной школы VIII вида. http://ито-ростов.рф/ 3. Проект «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 4. Презентация «ФГОС: ИКТ компетенции» Жуланова В. П., КРИПКиПРО , 05.2012



Предварительный просмотр:

ИКТ в коррекционной работе.( 1 слайд)

В проекте «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» говорится, что  «Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: … необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения».

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в коррекционном образовании - одна из самых новых и актуальных проблем и  преимуществ в коррекционной педагогике.

В последнее время в специальном образовании происходят значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная школа работает с детьми, имеющими  отклонения в развитии, а именно интеллектуальную недостаточность. Такие школьники трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, неусидчивы, часто гиперактивны, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у них наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде.

(2 слайд) Одним из новых направлений повышения гибкости и эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальной общеобразовательной (коррекционной) школе является организация и проведение уроков с использованием ИКТ. Применение информационно-компьютерных технологий на уроках не только облегчает усвоение учебного материала,  но и повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность,  развивает мышление ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

(3 слайд) Задачи ИКТ в коррекционном обучении:

– развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;

– знакомство с информационными процессами в современном обществе;

– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;

– формирование коммуникативных способностей;

– развитие творческих способностей;

– индивидуализация обучения;

– использование компьютера как средства познания.

Необходимо отметить, что работу учителя коррекционной школы, в этом направлении, значительно осложняет скромное техническое оснащение учебных кабинетов, отсутствие специальных электронных пособий, соответствующих современному уровню развития новых информационных технологий и методических рекомендаций к ним, поэтому зачастую преобладает индивидуальное творчество педагогов.

( 4 слайд) Наш опыт работы показывает, что из различных средств ИКТ наиболее эффективным  в коррекционной школе является применение мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint. Она позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио-информацию, объединенную в единую оболочку учебного процесса. Комбинирование разнообразных средств представления информации призвано обеспечить создание максимально интересной, доступной формы современного учебного пособия. Работа ребенка с таким пособием позволяет не только решать проблему сообщения учебной информации, но и знакомит школьника с актуальной формой её представления. Использование таких презентаций, по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому они широко применяются при проведении учебных занятий в школах, тренингов в профобразовании.

Примеры на уроках, задачи, картинки, релаксация, мультики, ролики,4 лишний и т.д.

(5 слайд).

( 6 слайд) Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила.

Отличник, как пример игры. И ПДД (7 слайд).

Не секрет, что компьютер, в последнее время занимает одно из главных мест в жизни детей. Именно за ним они проводят большую часть свободного времени. Причем дети с особыми образовательными потребностями не являются исключением, так как подчас компьютер является единственной возможностью не отличаться от других детей. Как известно, познавательный интерес у учащихся с ОВЗ формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчеркивал, как «важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». ( 9 слайд)

ИКТ-технологии соответствуют основным принципам обучения в специальной (коррекционной) школы VIII вида.

1. Принцип наглядности.

2.Сознательность и активность учащихся в обучении.

3.Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

4.Связь обучения с жизнью.

5.Научность и доступность обучения.

6.Воспитывающая и развивающая направленность обучения.

Формирование ИКТ - компетентности обучающихся.

•        Обращение с устройствами ИКТ.

•        Фиксация и прослушивание звуков.

•        Фиксация и просмотр изображений.

•        Создание письменных сообщений.

•        Создание графических объектов.

•        Создание музыкальных и звуковых сообщений.

•        Коммуникация и социальное взаимодействие.

( слайд 10) Так же существуют специальные средства ИКТ. Помочь ребенку, имеющему ограничения, связанные с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций, расширить доступ к образовательным программам и посильной трудовой деятельности можно с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.

Рабочие места слепых и слабовидящих пользователей должны быть обеспечены брайлевскими дисплеями и принтерами, позволяющими незрячим пользователям “видеть” экран и распечатывать  и слышать текст.

( слайд 11) Клавиатура Clevy идеально подходит для детей, которые только учатся читать, писать и считать.

• Большие разноцветные клавиши и легко узнаваемые буквы.

• Водонепроницаемая и прочная конструкция.

В нижней части клавиатуры Clevy находится переключатель, при помощи которого можно выбрать использование функциональных клавиш или функцию повтора нажатия клавиш. Если отключить функцию повтора нажатия клавиш, то при удержании одной клавиши будет напечатана только одна буква.

Специальная клавиатура Клавинта, предназначенная для людей с ограниченными возможностями: слабовидящих и имеющих серьезные нарушения моторики. Может соединять в себе функции обычной клавиатуры и компьютерной мыши.

Клавиатура представляет собой сенсорную панель, реакция на нажатие различных ее участков автоматически перепрограммируется с помощью специальных накладок, используя которые ребёнок сможет обучаться чтению и математике, запускать популярные образовательные и развлекательные программы.

( слайд 12). С помощью таких кнопок пользователи с ограниченными физическими возможностями могут выполнять наиболее часто используемые команды.

Большая, средняя, малая кнопки Big Switch (1), Medium Switch (2),Small Switch (3) сделаны из высокопрочной пластмассы, кнопка Tash Soft Switch (4) – из мягкого материала. Поворотом кнопки можно регулировать давление, необходимое для нажатия. Кнопки можно закрепить на регулируемом кронштейне или при помощи специальной липучки, например, на руке или на поясе.

( слайд 13)

Основной проблемой людей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать их при нажатии на определенную клавишу.

На клавиши устанавливаются сменные пиктограммы, соответствующие записанным сообщениям.

(Слайд 14)

Компьютерный джойстик, сочетает в себе функции мыши и джойстика. Курсор управляется ручкой с тремя кнопками (для различных видов захвата возможны три насадки в виде шара, ручки и рычага).

 

Кнопки, расположенные справа и слева, соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными.

Трекбол или роллер с тремя кнопками сочетает в себе функции мыши и джойстика. Кнопки, расположенные справа и слева, соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши.

С помощью верхней кнопки можно выделить текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными.

Современному человеку недостаточны только предметные знания. Ему в современном мире необходимы метапредметные  знания и умения. Использование на уроке ИКТ-технологий с успехом решает эту задачу.

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, а именно информационно-коммуникационных,  дети с ОВЗ обретают необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повышается уровень их мотивации к обучению.

Литература

1.  http://www.int-edu.ru/index.php?m1=451&m2=0&ms=2 средства ИКТ

2. Фоменко Г. И., Чередникова Н. А. Использование информационных технологий на уроках географии в 9 классе коррекционной школы VIII вида. http://ито-ростов.рф/

3. Проект «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4. Презентация «ФГОС: ИКТ компетенции» Жуланова В. П., КРИПКиПРО, 05.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы работы

Воображение детей с интеллектуальной  недостаточностью  изучено меньше, чем такие процессы, как восприятие, представления, па­мять, речь, мышление, а ведь оно участвует во всех видах д...

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...

Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно -развивающего пространства....

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Уроки русского языка занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья и говорят и слышат, н...