Шахматы "Король"
план-конспект занятия (2 класс)
Предварительный просмотр:
Название занятия: Шахматный король
Класс: 2 класс
Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной доске.
Задачи:
- Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».
- Развивающая: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске.
- Воспитательная: прививать интерес к игре в шахматы.
Оборудование: магнитная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, шахматные фигуры, карточки со словами, компьютер, медиапроектор, ноутбуки, игра «Лабиринт» на карточках, словарные слова, цветные карандаши, схема «Возможные ходы короля», картинки (солнышко, дождик, облачко) для рефлексии, короны для королей.
ХОД УРОКА :
1.Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем мы
Узнавать и рассуждать ,
2.Повторение ранее изученного.
- ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» Дед мороз тоже очень любит играть в шахматы. Он хочет, чтобы и вы научились хорошо играть в эту игру, поэтому оставил свой мешок, а в нем шахматные фигуры. Нужно опустить руку в мешочек, достать фигуру и определить, что это за фигура, назвать её, поставить на своё место на шахматной доске. ( достают и ставят на доску)
Необходимо поставить фигуры и на мою магнитную доску. А какую фигуру ставить вы узнаете отгадав загадки
Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.
(Пешка)
Стою на самом краю, путь откроют – пойду.
Только прямо хожу, как зовут – не скажу.
(Ладья)
Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,
По косой дорожке ходит, хоботом не водит.
(Слон)
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь)
Эта фигура выбирает свой собственный цвет —
белый на белом квадрате стоит,
чёрному чёрный удачу сулит. ( Ферзь)
Сколько ферзей участвует в игре? Назовите адреса фигур и поместите фигуры на шахматную доску.
Дети поочерёдно выставляют свои фигуры на шахматную доску.
А УЧИТЕЛЬ – НА ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ДОСКЕ.
-Молодцы ! Ребята , посмотрите ,какой фигуры не хватает не шахматной доске ? (Короля)
-Правильно ! ? От кого зависит спокойствие в королевстве? Ребята, а кто правит в шахматном королевстве? (Король)
-Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
-Тема нашего занятия «Король». Мы познакомимся с королем и его ролью на шахматной доске
3. Изучение нового материала.
(Тема крепится на доску) А для этого мы оправляемся в Шахматное королевство ,чтобы больше узнать о короле .
-А что вы знаете о короле?
-Посмотрите на шахматную доску. Могут ли начать сражение фигуры? (нет) Почему? (нет королей) А сколько королей на шахматной доске? (Изображения королей крепятся к доске ). Где стоят короли? (e1, e8) Покажите на магнитной доске.
- Молодцы ! Жители Шахматного королевства приветствуют нас и хотят с нами познакомиться , а для этого они нам прислали письмо , в котором рассказывают интересную историю . А про кого – вы мне ответите на вопрос после прослушивания сказки . УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СКАЗКУ :
« Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный .Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.
Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.
- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.
И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, - молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.
- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.
И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».
- Вы внимательно слушали сказку .Кто герой сказки ?
- Как жили между собой королевичи ? Кто помирил их ?
- Мы продолжаем путешествие по шахматной стране, чтобы больше узнать о короле
Физкультминутка
КОРОЛЬ
Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад, вправо и влево, прямо и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей — вот предел его возможностей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой.
Предположим, что королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю. Для этого он должен будет совершить 7 ходов. Другие фигуры могут одолеть этот путь за меньшее число ходов. Словно король идет туда пешком, а другие фигуры передвигаются на транспорте. По шахматным правилам королю нельзя ходить на атакованные чужими фигурами поля. Это единственная фигура, которая не может пойти под неприятельский удар.
Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее забрать не может. Под бой-то он не ходит! Самого короля нельзя срубить ни
при каких обстоятельствах. Короля не рубят — ему ставят мат! Между собой короли всегда соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не встречаются! Таким образом, король — самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за своего медленного способа передвижения.
Подведение итогов занятия - тест по теме «Король»
1) король – самая высокая фигура? (да)
2) можно ли побить короля? (нет)
3) на шахматной доске два короля? (да)
4) король перепрыгивает через другие фигуры? (нет)
5) из угла доски король держит под ударом три поля? (да)
6) черный король может побить черного ферзя? (нет)
7) может ли король пойти с белого поля на чёрное? (да)
8) может ли король в начальном положении сделать первый ход? (нет)
-На что похож рисунок? (На горизонталь или вертикаль шахматной доски – словарная работа со словами .
-Молодцы. Все хорошо работали. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.
Рефлексия
Что узнал нового?
Чему научился?
Что понравилось?
Дополнительный материал к занятию
3Попади королем в ракету по пути съедая пешки соперника
На следующих диаграммах детям предлагается напасть на неприятельскую фигуру, не подставляя себя под удар. Дети называют ходы – учитель комментирует. Нападение на слона, на ладью, на коня, на пешку – это возможно. А напасть на ферзя король может? И дети должны объяснить, почему король не может напасть на ферзя.
Напади королем на слона или ладью, не подставляя короля под удар
Напади королем на коня или пешку. Можно ли напасть на ферзя?