Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приозерская начальная школа-детский сад,
реализующая адаптированные образовательные программы»
Рассмотрена на заседании МО начальных классов Протокол № | Утверждена распоряжение № . |
Адаптированная рабочая программа
по предмету Коррекционно-развивающие занятия
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общее, 1 - 4 класс,
2 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 136 ч
Уровень базовый (вариант 7.1, 7.2)
(базовый, профильный)
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Петрова Анна Николаевна
г. Приозерск
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Коррекционно-развивающие занятия» для детей 2 класса разработана в соответствии с
- законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
- требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования (далее ФГОС), с ФГОС НОО ОВЗ (вариант 7.1, 7.2.),
- учебным планом МОУ «Приозерская начальная школа-детский сад, реализующая адаптированные образовательные программы» на 2019/2020 учебный год
Курс «Коррекционно-развивающие занятия» направлен на исправление различных
недостатков психологического развития, которые в совокупности определяют наличие
особых образовательных потребностей детей с ЗПР. Проблемы саморегуляции,
несформированные мыслительные операции, мотивационные искажения, эмоциональные
проблемы, личностная незрелость, речевые трудности, а также разнообразные нарушения
и неспецифические дисфункции в значительной мере препятствуют формированию
учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования для всех,
получающих образование по варианту 7.1, 7.2. Поэтому включение курса
«Коррекционно-развивающие занятия» в качестве обязательного является ценным
нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы.
Цель коррекционно-развивающих занятий заключается во взаимодействии с
обучающимися, направленном на преодоление или ослабление проблем в познавательном
и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений,
коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР
определяются задачи курса:
- способствовать психологической адаптации ребенка к школе за счет формирования
основ саморегуляции, коррекции недостатков познавательной деятельности,
уменьшения степени эмоционального неблагополучия;
- создать условия для освоения правил поведения в школе, развития интереса к себе,
одноклассникам, учителю, формировать навыки продуктивной коммуникации с
одноклассниками, в т.ч. совместной деятельности с ними, что оптимизирует
социальное взаимодействие обучающегося;
- корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственно-временных
представлений, понимание протяженности обозначаемых в речи временных периодов,
несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации
внимания, недостатки зрительно-моторной координации;
- корригировать недостатки перцептивных (отнесения к сенсорному эталону,
перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, серию сферы жизненной компетенции.
Курс полезен для освоения всех предметных областей, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной мотивации и мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях.
Участие ребенка в коррекционно-развивающих занятих способствует уменьшению
эмоциональной напряженности, недостатков саморегуляции, повышает общий уровень
сформированности учебно-познавательной деятельности, что благотворно влияет на
мотивацию учения.
Коррекционно-развивающие занятия с ребенком способствует улучшению познавательной
деятельности, результатом которой является не только усвоение учебного материала, но и
совершенствование сферы жизненной компетенции (продуктивная ориентировка в
окружающем предметном и социальном мире). «Коррекционно-развивающие занятия» влияют
на учебную успешность опосредованно, за счет улучшения общего психологического
состояния обучающихся, повышения их эмоциональной устойчивости, коммуникативной
успешности.
Место курса в учебном плане
«Коррекционно-развивающие занятия» во 2 классе проводятся 4 раза в неделю фронтально
в течение 34 учебных недель. Курс «Коррекционно-развивающие занятия» реализует дефектолог в соответствии с предложенными детям рекомендациями ПМПК.
Длительность коррекционно-развивающих занятий: 40 минут.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
В ходе реализации курса «Коррекционно-развивающие занятия» достигаются личностные и метапредметные результаты образования, происходит совершенствование сферы жизненной компетенции.
Личностные результаты освоения курса
Развитие личностных УУД
- Усвоение гуманистических, демократических ценностей человечества.
- Формирование ответственного отношения к учению.
- Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию.
- Формирование осознанной мотивации к познанию.
- Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
- Формирование правильного отношения к собственным ошибкам, к успеху, неудачам.
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе,
включая взрослые сообщества.
- Формирование ценности здорового образа жизни.
Метапредметные результаты освоения курса
Развитие коммуникативных УУД
- Умение работать в паре и в группе.
- Умение продуктивно разрешать конфликты.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Умение корректно задавать вопросы и возражать, в случае несогласия.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
– в расширении знаний правил коммуникации;
– в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
– в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
– в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
– в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувстви;
– в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
– в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Развитие познавательных УУД
- Умение логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации.
- Выделять существенные признаки и закономерности предметов.
- Совершенствовать уровень пространственной ориентировки,
зрительно-моторной координации, уровень внимания и ассоциативной памяти.
Развитие регулятивных УУД
- Умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога.
- Умение организовать свою деятельность.
- Умение концентрировать, переключать своё внимание.
- Овладевать навыками самоконтроля в процессе поиска и исправления своих ошибок.
- Развивать адекватную самооценку.
- Уметь обосновать правильность ответа с помощью устного речевого высказывания. Умение оценить результативность выполнения предлагаемых заданий.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции проявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
-различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
-знать и применять правила общения, правильного отношения к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;
-уметь самостоятельно регулировать свое поведение, нести ответственность за поступки;
-проявлять себя в доступных и наиболее привлекательных видах деятельности
(творческой, игровой, коммуникативной);
-иметь навык сотрудничества: искать компромиссы в спорных ситуациях, договариваться о конструктивном решении.
Содержание коррекционного курса
Важнейшее значение для выбора содержания курса имели труды психологов,
непосредственно работающих по проблеме коррекции задержки психического развития
(Н.В. Бабкина, А.А. Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н. Косымова, Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их развивающие программы (или фрагменты из них) включены в курс «Коррекционно-развивающие занятия» с учетом возможностей индивидуальной и групповой формы работы, требований АООП к организации учебного процесса. В некоторые разделы включены материалы из опубликованных методических работ известных детских психологов (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Брофман, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.). Представленный в них теоретически
обоснованный опыт коррекции недостатков познавательного, эмоционального и
личностного развития младших школьников адаптирован в соответствии с возможностями обучающихся с ЗПР.
Программа курса «Коррекционно-развивающие занятия» составлена по модульному
принципу и состоит из следующих разделов:
– диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное
формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации,
активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности,
развития пространственно-временных представлений);
– диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
–диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции
(развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
– формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в
семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе,
формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и
норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых
ситуациях);
– формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие
произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к
планированию и контролю.
Программа включает диагностический, практико-ориентированный и
результативный (итоговый) этапы.
Диагностический этап включает оценку сформированности психических
процессов, определяющих готовность осваивать учебную деятельность.
Практико-ориентированный этап предполагает формирование навыков и умений
сравнения, классификации, обобщения, установления причинно-следственных связей,
осуществлять суждения и умозаключения, сосредоточенно выполнять задания различного
характера, в том числе и графического.
Итоговый (результативный) этап направлен на определение достижений
познавательной деятельности по результатам проведенного курса и сопоставление
результатов с диагностическим этапом.
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающим занятиям (1 группа)
2 класс 1 четверть (9 часов)
Дата | Тема урока | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | ||
Составление рассказа об осени. | Развитие словарного запаса детей, монологической речи. | ||
Игра «Родственники». | Развитие логического мышления | ||
Словесные закономерности. | Развитие логического мышления | ||
Слова-антонимы. | Развитие словарного запаса, логического мышления. | ||
Игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось?» | Развитие словарного запаса детей, монологической речи. | ||
Игра «Лабиринт». | Развитие логического мышления | ||
Игра «Определи самый громкий (высокий) звук». | Развитие логического мышления | ||
Координация движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. | Развитие словарного запаса, логического мышления. | ||
Игры с мозаикой. | Развитие словарного запаса, логического мышления. |
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающим занятиям (1 группа)
2 класс 2 четверть (7 часов)
Дата | Тема урока | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | ||
Пересказ текста по опорным словам. | Развитие словарного запаса детей, монологической речи. | ||
Выделение существенных признаков. | Развитие логического мышления | ||
Упражнение «Найди ошибки в тексте». | Развитие логического мышления | ||
Игры «Найди лишнее», «Запомни и нарисуй». | Развитие словарного запаса, логического мышления. | ||
Игры и упражнения: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова». | Развитие словарного запаса детей, монологической речи. | ||
Игры «Бывает – не бывает», «Веселые ассоциации». | Развитие логического мышления | ||
Учимся отгадывать кроссворды. | Развитие логического мышления |
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающим занятиям (1 группа)
2 класс 3 четверть (9 часов)
Дата | Тема урока | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | ||
Игры «Полянки», «Назови по порядку», «Что здесь изображено?» | Развитие словарного запаса детей, монологической речи. | ||
Деление на части целого. Игра «Кто точнее?» | Развитие логического мышления | ||
Упражнения «Какой? Какая? Какие?», «Шумящие коробочки». | Развитие логического мышления | ||
Упражнения «Вычеркивай буквы и слушай», «Разложи вслепую». | Развитие словарного запаса, логического мышления. | ||
Упражнения «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретная цифра». | Развитие словарного запаса детей, монологической речи. | ||
Графический диктант. | Развитие логического мышления | ||
Игры «Найди пирамиду», «Найди кресло», «Заселение дома». | Развитие логического мышления | ||
Упражнения «Найди фигуры», «Точно такие», «Заполни рисунки». | Развитие логического мышления | ||
Упражнения «Шарики в трубочке», «Подбери заплатку», «Повтори и добавь». | Развитие логического мышления |
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающим занятиям (1 группа)
2 класс 4 четверть (9 часов)
Дата | Тема урока | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | ||
Упражнения «Выбери главное», «Шумящие коробочки». | Развитие словарного запаса детей, монологической речи. | ||
Упражнение в построении предложений. | Развитие логического мышления | ||
Дидактическая игра «Я положил в мешок». | Развитие логического мышления | ||
Игры на устранение эмоциональных блоков. | Развитие словарного запаса, логического мышления. | ||
Рисование методом тыка. | Развитие словарного запаса детей, монологической речи. | ||
Игры «Радуга», «Я найду цвета везде». | Развитие логического мышления | ||
Дидактическая игра «Ботаническое лото». | Развитие логического мышления | ||
Игра «Что не правильно?» | Развитие логического мышления | ||
Дни недели. Чтение стихотворения «Мы спросили у Емели». | Развитие логического мышления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...
Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
- Мне нравится (1)