Сборник упражнений на развитие познавательных способностей
материал (1, 2 класс)

Cубботина Татьяна Николаевна

Сборник упражнений направлен на развитие познавательных способностей младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник упражнений для развития познавательных процессов

Составила Субботина Т.Н.,

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 41

1. Упражнение «Ассоциации»

  • Учитель предлагает ученику найти конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь-сердце, зима – снег, счастье – мама и т. д.
  • Учитель предлагает из трех разных слов составить одно предложение. Примеры слов: яблоко, жираф, книга; дождь, телевизор, девочка и т.д.
  • Учитель предлагает объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями: "Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке».

Примерные пары слов: трава – ручка, ёлка – небо, гвоздь – шапка и т.д.

2. Упражнение «Сочиняем сказку»

  • Учитель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность

        3. Упражнения с таблицами

  • Ученику предлагается подумать, как связаны правая и левая таблицы, и расшифровать фразу.

hello_html_6362a93d.jpg

  • Ученику предлагается таблица Шульте, в которой нужно показать и назвать числа по порядку.

hello_html_4b78d35a.jpghello_html_3530ab7b.jpg

4.Упражнение «Исключение лишнего»

  • Учитель предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. Ученик, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Вариант слов: Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

  • Ученику необходимо определить четвертое слово. Между первыми двумя имеется определенная связь, между третьим и четвертым – такая же. Установив эту логическую связь, можно назвать четвертое слово.

            Задания: Понедельник – вторник, март - ? Свет – тьма, холодно - ?

5. Упражнение «Слова-невидимки»

  • Учитель просит восстановить порядок букв в словах и словосочетаниях:

Вариант слов : дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

6. Упражнение «Сложение и вычитание»

  • Учитель предлагает увлекательные примеры на сложение и вычитание, в которых используются не привычные для ученика числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки.

Образец решения такого примера на сложение:

Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

Решение: бу + тон = бутон

Образец решения такого примера на вычитание:

Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

7. Упражнение «Закономерности»

  • Ученику необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике: 12, 21, 16, 61, 25 .... (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)

8. Упражнение «Определения»

  • Ученику нужно придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления.

Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой,         красивый и т. д.

9. Упражнение «Путаница»

  • Ученику учитель даёт задание: из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)

10. Упражнение "Сравнение"

  • Ученику предлагаются логические задания на сравнение:

Вариант задания : Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто               веселее всех?

11. Упражнение "Ребусы"

  • Ученику предлагается расшифровать ребусы с буквами:

hello_html_7cd18934.jpghello_html_439de43e.jpghello_html_7916460e.jpghello_html_m2a738d8c.jpg

12. Упражнение «10 слов»

  • Ученику предлагается прочитать10 слов для запоминания. После прочтения ученик повторяет запомнившиеся слова.

Например - книга, луна, звон, мед, окно, лед, день, гром, вода, брат;

  • Ученику даются бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

hello_html_7c9428b7.png

  1. Упражнение «Запомни пары слов»
  • Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ученику необходимо прочитать эти пары слов и запомнить. Затем учитель читает первое слово, а ученик называет второе. Можно записать.

           Например: яблоко-сад, курица-цыпленок

          14. Упражнение "Составление фигур из палочек"

  • Ученику предлагается изменить фигуру, убрав указанное количество палочек.

Например : в  фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

hello_html_44a47b04.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Программа курса развития познавательных способностей по развитию речи для дошкольников.

Для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов. После прохождении ...

Игры и упражнения для развития познавательных способностей

Материалы, представленные в разработке -  игры и упражнения тренировочного характера, воздействующие непосредственно на психические качества ребенка: память, внимание, быстроту реакции, мышление....

Развитие познавательных способностей детей (сборник упражнений)

Предлагаемый  сборник упражнений по коррекции рассчитан для занятий с умственно отсталыми детьми от 9 до 11 лет (2-4класс VIII вида).  Занятия, представленные в сборнике, специально подобран...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)

Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...

"Тренинг когнитивных способностей младших школьников" (сборник упражнений для развития познавательных процессов)

Очень интересное и доступное пособие по развитию коггнитивных способностей младших школьников....