Сборник упражнений на развитие познавательных способностей
материал (1, 2 класс)
Сборник упражнений направлен на развитие познавательных способностей младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_uprazhneniy_dlya_razvitiya_poznavatelnyh_protsessov.docx | 252.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник упражнений для развития познавательных процессов
Составила Субботина Т.Н.,
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 41
1. Упражнение «Ассоциации»
- Учитель предлагает ученику найти конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь-сердце, зима – снег, счастье – мама и т. д.
- Учитель предлагает из трех разных слов составить одно предложение. Примеры слов: яблоко, жираф, книга; дождь, телевизор, девочка и т.д.
- Учитель предлагает объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями: "Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке».
Примерные пары слов: трава – ручка, ёлка – небо, гвоздь – шапка и т.д.
2. Упражнение «Сочиняем сказку»
- Учитель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность
3. Упражнения с таблицами
- Ученику предлагается подумать, как связаны правая и левая таблицы, и расшифровать фразу.
- Ученику предлагается таблица Шульте, в которой нужно показать и назвать числа по порядку.
4.Упражнение «Исключение лишнего»
- Учитель предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. Ученик, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.
Вариант слов: Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.
- Ученику необходимо определить четвертое слово. Между первыми двумя имеется определенная связь, между третьим и четвертым – такая же. Установив эту логическую связь, можно назвать четвертое слово.
Задания: Понедельник – вторник, март - ? Свет – тьма, холодно - ?
5. Упражнение «Слова-невидимки»
- Учитель просит восстановить порядок букв в словах и словосочетаниях:
Вариант слов : дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.
6. Упражнение «Сложение и вычитание»
- Учитель предлагает увлекательные примеры на сложение и вычитание, в которых используются не привычные для ученика числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки.
Образец решения такого примера на сложение:
Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок
Решение: бу + тон = бутон
Образец решения такого примера на вычитание:
Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр
7. Упражнение «Закономерности»
- Ученику необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике: 12, 21, 16, 61, 25 .... (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)
8. Упражнение «Определения»
- Ученику нужно придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления.
Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.
9. Упражнение «Путаница»
- Ученику учитель даёт задание: из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)
10. Упражнение "Сравнение"
- Ученику предлагаются логические задания на сравнение:
Вариант задания : Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?
11. Упражнение "Ребусы"
- Ученику предлагается расшифровать ребусы с буквами:
12. Упражнение «10 слов»
- Ученику предлагается прочитать10 слов для запоминания. После прочтения ученик повторяет запомнившиеся слова.
Например - книга, луна, звон, мед, окно, лед, день, гром, вода, брат;
- Ученику даются бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
- Упражнение «Запомни пары слов»
- Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ученику необходимо прочитать эти пары слов и запомнить. Затем учитель читает первое слово, а ученик называет второе. Можно записать.
Например: яблоко-сад, курица-цыпленок
14. Упражнение "Составление фигур из палочек"
- Ученику предлагается изменить фигуру, убрав указанное количество палочек.
Например : в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Программа курса развития познавательных способностей по развитию речи для дошкольников.
Для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов. После прохождении ...
Игры и упражнения для развития познавательных способностей
Материалы, представленные в разработке - игры и упражнения тренировочного характера, воздействующие непосредственно на психические качества ребенка: память, внимание, быстроту реакции, мышление....
Развитие познавательных способностей детей (сборник упражнений)
Предлагаемый сборник упражнений по коррекции рассчитан для занятий с умственно отсталыми детьми от 9 до 11 лет (2-4класс VIII вида). Занятия, представленные в сборнике, специально подобран...
Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...
Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)
Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...
"Тренинг когнитивных способностей младших школьников" (сборник упражнений для развития познавательных процессов)
Очень интересное и доступное пособие по развитию коггнитивных способностей младших школьников....