Диагностика готовности к школе
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Диагностика готовности к школе по Ю. Гильбух
- Тест фонематического слуха
Цель: Определение уровня развития фонематического слуха
Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно».
Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.
Контрольная фонема Р:
- ряд: лама, рама
- ряд: рампа, лампа
- ряд: коробок, колобок 4 ряд: оклик, окрик
Контрольная фонема С:
- ряд: сон, тон
- ряд: коса, коза
- ряд: рассвет, расцвет 4 ряд: сытый, шитый
Контрольная фонема Ч:
- ряд: чуб, щуп
- ряд: чадить, щадить 3 ряд: чипать, щипать
4 ряд: почесть, пошесть
Контрольная фонема Г:
- ряд: гора, кора
- ряд: голос, колос 3 ряд: граб, краб
4 ряд: пороги, пороки
Если при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г.
Оценка результатов:
3 балла – все три задания выполнил безукоризненно;
2 балла – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд;
1 балл – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово лишь при повторном предъявлении ряда в замедленном темпе;
0 баллов – если ребенок хотя бы в одном ряду не смог выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.
Тест словаря.
Цель: Определение уровня словарного развития. Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов:
- Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый
- Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой
- Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий
- Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать
- Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый
Ход проведения:
- этап: Предъявляем ребенку рассказ:
Жили были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ. До тех пор, пока ребенок не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ.
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений.
- этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы.
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.
Определение уровня развития способностей по всем 4-м тестам:
Способность | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Фонематический слух | 0 баллов | 1 балл | 2-3 балла |
Словарное развитие | Для 6 лет: 6,5 б. Для 7 лет: 7-12 б. | Для 6 лет: 7-12б. Для 7 лет: 12-15 б. | Для 6 лет: 12,5 б. Для 7 лет: 15,5 б. |
Развитие саморегуляции | 1 балл | 2-3 балла | 4-5 баллов |
Кратковременная память |
|
|
|
Логическое мышление |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год
В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...
Диагностика готовности к школе
Методика обследования готовности к школе...
"Школьный старт" диагностика готовности к школе.
Этот материал позволит педагогу сделать правильный выбор при подборе КИМов УУД для первоклассника....
Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассников
Диагностика готовности будущего ученика к школе....
Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассников.
Данная презентация может применятся на родительских собраниях в детском саду...
Диагностика готовности к школе
Диагностика познавательного интереса и готовности к школе...
Инструментарий для диагностики готовности к школе. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)...