Родительское собрание на тему: "Роль мотивации в учебной деятельности первоклассников" 1 класс
материал (3 класс)

Цель: осознание роли семьи в формировании учебной мотивации первоклассников и анализ приемов формирования учебной мотивации в семье.

Задачи :

Рассмотреть понятия: «мотив», «мотивация», «учебная мотивация».

Проанализировать роль семьи в формировании учебной мотивации.

Рассмотреть приёмы и способы формирования учебной мотивации первоклассников в семье.

Оборудование: электронное сопровождение, раздаточный материал, родительская газета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_formirovanii_uchebnoy_motivatsii.docx124.08 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в формировании учебной мотивации первоклассников»

Цель: осознание роли семьи в формировании учебной мотивации первоклассников и анализ приемов формирования учебной мотивации в семье.

Задачи :

Рассмотреть понятия: «мотив», «мотивация», «учебная мотивация».

Проанализировать роль семьи в формировании учебной мотивации.

Рассмотреть приёмы и способы формирования учебной мотивации первоклассников в семье.

Оборудование: электронное сопровождение, раздаточный материал, родительская газета.

Ход занятия.

Добрый день, уважаемые родители!

Наше собрание хочу начать с такого эпиграфа:

 «Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться» 

Василий Александрович Сухомлинский

Уважаемые родители, как вы думаете, какая проблема отражается в эпиграфе?

-  проблема мотивации или повышения интереса к учению.

- Уважаемы родители, а как вы думаете, где первоначально закладывается мотивация детей к обучению?

- В семье.

- Как думаете, какой теме посвящено наше родительское собрание?

- Правильно.  «Роль семьи в формировании учебной мотивации первоклассников».

Цель родительского собрания: осознание роли семьи в формировании учебной мотивации первоклассников и анализ приемов формирования учебной мотивации в семье.

Задачи родительского собрания:

  • Рассмотреть понятия: «мотив», «мотивация», «учебная мотивация».
  • Проанализировать роль семьи в формировании учебной мотивации.
  • Рассмотреть приёмы и способы формирования учебной мотивации первоклассников в семье.

Уважаемые родители, мотив (от лат. «moveo»-«двигаю») – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.

(Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М., 2017.)

В ваших методических пособиях, лежащих на парте, прочитайте предложенные слова и подчеркните те, которые у вас ассоциируются с понятием «мотивация».

поиск действия, сотрудничество, исследование, поступок,

причина, двигатель, побуждение.

А вот что говорит о мотивации наука:

Мотивация — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. (Бабыбина Т.Ф., Гильманова Л.В. Диалог с родителями. – М., 2016. – 128с.)

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, определяющий потребность обучающегося в получении знаний. (Бабыбина Т.Ф., Гильманова Л.В. Диалог с родителями. – М., 2016. – 128с.)

Обратите внимание на результаты исследования особенностей учебной мотивации у первоклассников Гинзбурга А.Ф., Лазурского Н.Н., Ланге А.Н., Леонтьева:

У 38% исследованной группы первоклассников преобладает внешний мотив.

У 26% - положительная учебная мотивация.

У 22% выявлены внутренние мотивы.

У 14% - отрицательная учебная мотивация.

 (Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб., 2018.)

Достигнет ли ваш ребёнок успехов, будет ли ходить в школу с удовольствием, если у него отрицательная мотивация?

А теперь на схеме познакомьтесь пожалуйста с видами мотивов.

(Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2018.)      

Я думаю, что каждому из вас интересно узнать особенности учебной мотивации ваших детей. Для этого заполните предложенную анкету.

Анкета для родителей

1.Охотно ли Ваш ребенок ходит в школу?

  1. с радостью        
  2. скорее охотно, чем неохотно        
  3. без особой охоты        
  4. неохотно                        

2.Рассказывает ли он по собственному побуждению о школе?

  1. очень часто
  2. довольно часто        
  3. иногда        
  4. никогда                        

3.Как реагирует на Ваши вопросы о школьных делах?

  1. охотно рассказывает        
  2. рассказывает, но неохотно        
  3. не знает, что сказать        
  4. не любит расспросов

4.О чём чаще всего рассказывает вам ребёнок?

  1. впечатлениями от отношения с товарищами        
  2. материалом, который изучали на уроке        
  3. хорошими оценками        
  4. веселыми играми с товарищами вне школы                        

5.Обращается ли к Вам ребенок с вопросами познавательного характера (объяснить что-то, рассказать о чем-то)?

  1. очень часто        
  2. довольно часто        
  3. иногда        
  4. никогда                        

6.Любит ли Ваш ребенок читать?

  1. читает охотно
  2. не особенно охотно        
  3. больше любит, чтобы ему читали        
  4. любви к чтению пока нет

7.Самостоятелен ли ваш ребёнок в организации учебных занятий?                        

  1. вполне самостоятельно
  2. иногда приходиться помогать
  3. часто приходится напоминать и помогать
  4. постоянно приходится организовывать подготовку к очередному дню

Уважаемые родители, за каждый ответ «а» поставьте 3б; за каждый ответ «б» - 2б; за ответ «с» - 1б; за «д» - 0б.

Посчитайте общее количество баллов.

  • Если вы набрали от 17 до 21 б – у ребёнка высокий уровень учебной мотивации. Преобладает внутренняя познавательная мотивация.
  • Если вы набрали от 12 до 16 б – у ребёнка хороший уровень учебной мотивации.
  • Если вы набрали от 7 до 11 б – средний уровень учебной мотивации.
  • Если вы набрали от 2 до 6 б – низкий уровень внешней мотивации, преобладают внешний мотив.

А теперь в схеме «Виды мотивации» (Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2018.)      

 подчеркните те мотивы, которые преобладают у вашего ребёнка, с вашей точки зрения.

Уважаемые родители, как сформировать у ребёнка мотивацию к обучению?

Давайте разберемся с этим на примере педагогических ситуаций.

Ситуация 1

Автор: Ребёнок пришёл из школы домой.

Ребёнок: мама, папа мы сегодня по математике решали самостоятельную работу, и я получила 4.

Папа: почему не 5?

Мама: а вот твоя подруга Маша получила 5, значит ты не старалась работать!

Папа: сегодня будешь весь вечер сидеть без телевизора!

Мама: сделаешь уроки и будешь заниматься дополнительно!

Уважаемая ____, вы были в роли ребёнка, какие чувства вы испытывали, после диалога с родителями?

Уважаемые родители, данное поведение родителей способствует формированию интереса к обучению и положительной учебной мотивации? Почему?

Давайте рассмотрим вторую ситуацию.

Ситуация 2

Ребёнок пришёл домой.

Ребёнок: мама, папа мы сегодня по математике решали самостоятельную работу, и я получила 4.

Мама: молодец!

Папа: скажи, какие трудности у тебя возникли на уроке?

Ребёнок: я допустила ошибку при решении примеров.

Мама: давай вместе разберёмся и, после того, как ты отдохнёшь, порешаем.

Уважаемая ______, какие вы испытали чувства в ходе разговора с родителями?

Уважаемые родители, заслуживает ли данное поведение родителей одобрения, и мы должны брать с них пример?

Уважаемые родители, в методических материалах найдите приемы формирования учебной мотивации в семье.

Прочитайте их внимательно и красным цветом отметьте те, которые вы систематически используете в воспитании ребёнка;

Зелёным – те, которые действительно вас впечатлили и вы их тоже будете использовать в своей практике;

а синим, те приёмы, которые вы нарушаете.

- не пугать историями о школе и учителе;

- чаще используете убеждение;

- не сравнивать своего ребёнка с другими детьми;

- чаще создавать ситуацию успеха;

- не перегружать домашними заданиями;

- интересоваться школьными успехами ребёнка;

- уместно применять поощрение и наказание;

- положительно отзываться о школе и учителе;

- показывать личный пример;

- единство требований со стороны родителей к ребёнку;

- авансирование успеха;

- позитивный стиль и спокойная атмосфера при выполнении домашних заданий.

А теперь уважаемые родители, задумайтесь, все ли приёмы вы используете в практике семейного воспитания?

Ваша задача, ежедневно внушать ребёнку веру в себя и желание учиться!

Уважаемые родители, вернёмся к цели нашего собрания. Достигли мы ее?

У вас в методическом материале найдите графики.

На 1 графике отметьте насколько данное собрание было вам интересно.

На 2 графике, насколько обсуждаемая проблема актуальна для вашей семьи.

На 3 графике, насколько пополнились ваши знания о приёмах формирования учебной мотивации.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Роль школьной отметки"

При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование учащихся по теме собрания, подготовлена памятка для родителей по прорблеме собрания. В ходе собрания выяснялось отличие оценки от о...

Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания для школьника"?"

Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания для школьника"...

Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"

Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе....

Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».

В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....

Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Каким вы хотите видеть своего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет семья в его становлении....

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...