Родительское собрание на тему: "Роль мотивации в учебной деятельности первоклассников" 1 класс
материал (3 класс)
Цель: осознание роли семьи в формировании учебной мотивации первоклассников и анализ приемов формирования учебной мотивации в семье.
Задачи :
Рассмотреть понятия: «мотив», «мотивация», «учебная мотивация».
Проанализировать роль семьи в формировании учебной мотивации.
Рассмотреть приёмы и способы формирования учебной мотивации первоклассников в семье.
Оборудование: электронное сопровождение, раздаточный материал, родительская газета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_formirovanii_uchebnoy_motivatsii.docx | 124.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в формировании учебной мотивации первоклассников»
Цель: осознание роли семьи в формировании учебной мотивации первоклассников и анализ приемов формирования учебной мотивации в семье.
Задачи :
Рассмотреть понятия: «мотив», «мотивация», «учебная мотивация».
Проанализировать роль семьи в формировании учебной мотивации.
Рассмотреть приёмы и способы формирования учебной мотивации первоклассников в семье.
Оборудование: электронное сопровождение, раздаточный материал, родительская газета.
Ход занятия.
Добрый день, уважаемые родители!
Наше собрание хочу начать с такого эпиграфа:
«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться»
Василий Александрович Сухомлинский
Уважаемые родители, как вы думаете, какая проблема отражается в эпиграфе?
- проблема мотивации или повышения интереса к учению.
- Уважаемы родители, а как вы думаете, где первоначально закладывается мотивация детей к обучению?
- В семье.
- Как думаете, какой теме посвящено наше родительское собрание?
- Правильно. «Роль семьи в формировании учебной мотивации первоклассников».
Цель родительского собрания: осознание роли семьи в формировании учебной мотивации первоклассников и анализ приемов формирования учебной мотивации в семье.
Задачи родительского собрания:
- Рассмотреть понятия: «мотив», «мотивация», «учебная мотивация».
- Проанализировать роль семьи в формировании учебной мотивации.
- Рассмотреть приёмы и способы формирования учебной мотивации первоклассников в семье.
Уважаемые родители, мотив (от лат. «moveo»-«двигаю») – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.
(Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М., 2017.)
В ваших методических пособиях, лежащих на парте, прочитайте предложенные слова и подчеркните те, которые у вас ассоциируются с понятием «мотивация».
поиск действия, сотрудничество, исследование, поступок,
причина, двигатель, побуждение.
А вот что говорит о мотивации наука:
Мотивация — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. (Бабыбина Т.Ф., Гильманова Л.В. Диалог с родителями. – М., 2016. – 128с.)
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, определяющий потребность обучающегося в получении знаний. (Бабыбина Т.Ф., Гильманова Л.В. Диалог с родителями. – М., 2016. – 128с.)
Обратите внимание на результаты исследования особенностей учебной мотивации у первоклассников Гинзбурга А.Ф., Лазурского Н.Н., Ланге А.Н., Леонтьева:
У 38% исследованной группы первоклассников преобладает внешний мотив.
У 26% - положительная учебная мотивация.
У 22% выявлены внутренние мотивы.
У 14% - отрицательная учебная мотивация.
(Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб., 2018.)
Достигнет ли ваш ребёнок успехов, будет ли ходить в школу с удовольствием, если у него отрицательная мотивация?
А теперь на схеме познакомьтесь пожалуйста с видами мотивов.
(Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2018.)
Я думаю, что каждому из вас интересно узнать особенности учебной мотивации ваших детей. Для этого заполните предложенную анкету.
Анкета для родителей
1.Охотно ли Ваш ребенок ходит в школу?
- с радостью
- скорее охотно, чем неохотно
- без особой охоты
- неохотно
2.Рассказывает ли он по собственному побуждению о школе?
- очень часто
- довольно часто
- иногда
- никогда
3.Как реагирует на Ваши вопросы о школьных делах?
- охотно рассказывает
- рассказывает, но неохотно
- не знает, что сказать
- не любит расспросов
4.О чём чаще всего рассказывает вам ребёнок?
- впечатлениями от отношения с товарищами
- материалом, который изучали на уроке
- хорошими оценками
- веселыми играми с товарищами вне школы
5.Обращается ли к Вам ребенок с вопросами познавательного характера (объяснить что-то, рассказать о чем-то)?
- очень часто
- довольно часто
- иногда
- никогда
6.Любит ли Ваш ребенок читать?
- читает охотно
- не особенно охотно
- больше любит, чтобы ему читали
- любви к чтению пока нет
7.Самостоятелен ли ваш ребёнок в организации учебных занятий?
- вполне самостоятельно
- иногда приходиться помогать
- часто приходится напоминать и помогать
- постоянно приходится организовывать подготовку к очередному дню
Уважаемые родители, за каждый ответ «а» поставьте 3б; за каждый ответ «б» - 2б; за ответ «с» - 1б; за «д» - 0б.
Посчитайте общее количество баллов.
- Если вы набрали от 17 до 21 б – у ребёнка высокий уровень учебной мотивации. Преобладает внутренняя познавательная мотивация.
- Если вы набрали от 12 до 16 б – у ребёнка хороший уровень учебной мотивации.
- Если вы набрали от 7 до 11 б – средний уровень учебной мотивации.
- Если вы набрали от 2 до 6 б – низкий уровень внешней мотивации, преобладают внешний мотив.
А теперь в схеме «Виды мотивации» (Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2018.)
подчеркните те мотивы, которые преобладают у вашего ребёнка, с вашей точки зрения.
Уважаемые родители, как сформировать у ребёнка мотивацию к обучению?
Давайте разберемся с этим на примере педагогических ситуаций.
Ситуация 1
Автор: Ребёнок пришёл из школы домой.
Ребёнок: мама, папа мы сегодня по математике решали самостоятельную работу, и я получила 4.
Папа: почему не 5?
Мама: а вот твоя подруга Маша получила 5, значит ты не старалась работать!
Папа: сегодня будешь весь вечер сидеть без телевизора!
Мама: сделаешь уроки и будешь заниматься дополнительно!
Уважаемая ____, вы были в роли ребёнка, какие чувства вы испытывали, после диалога с родителями?
Уважаемые родители, данное поведение родителей способствует формированию интереса к обучению и положительной учебной мотивации? Почему?
Давайте рассмотрим вторую ситуацию.
Ситуация 2
Ребёнок пришёл домой.
Ребёнок: мама, папа мы сегодня по математике решали самостоятельную работу, и я получила 4.
Мама: молодец!
Папа: скажи, какие трудности у тебя возникли на уроке?
Ребёнок: я допустила ошибку при решении примеров.
Мама: давай вместе разберёмся и, после того, как ты отдохнёшь, порешаем.
Уважаемая ______, какие вы испытали чувства в ходе разговора с родителями?
Уважаемые родители, заслуживает ли данное поведение родителей одобрения, и мы должны брать с них пример?
Уважаемые родители, в методических материалах найдите приемы формирования учебной мотивации в семье.
Прочитайте их внимательно и красным цветом отметьте те, которые вы систематически используете в воспитании ребёнка;
Зелёным – те, которые действительно вас впечатлили и вы их тоже будете использовать в своей практике;
а синим, те приёмы, которые вы нарушаете.
- не пугать историями о школе и учителе;
- чаще используете убеждение;
- не сравнивать своего ребёнка с другими детьми;
- чаще создавать ситуацию успеха;
- не перегружать домашними заданиями;
- интересоваться школьными успехами ребёнка;
- уместно применять поощрение и наказание;
- положительно отзываться о школе и учителе;
- показывать личный пример;
- единство требований со стороны родителей к ребёнку;
- авансирование успеха;
- позитивный стиль и спокойная атмосфера при выполнении домашних заданий.
А теперь уважаемые родители, задумайтесь, все ли приёмы вы используете в практике семейного воспитания?
Ваша задача, ежедневно внушать ребёнку веру в себя и желание учиться!
Уважаемые родители, вернёмся к цели нашего собрания. Достигли мы ее?
У вас в методическом материале найдите графики.
На 1 графике отметьте насколько данное собрание было вам интересно.
На 2 графике, насколько обсуждаемая проблема актуальна для вашей семьи.
На 3 графике, насколько пополнились ваши знания о приёмах формирования учебной мотивации.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме "Роль школьной отметки"
При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование учащихся по теме собрания, подготовлена памятка для родителей по прорблеме собрания. В ходе собрания выяснялось отличие оценки от о...
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания для школьника"?"
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания для школьника"...
Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"
Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе....
Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».
В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....
Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании детей"
Каким вы хотите видеть своего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет семья в его становлении....
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...