Организация эффективной контрольно- оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС
статья (2 класс)

Глаголева Юлия Мадисовна

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Организация эффективной контрольно- оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».

Подготовил учитель начальных классов

            МБОУ «СОШ № 6»

            Глаголева Ю.М.

2017 год

Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию сообщение на тему «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».

(СЛАЙД 1)

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать  с первого класса.

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.(СЛАЙД 2)

Что такое оценивание?( СЛАЙД 3)

Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Оценивание может осуществляться по-разному: (СЛАЙД 4)

В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.

В чем суть правил новой технологии оценивания?( СЛАЙД 5)

  1. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
  2. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
  3. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
  4. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
  5. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень–функциональной грамотности – «отлично»;необязательный максимальный уровень- «превосходно».

Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

( СЛАЙДЫ 6-9)

-«Лесенка» -  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

-« Волшебные линеечки»- на  шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания.

Учащиеся  отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.

Прием позволяет:

  • Увидеть свои успехи
  • Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя
  • Удерживает учебную функцию оценки
  • Помогает избежать сравнения детей между собой

-«Светофор» -  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь., жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный –  я умею сам.

-Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных  результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений».   Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.   При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы  после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.

( СЛАЙД 10)

В связи с тем, что  в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих  учащихся в контрольно-оценочную деятельность, ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки  эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

В процессе  диалога “Учитель – ученик” можно  использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:( СЛАЙД 11 )

  1. В начале урока совместно с  детьми выясняется, какие важные проблемы  предстоит решить;
  2. При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

  • Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
  • Наиболее трудным мне показалось…
  • Я думаю, это потому, что…
  • Самым интересным было…
  • Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
  • Какие возникли проблемы?
  • Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
  • Я бы хотел попросить своего учителя…

Для  того, чтобы контрольно-оценочная  деятельность была эффективной , ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:

( СЛАЙД 12)

- Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным.Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
- Оценивать можно только то, чему учат.
-
В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
- В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
-
Соблюдение принципа объективности оценки;
-  
Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
-
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-
Оценка динамики образовательных достижений младших школьников;

При оценке работы ребенка особое значение придается:

( СЛАЙД 13)

  • Упорству, старанию, труду;
  • Достигнутому успеху;
  • Личной позиции ученика;
  • Возможностям ребенка достичь большего результата.

Следует поощрять  в ребенке:

  • Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;
  • Готовность защищать свою точку зрения;
  • Творческий подход; пытливость, любознательность;
  • Самоконтроль, способность оценить свою работу;
  • Стремление находить и исправлять свои ошибки.

Закончить свое выступление хочу словами Н. Островского :( СЛАЙД 14)

Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ( СЛАЙД 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС

Файлы содержат доклад и презентацию на тему " Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС"...

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС.

Оценка- это правильное кровообращение, без неё неизбежны застой и болезненное явление....

Тема : «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...

Доклад:"Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС".

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.Т...