Доклад технология исследовательского обучения младших школьников
материал

Технология исследовательского обучения младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Мылинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

на тему: «Технология исследовательского обучения младших школьников»

Выполнила: Доржиева Энгельсина Санжиевна,

учитель начальных классов.

2020 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего доклада «Технология исследовательского обучения младших школьников».

Когда мы слышим слово «исследователь», нам представляется убеленный сединами ученый, восседающий за столом, заваленном книгами, или внимательно вглядывающийся в окуляр микроскопа, открывая миру очередное чудо природы.

На самом деле, все мы уже были исследователями. Правда, многие об этом забыли. Потому что ребенок уже рождается исследователем, открывающим для себя удивительный мир, полный странных объектов и явлений. Почему радуга цветная? Что общего у дуба и зуба? Знакомые вопросы? Если вы их не задавали в детстве, то наверняка вам их задавали ваши родные или знакомые малыши.

Младший школьник – настоящий исследователь. Ему нужно только чуть-чуть помочь. И на помощь приходит старший друг и наставник – учитель начальной школы.  

 Вначале задумаемся, что такое исследование для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребенку.  

Исследования в младших классах – это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для данного вида деятельности. Но все-таки – это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных исследованиях, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы данной деятельности в ее классическом понимании. Но для младшего школьника – это будет его исследование.  

На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что методы исследовательского обучения в начальной школе полностью разработаны и апробированы. Но, тем не менее, такой опыт имеется, опыт как удачный, так и не вполне удачный. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и расширение, имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.  

Вместе с тем, в педагогической деятельности учителей начальной школы возникают терминологические проблемы при определении понятий «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», которые в педагогических публикациях также часто отождествляются.

Большое внимание рассмотрению методам исследовательского обучения уделил ведущий отечественный ученый А.И. Савенков, который в своих работах представил теоретико-практическую разработку исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он предлагает начать рассмотрение отличий понятий «исследование» и «проектирование».

Рассматривая проектирование в наиболее упрощенном виде, А.И. Савенков указывает на наличие в проекте прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Принципиальное отличие исследования от проектирования автор видит в том, что исследование не предполагает какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. В связи с этим «... проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности».

Таким образом, рассматривая исследование и проектирование с точки зрения продукта деятельности, можно констатировать, что проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт, будь то изделие, модель или рекомендации. И все действия учащегося направлены в итоге на создание этого продукта. В исследовании таковой продукт также возможен, но совсем необязателен.

Следовательно, исследование как метод обучения – это способ организации познавательного процесса, в результате которого обучающийся получит абсолютно новое для юного исследователя знание.  

В исследовательском методе (методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом.  

Данному методу в педагогической литературе появился современный аналог понятие «деятельностный метод». «Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называют деятельностным методом. В этом случае при организации учебного процесса, главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности школьника».

Исходя из данных требований, можно выделить некую структуру технологии исследовательского обучения младших школьников:

  1. Определение темы исследования и выбор проблемы для исследования. Умение видеть проблемы самый трудный этап в исследовательской деятельности и «рассуждения о том, что появление и ясное формулирование проблемы обязательно должны предшествовать исследованию, верны лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества – это всегда попытка сделать шаг в неизведанное». При постановке проблем для исследования, в начальной школе учитель использует, как правило, игру. Игровой прием, когда дети ставятся в ситуацию первопроходцев… «Представь себе, что вы попали в лес, что бы вы хотели знать о нем?..». При решении проблемы дети самостоятельно формулируют ряд вопросов, которые затем становятся и проблемами их исследований.
  2. Составление плана действий исследования. Ученики должны отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и в основном пути ее решения. Для данного этапа необходимо с детьми повторить все методы исследовательской деятельности, и на доске сопроводить их опорными знаками. Здесь можно выделить следующие исследовательские методы: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «провести наблюдение», «провести эксперимент», «звонок специалисту», «просмотр фильма», «изучение учебной, специальной литературы или ресурсов Интернета».  

Затем, определить из них самые потенциальные (от 1 до 3-5). Этот прием позволяет обучающимся визуально представить весь план действий на уроке. Остальными методами обучающиеся могут воспользоваться дополнительно во внеурочное время для расширения собственного индивидуального исследования.

  1. Самостоятельный сбор информации с использованием выбранных способов (методов) деятельности.  
  2. Обработка информации и подготовка текста-сообщения. При исследовании проблемы ребенка необходимо обучать фиксировать свои результаты в особые тетради. Именно данный подход позволит «разложить» информацию по степени ее важности. В начальной школе хорошим упражнением для данной деятельности является метод работы с деформированным текстом, который используется в основном на уроках русского языка. Необходимо при этом научить ребенка называть вначале главную идею, а затем подтверждать ее фактами.  
  3. Представление результатов исследования и его обсуждение. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко рассказать об этом людям. Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. После выступления исследователя необходимо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задавать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой важной части исследовательской работы требует особого педагогического такта и мастерства.

Как показала педагогическая практика в школе, одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе, а также обеспечение школы. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы и позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие учеником собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть ещё раз, что формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность ребёнка нужно с младшего школьного возраста.

Мне хочется, чтобы вы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяю вас, что это нужно, прежде всего, нашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему; "Применение игровых технологий при обучении младших школьников"

В докладе рассказывается об игровых формах работы,которые можно применять на уроках русского языка,математики и литературного чтения....

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

доклад -презентация " Использование проектной технологи в обучении младших школьников"

доклад был приготовлен для выступления на городском семинаре. Содержит теоретическую часть и фотографии из личного архива....

Доклад на тему "Внедрение элементов новых технологий в обучение младших школьников"

В данном докладе представлены новые педагогические технологии и возможность их применения в начальной школе....

Технология исследовательского обучения младших школьников

В этой статье представлена попытка рассмотреть некоторые возможные подходы к введению новой для современной начальной школы технологии исследовательского обучения....

Доклада «Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО...