Рабочая программа по внеурочной деятельности Веселая грамматика
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № ________ Директор _________ / Безрученкова С. П. |
Рабочая программа
начального общего образования
по курсу внеурочной деятельности
«Путешествие по стране Грамматика»
для 2 А класса
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. |
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Корсунова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. |
пгт Верхнеднепровский
2019 г.
Аннотация на рабочую программу по курсу внеурочной деятельности
«Путешествие по стране Грамматика» для 2 А класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 2 А класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), разработана на основе:
- Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования: В.А.Горский. - М.: Просвещение, 2012 г.
Литература:
- В. В. Волина «Веселая грамматика». – М.: Дрофа, 2011
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 2011
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М: АСТ, 2011
Цели программы:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Задачи программы:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы «Занимательная грамматика»
1 кл. «Путешествия по Стране Слов»
2кл. «Секреты орфографии»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Занимательная лингвистика»
Рабочая программа составлена на 32 часа (1 час в неделю), соответствует учебному плану МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2019-2020 уч. год.
Учитель: Корсунова Т.А.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Путешествие по стране Грамматика»
для 2 класса А составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
- Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования: В.А.Горский. - М.: Просвещение, 2012 .
- Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Данная программа составлена на 32 часа (1 час в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2019-2020 учебный год.
Литература:
1. В. В. Волина «Веселая грамматика». – М.: Дрофа, 2011
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 2011
3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М: АСТ, 2011
Лист корректировки рабочей программы
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, организации, передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров .
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение.
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся научатся:
Правилам правописания слов с изученными орфограммами.
Признакам согласных и гласных звуков. Составу слова. Признакам родственных слов. Видам пересказа.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст
- Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Как обходились без письма?
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность?
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места.
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные.
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.
Формы контроля: устный ответ, после самостоятельной работы проводится коллективная проверка, творческие работы.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД:
III.Тематическое планирование
№ | Темы раздела | Кол-во часов |
1 | Древние письмена | 3 |
2 | Фонема | 12-1 |
3 | Ошибкоопасные места | 7 |
4 | Лингвистика | 2 |
5 | Самоинструкция | 2 |
6 | Состав слова | 7 -1 |
7 | Олимпиада | 1 |
Итого: | 34 |
Виды внеурочной деятельности
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- научно-исследовательская деятельность;
- трудовая деятельность
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
Взаимодействие; поощрение; наблюдение; коллективная работа; игра. словесные, наглядные, практические, исследовательские;
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Как обходились без письма? | 1 | 03.09 | |
2 | Древние письмена. | 1 | 10.09 | |
3 | Как возникла наша письменность? | 1 | 17.09 | |
4 | Меня зовут Фонема. | 1 | 24.09 | |
5 | Меня зовут Фонема. | 1 | 01.10 | |
6,7 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | 08.10 15.10 | |
8,9 | «Ошибкоопасные» места | 2 | 22.10 05.11 | |
10 | Тайны фонемы | 1 | 12.11 | |
11,12 | Опасные согласные | 2 | 19.11 26.11 | |
13 | На сцене гласные | 1 | 03.12 | |
14 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | 10.12 | |
15 | Ваши старые знакомые | 1 | 17.12 | |
16,17 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | 24.12 14.01 | |
18,19 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 2 | 21.01 28.01 | |
20 | Память и грамотность. | 1 | 04.02 | |
21 | Строительная работа морфем | 1 | 11.02 | |
22 | Где же хранятся слова? | 1 | 18.02 | |
23,24 | Поговорим о всех приставках сразу | 2 | 25.02 03.03 | |
25 | Слова – «родственники» | 1 | 10.03 | |
26,27 28 | Кто командует корнями? | 3 | 17.03 07.04 14.04 | |
29,30 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | 21.04 28.04 | |
31 | Пересаженный корни. | 1 | 19.05 | |
32 | Итоговое занятие. | 1 | 26.05 | |
Итого 32 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в...
Программа по внеурочной деятельности «Веселая грамматика»
программа на 4 года обучения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"
Содержание и методы обучения “Веселой грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика", 1-4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика" рассчитана на 4 года обучения....