«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…»
статья

Меснянкина Ольга Дмитриевна

Начальная школа – мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже своё измерение времени: день кажется годом. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Начальная школа, я стремлюсь в какой-то мере стать ребёнком. Только при этом условии мои дети не будут смотреть на меня, как на человека случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_nachinaetsya_s_nachalnoy_shkoly.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…»

Меснянкина Ольга Дмитриевна, МОУ СОШ №2, учитель начальных классов, Ставропольский край

Аннотация

Начальная школа – мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже своё измерение времени: день кажется годом. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Начальная школа, я стремлюсь в какой-то мере стать ребёнком. Только при этом условии мои дети не будут смотреть на меня, как на человека случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

О большой, решающей роли начальной школы говорят много, особенно когда речь идет ФГОС  НОО. Начальную школу обвиняют чаще всего в том, что она не дала детям определенного круга знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения.

Многолетний опыт работы в школе убеждает в том, что начальная школа, прежде всего, должна научить учиться. Об этом еще писали выдающиеся педагоги Ян Амос Коменский, К. Ушинский, А.Дистервег. Умение учиться включает в себя ряд умений, связанных с овладением знаниями: умение читать, писать наблюдать явления окружающего мира, думать, выражать свою мысль словами. Эти умения и являются, образно говоря,  инструментами, без которых невозможно овладеть знаниями.

Готовясь к обучению детей в начальных классах, нужно определиться, что дети должны глубоко запомнить и твердо хранить в памяти, что они должны уметь.

Но этим задачи начальной школы не исчерпываются. Нельзя ни на минуту забывать, что в начальных классах учитель имеет дело с ребенком. В годы обучения 1-4 классов- от 6,5 лет до 10-11 лет- происходит становление человека. Конечно, этот процесс не заканчивается  до окончания начальных классов, но как раз на эти годы приходится наиболее интенсивный отрезок человеческой жизни. Ребенок в этот период обязан не только готовиться к дальнейшему чтению, накапливать багаж знаний и умений, чтобы успешно учиться дальше. Он должен жить богатой духовной жизнью. Годы обучения в начальной школе – это целый период нравственного, интеллектуального, физического, эстетического развития, которое будет реальным делом, а не пустым разговором лишь в том случае, когда ребенок живет интересной жизнью сегодня, а не только готовится к овладению знаниями завтра.

Тысячи прекрасных учителей есть в нашей стране. Каждый из них -не только источник знаний для ребенка, но и наставник, учитель жизни в подлинном смысле этого понятия. Начальная школа- это фундамент общего образования. Что происходит в начальной школе сейчас? Учителя стремятся вложить как можно больше груз знаний. Донести этот груз до определенного рубежа, то есть до обучения в среднем звене - в этом нередко видит учитель смысл жизни и деятельности ученика.

Начальная школа должна давать ученику твердый круг знаний. Всякая неясность и неопределенность в этом вопросе ослабляет не только начальную, но и последующие ступени обучения. Одним из серьезных недостатков в начальной школе является именно то, что,  учитель упускает из виду, какие правила, определения ребенок должен глубоко осмыслить и запомнить, какие слова он должен научиться правильно писать и никогда не забывать их  правописание. Стремясь максимально облегчить умственный труд детей, отдельные учителя забывают о том, что ребенок должен не только узнать, заинтересоваться чем-то, но твердо и навсегда сохранить в памяти. В настоящее время много говорят об общем развитии ученика начальных классов. Конечно, общее развитие – это исключительно важный элемент учения и воспитания, но столь же большую роль играют те элементарные знания, без запоминания и прочного сохранения в памяти которых не может быть и общего развития , потому что общее развитие – это постоянное овладение знаниями, а для этого необходимо умение учиться.

При всей исключительности важности задач, которые стоят перед начальной школой, нельзя забывать, что учитель имеет дело с человеком, переживающим бурный период становления нервной системы. Нельзя смотреть на мозг ребенка как на живое устройство данное учителю в готовом виде для того, чтобы знания усваивались, запоминались, хранились в памяти. Мозг детей в возрасте 7-10 лет- в процессе бурного развития. И если учитель забывает, что надо заботиться о развитии нервной системы человека, об укреплении  клеток коры полушарий, то учение отупляет ребенка. В начальной школе учение должно стать частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию ребенка, обогащению его ума. Не зубрежка, а бьющая ключом  интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, фантазии, творчества. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы - таков мой идеал воспитания.

«С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:

- расслоения населения (в том числе детей и молодежи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

-плотно работающих с сознанием ребенка различных средств массовой информации;

-разреженности систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоиндентификации личности;

-нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей. То есть, иными словами, педагог с позицией воспитателя»

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. В.Д. Григорьев., П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников», Москва, «Просвещение», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в начальной школе "Дружба начинается с улыбки"

Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены...

Сценарий спортивно-танцевального флешмоба «Утро, начинается с зарядки» для обучающихся начальной школы

Флэшмоб — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. В переводе с англи...

Авторская программа по духовно-нравственному воспитанию "С чего начинается Родина" для начальной школы

Данная программа является интегрированной, междисциплинарной, реализуется во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения с 1 по 4 класса  для детей младшего школьного возраст...

«С чего начинается Родина?» Вечер поэзии Сценарий для детей начальной школы

laquo;С чего начинается Родина?»Вечер поэзииСценарий для детей начальной школы...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Май весну завершает, а лето начинает" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования способности обучающихся сравнивать признаки изменений в природе, внешнее строение растений в мае.Задачи...

Социальный проект для начальной школы "Добро начинается с тебя"

Социальный проект для начальной школы "Добро начинается с тебя"...