Рабочая программа внеурочной деятельности "Сказкотерапия"
рабочая программа (1 класс)
Документ содержит программу внеурочной деятельности "Сказкотерапия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Разработал: учитель
Михайлова Е.В
Пояснительная записка
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Программа внеурочной деятельности по коррекционно-развивающему направлению «Сказкотерапия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Главные цели программы внеурочной деятельности:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Общая характеристика курса.
Программа внеурочной деятельности по коррекционно-развивающему направлению «Сказкотерапия» (далее - программа внеурочной деятельности) способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными и базовыми учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Сказкотерапия» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими изданиями.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1 классе.
В качестве учебного материала для формирования учеников 1 класса - как читателей, выбрана фольклорная (народная) сказка. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
Место курса в учебном плане.
1 класс – 33 часа, что соответствует 1 часу в неделю при 33 неделях.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Сказкотерапия» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС:
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские народные сказки
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку подробно;
- пытаться передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- осуществлять взаимный контроль;
- вести устный диалог.
Регулятивные БУД:
- формулировать и понимать учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий совместно с учителем;
- адекватно воспринимать речь учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Познавательные БУД:
- оценивать процесс и результат деятельности;
Содержание тем учебного курса
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».
Украинская народная сказка «Колосок».
Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская народная сказка «Медведь и лиса». Домик для зайчика.
Русская народная сказка «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
Сказки про зайцев.
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.
Чукотская сказка «Хвост».
Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя».
Удмуртская сказка «Как произошли медведи».
Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе.
Русская народная сказка «Зимовье зверей».
«Я сказочник».
«К нам пришёл гость».
Русская народная сказка «Вершки и корешки».
Настольный театр.
Русская сказка «Лиса и журавль».
Экскурсия в городскую библиотеку.
Мордовская сказка «Разудалый петушок».
Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей».
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
Подготовка к празднику «В гостях у сказки».
Праздник «В гостях у сказки».
Библиотечный урок «В мире книг».
Русская народная сказка «Байка про тетерева».
Русская сказка «Бобовое зёрнышко».
Тематическое планирование
Класс | Название раздела | Тема | Количество часов | Вид учебной деятельности |
1 | Сказки о животных. | Что такое сказка? | 1 | Беседа, просмотр презентации. |
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых». | 1 | Слушание, инсценировка сказки, рисование. | ||
Украинская народная сказка «Колосок». | 1 | Слушание сказки, раскрашивание петушка, отгадывание загадок. | ||
Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская народная сказка «Медведь и лиса». | 1 | Слушание, инсценировка, лепка из пластилина. | ||
Домик для зайчика. | 1 | Конструирование. | ||
Русская народная сказка «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | 1 | Слушание, просмотр презентации, рисование с помощью трафарета. | ||
Сказки про зайцев. | 1 | Викторина, беседа, просмотр. | ||
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | 1 | Чтение, отгадывание загадок, игра, лепка. | ||
Чукотская сказка «Хвост». | 1 | Чтение, иллюстрирование, просмотр. | ||
Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя». | 1 | Слушание и чтение сказки, пересказ, рисование, ролевая игра. | ||
Удмуртская сказка «Как произошли медведи». | 1 | Чтение сказки, игра, просмотр мультфильма о медведе. | ||
Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | 1 | Прослушивание, викторина, иллюстрирование. | ||
Русская народная сказка «Зимовье зверей». | 1 | Чтение сказки, пересказ, игра, просмотр. | ||
«Я сказочник». | 2 | Конкурс, обсуждение, просмотр. | ||
«К нам пришёл гость». | 1 | Игра, инсценировка. | ||
Русская народная сказка «Вершки и корешки». | 1 | Прослушивание, отгадывание загадок, иллюстрирование. | ||
Настольный театр. | 2 | Игра, чтение. | ||
1 | Сказки о птицах | Русская сказка «Лиса и журавль». | 1 | Пересказ, ролевая игра, рисование. |
Экскурсия в городскую библиотеку. | 1 | Экскурсия. | ||
Мордовская сказка «Разудалый петушок». | 1 | Чтение по ролям, инсценировка, лепка. | ||
Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей». | 1 | Прослушивание, иллюстрирование, отгадывание кроссворда. | ||
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | 1 | Чтение, игра, рисование. | ||
Подготовка к празднику «В гостях у сказки». | 1 | Чтение, игра. | ||
Праздник «В гостях у сказки». | 1 | Игра. | ||
Библиотечный урок «В мире книг». | 1 | Викторина, игровая деятельность. | ||
Русская народная сказка «Байка про тетерева». | 1 | Чтение, викторина, просмотр. | ||
Русская сказка «Бобовое зёрнышко». | 1 | Инсценировка, лепка. | ||
Сказки про птиц. | 1 | Создание книжки-малышки. | ||
Библиотечный урок «Разноцветные страницы». | 1 | Мелкий ремонт детских книг. | ||
Выставка «Сказочное время». | 1 | Рисование, иллюстрирование. | ||
«Фестиваль сказочных героев» - итоговое занятие. | 1 | Игра | ||
Итого | 33 |
Техническое оснащение занятий
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- художественные книги с текстами сказок;
- костюмы;
- кукольный театр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...