Внеурочная деятельность «Театральное искусство»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Данная программа позволяет расширить творческие возможности ребенка, обогатить его словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается основа творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности кружок «Театральное искусство»
1- 4 классы
Программу разработала
учитель начальных классов
Тимохова Т.Н.
2019 г.
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения в 1 - 4 классах реализуется общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности – кружок «Театральное искусство».
Данная программа позволяет расширить творческие возможности ребенка, обогатить его словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается основа творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность ребёнка.
В театре, как в волшебном мире искусства, необходимы самые разные способности. Мы можем не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству и чтению книг. Эффективные особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, – открывают для детей широкие возможности как в эстетическом воспитании, так и в организации их досуга. Театр - взаимодействие разных искусств, которые связаны друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством, чтением, технологией. Ребята научатся самостоятельно и при помощи родителей изготавливать декорации и персонажи для своих спектаклей.
Программа учит видеть прекрасное в жизни и в людях, развивает стремление ребёнка самому приносить людям доброе и светлое, на примерах дружбы, правды, отзывчивости, находчивости, храбрости. Знакомит детей с лучшими образцами мировой сказочной литературы. А так же привлекает внимание и участие родителей в воплощении замысла школьника. Это способствует сплочению семьи, коллектива класса, расширению культурного общения учеников, учителя, родителей, повышению культуры поведения.
Реализация данной программы происходит с помощью выразительных средств театрального искусства: походка, интонация, мимика, жест, пластика. Ребята познакомятся с содержанием определенных литературных произведений, получат возможность научиться воссоздавать конкретные образы, тоньше чувствовать события, взаимоотношения между героями данного произведения. Театральное представление или спектакль способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти. У учащихся будут формироваться такие виды детского творчества, как: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое.
Данная программа учитывает эти особенности театрального общения и предусматривает возможность воспитывать ученика – зрителя и ученика – исполнителя, актёра.
Театральная деятельность позволяет ребёнку расширить границы постижения мира. Увлечь его желанием поделиться своими мыслями с друзьями, умением слушать и слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра является для младших школьников необходимым условием и для обучения, и для реализации себя в театре, а вместе с тем, при наличии игры, дети и учитель общаются, получая от этого максимально положительный результат.
На занятиях школьники познакомятся с видами и жанрами литературных произведений и театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, с учётом психологических особенностях развития младших школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования творческой и читательской деятельности учащихся, театрального искусства, позволяющего развивать личность ребёнка, речь, голос, чувство ритма, пластики движений, художественного вкуса и навыков работы с разными материалами.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Искусство театра кукол связано с окружающей жизнью ребёнка. Оно формирует вкус, воспитывает его потребность в общении. На занятиях дети знакомятся со способами декоративной обработки материалов, осваивают простейшее моделирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Учебно-воспитательный процесс строится на:
- Воспитании основ зрительской культуры;
- развитии навыков исполнительской, творческой, деятельности ребят, общительности, коммуникабельности;
- развитии моторики рук и пальцев ребёнка, двигательной активности;
- накоплении знаний о традициях, фольклоре, кукольном театре.
Всё это взаимосвязано друг с другом, и способствует формированию нравственных качеств у детей, расширению опыта ребёнка, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую скованность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, самостоятельно ставить цели и стремиться к их достижению
Структура программы
Цель программы: привлечение к чтению книг, развитие творческих способностей и мышления, возрождение традиций семейного чтения; обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников, развитие интереса и к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический и др.).
- развивать эмоциональность, интеллектуальные, коммуникативные способности, артистические навыки;
- развить и воспитывать речевую культуру и культуру поведения на сцене и в театре;
- развитие эстетического вкуса, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества
- раскрытие и развитие потенциальных способностей детей
Место кружка в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 1 - 4 классов.
На реализацию театрального кружка «Театральное искусство» отводится: в 1 классе 33 часа, 2 – 4 классы – по 34 часа в год ( 1 час в неделю). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение библиотек. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции, изготовление декораций. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение библиотек, театров.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
1. Театральные игры
2. Культура, техника речи
3. Основы театральной культуры
4. Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих писателей, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, сценического образа, поведения на сцене.
Основными формами проведения занятий являются:
конкурсы,
беседы,
экскурсии в библиотеки и музеи,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, которые способствуют приобщению детей к чтению и театральному мастерству.
Методы работы:
В процессе поэтапной работы, ребята получат новые сведения из мира литературы и театрального мастерства, приобретут опыт своего публичного выступления и творческой работы. Они сами смогут добавить элементы своих идей, свои представления в сценарий, обсуждение. Главное, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами героев, мотивами их действий, творчески изменять данные текста или сценария на сцене. Школьники научатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть ими обдуманы и прочувствованы, попробуют самостоятельно создать характер персонажа таким, каким они его видят.
Кроме этого, большое значение имеет работа над оформлением своего спектакля, его декорациями и костюмами, возможно и над музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать в этом свои возможности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в сельскую библиотеку, где дети знакомятся с огромным фондом художественной литературы, биографией писателей, особенностями их творчества. На занятиях кружка учащиеся знакомятся с процессом подготовки спектакля: изготовление декораций, анализ характера героев, просмотр сказок и спектаклей. Совместные просмотры и обсуждение, устные беседы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о книгах, героях и театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами, жанрами; помогает раскрыть общественно-воспитательную для людей роль театра. Таким образом, у детей развивается зрительская культура.
Программный материал состоит из теоретической и практической части. Основную часть составляет практическое направление. Занятие включает в себя организационно-творческую, теоретическую и практическую части. Организационно-творческий этап содержит подготовку к работе, изготовление декораций. Теоретическая часть отражает самую необходимую информацию по теме. Практическая часть – показ спектакля на утренниках, в детском саду или конкурсах.
Этапы работы над произведением.
· Выбор произведения, обсуждение его с детьми.
· Деление произведения на смысловые части и пересказ их детьми.
· Обсуждение и выбор деталей костюмов и декораций. Поиски музыкального сопровождения, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми, родителями декораций и костюмов.
· Работа над эпизодами. Уточнение обстоятельств, мотивов, характера поведения отдельных персонажей.
· Репетиция отдельных картин с деталями декорации и реквизита, с музыкальным оформлением (если нужно)
· Репетиция всего отрывка или произведения.
· Премьера.
Формы контроля
Для реализации данной программы используются разные виды контроля:
· текущий –наблюдение за деятельностью учащегося в процессе занятий;
· промежуточный – праздники, конкурсы ;
· итоговый – открытые занятия, спектакли, родительские собрания.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
чётко произносить в разных темпах изученные скороговорки;
знать наизусть изученные стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
действовать в соответствии с требуемыми обстоятельствами, импровизировать текст на заданную тему;
подбирать рифму к нужному слову, строить диалог между сказочными героями.
строить диалог с другом на данную тему;
при чтении наизусть стихотворения, правильно произносить слова и ставить логические ударения
произносить на одном дыхании четверостишие и длинную фразу.
произносить одну и ту же реплику с разной интонацией и, если нужно, в разных позах.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации данной программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· доброжелательное отношение друг к другу, культурное поведение, стремление прислушиваться к мнению других; потребность общения и сотрудничества со сверстниками;
· этические чувства, ценности и потребности;
· эстетические чувства на основе знакомства с произведенями художественной литературы
· осознание значения театрального искусства;
· представления о мире на основании литературных произведений;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;
· планировать свою работу над произведением в соответствии с этапом;
· производить самоконтроль, и оценку результатов своей деятельности; исправлять и корректировать свою работу;
· анализировать причины своего успеха или неудачи, уметь давать себе позитивную установку.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· анализировать произведения и их героев при чтении или просмотре видеозаписей;
· использовать необходимую информацию при выполнении заданий;
· проявлять свои творческие способности при инсценировании произведений, составлении рассказов, сказок, стихов, чтении по ролям.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· вести диалог, коллективное обсуждение, проявлять активность и инициативу.
· работать в паре, группе, учитывать мнения одноклассников;
· обращаться за помощью;
· оказывать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении обязанностей и ролей, приходить к общему совместному решению;
· высказывать своё мнение и позицию;
· адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
· проводить взаимный контроль.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
· выразительно читать; соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· определять жанры произведения;
· выражать эмоциональные состояния героев (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
Структура курса
№ | Раздел программы | Содержание раздела | Коли-чество часов |
1. | Роль театра в культуре. | Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»). Знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами. | 15 |
2. | Театрально-исполнительская деятельность. | Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Основы актёрского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог. | 36 |
3. | Занятия сценическим искусством. | Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Дети выполняют этюды по картинкам. На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. | 35 |
4. | Освоение терминов. | Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер. | 1 |
5. | Просмотр профессионального театрального спектакля | Посещение театра, беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование | 3 |
6. | Работа и показ театрализованного представления. | Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | 30 |
7. | Основы пантомимы. | Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии. | 15 |
Итого | 136 часов |
Содержание программы (136 часов)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. ( 15 часов) Роль театра в культуре.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Дети приобретают навыки ,необходимые для верного сценического общения ,участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции(«Немое кино» «Мультяшки - анимашки»)Знакомятся с древнегреческим ,современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами .Знакомятся с создателями спектакля: писатель ,поэт, драматург.
2 раздел. ( 36часов)Театрально-исполнительская деятельность.
Упражнения ,направленные на развитие у детей чувства ритма .Образно-игровые упражнения(поезд, мотылек ,бабочка.).Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы( огонь снег).Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд.Язык жестов .Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.
3 раздел. ( 35часов)Занятия сценическим искусством. Упражнения и игры: превращения предмета превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна .Игры одиночные Дети выполняют этюды по картинкам .На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации. Концентрации внимания, дыхания.
4 раздел. ( 1час) Освоение терминов. Знакомятся с понятиями : драматический ,кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.
5 раздел. ( 3 часа)Просмотр профессионального театрального спектакля .Посещение театра ,беседа после просмотра спектакля .Иллюстрирование.
6 раздел. ( 30 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. ( 15часов) Основы пантомимы. Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство.
Жест, маска пантомимном действии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем учебного предмета | Коли-чество часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть | Реализация РК |
Роль театра в культуре. | 2 | Знакомятся с учителем и одноклассниками. Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром. (игра «Снежный ком»). Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. | Практичекая часть | Использование интернет ресурсов |
Театрально -исполнительская деятельность | 13 | На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки «Теремок», «Колобок». | Практичекая часть | игра |
Занятия сценическим искусством. | 11 | Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем сказок-миниатюр Дж. Родари. Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении декораций и костюмов. | Практичекая часть | Использование интернет ресурсов |
Освоение терминов. | 4 | Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер. | Практичекая часть | Использование интернет ресурсов |
Просмотр профессионально-го театрального спектакля. | 3 | Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в театре. Коллективно под руководством педагога посещают театр. Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Участвуют в творческих играх и конкурсах.
| Практичекая часть | |
Итого | 33 |
Наименование разделов и тем учебного предмета | Коли-чество часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть | Реализация РК |
Роль театра в культуре. | 1 | Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки») | Использование интернет ресурсов Игра | |
Театрально-исполнительская деятельность. | 8 | На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации. | Практичекая часть | |
Занятия сценическим искусством. | 15 | Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам. | Практичекая часть | Игра |
Работа над серией мини-спектаклями. | 10 | Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | Практичекая часть | |
Итого | 34 |
Наименование разделов и тем учебного предмета | Коли-чество часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть | Реализация РК |
Роль театра в культуре. | 1 | Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. | Использование интернет ресурсов | |
Занятия сценическим искусством. | 10 | На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. | Практическая часть | Игра |
Театрально-исполнительская деятельность. | 8 | Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность. | Практическая часть | Использование интернет ресурсов |
Работа и показ театрализован-ного представления. | 15 | Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. | Практическая часть | Игра |
Итого | 34 |
Наименование разделов и тем учебного предмета | Коли-чество часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть | Реализация РК |
Роль театра в культуре. | 4 | Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами. | Использование интернет ресурсов | |
Театрально-исполнительская деятельность. | 10 | Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. | Практическая часть | |
Основы пантомимы. | 15 | Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии. | Практическая часть | Использование интернет ресурсов |
Работа и показ театрализован-ного представления. | 5 | Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями. | Практическая часть | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театральная студия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" (1-4кл.)...
Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"
Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп" разработана для учащихся 1-4 классов.Состоит из четырёх частей: 1 год - театр на фланелеграфе, 2 год - театр на картоне,3 год - театр игр...
Программа внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"
Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы. В ней содержится тематическое планирование занятий, список литературы для учащихся, формы и методы работы. Дана темати...
Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Сказка""
Программа курса Театральная студия Сказка направлена на развитие у детей творческих способностей.В студии мы готовимся ...
Программа внеурочной деятельности театральной студии «Золотой ключик»
Программа театральной студии «Золотой ключик» разработана для обучающихся 4 класса на основе авторской программы учителя начальных классов Стребковой Н.В. с изменением календарно - тематич...
Рабочая программа по внеурочной деятельности театрального кружка "Чудесники"
Рабочая программа составлена в соответствиии с ФГОС. Расчитана на детей 6-8 летнего возраста....
Открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Театральная мастерская» в 4 «А» классе.Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»
Сегодня мы покажем некоторые приёмы, упражнения и задания, которые способствуют развитию речи детей, развитию мыслительной деятельности, развитию творческой фантазии. Сегодня вы сможете про...