Урок по финансовой грамотности во 2 классе на тему "История возникновения денег"
план-конспект урока (2 класс)

Поликарпова Юлия Владимировна

Тема урока: «История возникновения денег».

Цель урока: познакомить детей с такими понятиями, как «деньги», «бартер», «товар», «монеты», «купюры». Способствовать формированию знаний о истории возникновения денег.

   Урок разработан в рамках курса «Финансовая грамотность». Изучаемый материал тесно связан с уроком окружающего мира («Зачем человеку трудиться»), также прослеживается связь с уроком математики (при решении логической задачи с монетами, при выкладывании геометрического материала по образцу).

   Результаты игры «Верно-неверно» показала расхождение мнений детей из-за личного опыта каждого. Тем самым встала проблема нехватки знаний по данной теме. Формировались познавательный учебный мотив, узнать больше.

   Регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении формулировать цель урока, в умении находить рациональные способы выполнения заданий (например, на этапе приобретения коровы, когда дети обменивались товаром и обменивались геометрическими фигурами, и на этапе выкладывания лисы из геометрических фигур по образцу)

   Коммуникативные универсальные учебные действия осуществлялись при работе в группах, в умении распределять обязанности, в умении сотрудничать с другими группами при обмене товаров.

   Также была проведена работа с текстом, с целью формирования умения извлекать необходимое из содержания текста.

   В конце урока был показан мультфильм, с целью обобщения полученных знаний, после чего вернулись к игре «Верю-не верю» и показали уровень полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx131.63 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

- Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу Вам будет интересно!

- Посмотрите на эти странные каменные круги с одного очень древнего острова Яп.

 - Подумайте, что это такое? Для чего это нужно?

 

- Ни за что не догадаетесь, это … деньги. Да,  скорее это деньжищи!

- Давайте сыграем в игру «Верю-не верю!»

Участник под номером 1 возьмите голубые карточки и раздайте всем участникам команды.

- Вы читаете утверждение. Если согласны с ним, ставите +, если нет, ставите -.

Заполняете только 1 колонку!

На это вам 2 минуты.

Вопрос

Верю (+)

Не верю

(-)

Когда люди охотились на мамонтов, денег не было.

Товар–это обмен игрушками.

Деньги – средство оплаты товаров и услуг.

В южных странах люди оплачивали товар перьями и ракушками.

У всех народов деньги одинаковые.

Бартер – это разновидность денег.

Проверяем!

Вывод: возникла проблема в том, что мнения расходятся. В чем были у вас затруднения?

- Какая тема урока?

Расшифровать тему урока:

ьсилязвиноадукто и игьнедеокатотч.

- Чему посвящён наш урок? Что мы должны узнать?

     - Закройте глаза, представьте, что вы охотники из племени мумба-юмба и лучше всех умеете ловить рыбу. Только что вы поймали здоровенную рыбу. Вы шагаете по тропинке со своим уловом. А навстречу идут люди из соседнего племени у-гу-гу. Они лучше всех умеют делать оружие и как раз несут новенький лук и стрелы. Вам как раз это всё очень нужно. Что вы тогда сделаете?

- Если конечно тем людям нужна будет ваша рыба. А если нет…

   Действительно в древности люди стали обменивать что-то свое – вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. Денег тогда еще не было.

        

Учащиеся смотрят на фото,

высказывают свои предположения.

Обучающиеся соглашаются или не соглашаются с утверждениями.

Делают вывод, что мнения расходятся.

Не знаем, что такое бартер. Не уверены в то, что такое деньги.

Тема урока Деньги

Учащиеся читают тему (приём чтения наоборот по словам).

Мы должны узнать, что такое деньги, откуда они появились, узнать, что

Что такое бартер.

Поменяемся товарами: отдадим рыбу взамен на лук и стрелы.

Проблемно-информационный

Работа в группе. 2 участник берет конверт, аккуратно выкладывает на парту содержимое конверта.

Ваша задача:

Составить по образцу картинку из геометрических фигур.

(лиса из геометрических фигур)

- Каким образом решите проблему с отсутствием необходимых фигур.

- То, что вы обменивались деталями называется БАРТЕР.

- Участник под номером 3 убирает детали обратно в конверт.

- У меня в руках маленький мешочек, а в нем товар, который очень высоко ценился в давние времена, это продукт не только придавал пище вкус, но и участвовал в обмене товаров и служил людям в качестве денег.

- Крупный рогатый скот тоже был одной из самых ранних форм денег. Люди, которые имели много коров, считались очень богатыми.

 - Предлагаю по играть в игру «Базар».

У вас есть уникальная возможность вернуться в прошлое и попробовать подобную систему на себе.

Участники под номером 4 подойдите ко мне.

У нас гости – крестьянин, гончар, кузнец и портной.  Один из них привел на базар корову, второй принес сапоги, третий топор, четвертый глиняные горшки.

Они принесли свой товар для обмена. 

А хозяин за корову просит 1 пару сапог, 2 горшка, топор и мешочек соли.

 В вашем хозяйстве очень сильно не хватает коровы. Попробуйте приобрести корову на базаре.

Каждой команде я выдаю настоящее богатство – 4 мешочка соли. Обменяйте их на корову. 

 - Легко ли было справиться с заданием? Что было сложного?

А если бы на базаре не было товара, который бы просил хозяин за корову?

Обмен товара на товар получил название бартер. Такое обмен не очень удобен, так как ценность веще разная. Деньги облегчили процесс обмена. Основными товарными деньгами стали драгоценные металлы, из которых делали монеты. Золотые монеты, серебряные, медные были у самых богатых купцов.

- 5 участник команды возьмите конверт, в нем задача. Вы читаете ее и обсуждаете решение. В конверте также вы найдете монеты, которые и помогут решить задачу. На решение задачи вам дается 3 минуты:

У купца 3 золотых монеты, 3 серебряных и 3 медные. Часть монет он положил в сундук. Больше всего он положил золотых монет. Медных он положил меньше, чем серебряных. Сколько монет у купца в сундуке.

- Со временем стали появляться проблемы с изготовлением и перевозкой металлических денег (монет) и стали появляться бумажные деньги.  Первые монеты округлой формы начали чеканить в Древней Греции. Оттуда монеты постепенно распространились в другие государства.

Первые деньги из бумаги были изготовлены в Китае приблизительно в VIII веке н. э.

- Как называется самая мелкая монета в России? (копейка) Откуда пошло это название? Из-за выбитого на монетах всадника с копьём эти деньги стали называть копейками.

На экране появляются слова: Древний Китай, Древняя Греция, копье, 250

-  Издревле деньги играли огромную роль в жизни людей. Слово «деньги» мы можем слышать и в устном народном творчестве, например, в загадках, пословицах. Я предлагаю придумать загадки, отгадкой чтобы было слово деньги.

- Итак, что же такое ДЕНЬГИ?

- 6 участник возьмите конверт. В нем разрезанные пословицы. Ваша задача собрать рассыпавшуюся пословицу и объяснить, что она означает.

Учащиеся договариваются между группами по обмену геометрическими фигурами для составления картинки по образцу.

Возникает проблема нехватки деталей.

Учащиеся объясняют каким образом решили возникшую проблему

4 мешка * 5 команд = 20 мешков

сапоги = 8 мешкам

1 горшок = 3 мешка

1 топор = 5 мешкам

Детям необходимо произвести обмен с каждым из «продавцов», чтобы получить необходимый набор товаров для получения коровы.

.

Решают задачи.

Учащиеся придумывают свои загадки о деньгах и записывают

на листочке.

Деньги – средство оплаты товаров и услуг.

Не в деньгах счастье

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Здоровье за деньги не купишь

Здоровье дороже денег

Возвращаемся к таблице, которую мы заполняли в самом начале урока и еще раз заполните ее.

   Но прежде посмотрите небольшой мультфильм.  Просмотр фрагмента мультфильма «Как появились деньги» (Приложение 1, от начала 20 секунд).

Смотрят мультфильм. Затем заполняют таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по финансовой грамотности 1 класс "Карманные деньги".

Технологическая карта и презентация к уроку по финансовой грамотности по теме "Карманные деньги".Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование первичного ...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...

Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2.  Научить ...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как правильно копить деньги» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование общего представления о денежных накоплениях.Задачи урока:Дидактические:1. Актуализировать знания детей о том, как разумно делать покупки в магазине;2. Сформировать з...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс).

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.   Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Конкуренция это хорошо или плохо" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся о конкуренции. Планируемые результаты:Личностные:- Осознать себя как члена общества и государства;- Выработать в себе ценностное ...