ПРограмма "Одаренные дети" на 2015-2020гг.
учебно-методический материал

ПРограмма работы по выявлению уровня способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti_2015-2020.docx638.74 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Одаренные дети»

Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.

Задачи:

  • на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

  • организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

  • проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.

Программа содержит алгоритм действий педагогов и администрации.

Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы

  • организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-

художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность

учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

  1. Паспорт программы

Наименование

«Одаренные дети»

программы

Основания

для

Государственная программа Российской Федерации "Развитие

разработки программы

образования" на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением

Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792

Цель программы

Создание  условий  для  выявления,  поддержки,  обучения,

воспитания  и  развития  индивидуальных  задатков  одаренных

детей в МБОУ «Понизовская школа»

Срок

реализации

2015 – 2020 годы

программы

Исполнители

основных

Педагогический коллектив школы

мероприятий

программы

Соисполнители

Учащиеся, родители учащихся, социальные партнёры

Ожидаемые

конечные

-  увеличение  числа  одаренных  детей,  которым  оказывается

результаты программы

поддержка;

- создание индивидуальных образовательных программ;

-   повышение   квалификации   и   объединение   педагогов,

работающих с одаренными детьми;

- совершенствование системы работы с одаренными детьми

Система

контроля

Контроль  в  рамках  программы  осуществляет  администрация

исполнения программы

школы и педагогический совет школы. Вопросы исполнения

заслушиваются   на   заседаниях   педагогического   совета,

родительских собраниях.

  1. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных данных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность  личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивация.

Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более

высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

Одаренность может проявляться:

  • как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;

  • как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет, эта одаренность исчезает;

  • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

  • основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

  1. Личностный подход, утверждающий представления о социальной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

  1. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  1. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

3.Основные цели и задачи программы.

Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в школе, а также в создании оптимальной среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.

Задачи данной программы:

  • обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

  • адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

  • «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

  • учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

  • разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;

  • обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.

  1. Стратегические направления программы

  • Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)

  • Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)

  • Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных, районных и областных мероприятиях)

  1. Научное направление  нацеленное на создание единой программы работы с одаренными детьми.

  1. Психолого-педагогическое направление    обеспечивает   создание   подсистемы

диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.

  1. Научно-методическое и образовательное направление  осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.

  1. Социально-экономическое направление  осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «Ученик года».

  1. Этапы реализации программы

Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2015 по 2020 годы.

Первый этап  диагностико-организационный  предполагается реализовать в 2015-2016 учебном году. Он включает в себя:

  • создание и организацию деятельности координационного совета;

  • создание нормативно-правовой базы;

  • обеспечение материально-технической базы;

  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

  • создание базовых предметных групп;

  • изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

  • создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;

  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;

  • разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этап  организационно-практический, этап реализации (2015-2020 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • апробация экспериментальных авторских программ;

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

  • методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;

  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;

  • психологическая, педагогическая, социальная поддержка одаренных детей.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2020 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

  • мониторинг личных достижений учащихся;

  • анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;

  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

  1. Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);

  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

  • Создание детских портфолио.

  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

  1. Участники реализации  Программы

Руководители:

  • зам. директора по УВР

  • учителя начальных классов и учителя-предметники

Творческая группа:

  • учителя начальных классов и учителя-предметники;

  • школьный библиотекарь;

  • педагоги дополнительного образования.

  • также:

  • учащиеся школы

  • родители детей

  1. Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

  1. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

  1. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

  1. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Критерии оценки одаренности

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализи

1. Умение  и стремление учащихся

Тест оценки потребности

рованность личности

к познанию  и  проявлению  своих

в    достижении,

метод

возможностей.

экспертной оценки.

2.

Креативность

личности

Краткий тест творческого

ребенка,  наличие  высоких

мышления

П.Торренса

достижений

в

одном

или

(фигурная  форма),  папка

нескольких

видах

достижений учащихся.

деятельности.

Опросник

субъектного

3.

Наличие

адекватной

отношения

одаренного

положительной

ребенка

к

деятельности,

самооценки,

уверенности  в

самому

себе

и

своих

силах

и

окружающим.

возможностях.

Метод

незаконченного

4.

Способность к рефлексии.

предложения.

5.

Мотивационная

сфера:

Тест

«Исследование

учебная

мотивация,

школьной мотивации».

мотивация

интеллектуально-

познавательного

плана,

мотивация

общения

и

поведения.

6.

Уровень  коммуникативной

культуры

Удовлетворенность

1.

Удовлетворенность

Изучение

учащихся,

педагогов

и

педагогов

содержанием,

удовлетворенности

родителей

организацией

и

условиями

педагогов

и   родителей

жизнедеятельностью

деятельности

в

рамках

жизнедеятельностью

в

одаренных

детей

в

программы,

взаимоотношениями

школе.

школе

в школьном сообществе.

Изучение

2.

Комфортность,

удовлетворенности

защищенность

личности

учащихся

жизнью

в

одаренного

школьника,

его

школе.

отношение к основным сторонам

Тест

школьной

жизнедеятельности в школе.

тревожности Филипса.

3.

Удовлетворенность

родителей

результатами

обучения, воспитания и развития

своего ребенка.

Конкурентоспособность

1.

Эффективность

и  качество

Методики

одаренных учащихся

подготовки одаренных учащихся.

статистического   анализа

2.

Участие

учащихся,

данных, их динамика.

педагогов  в

смотрах,

конкурсах,

олимпиадах,

конференциях,

фестивалях и т.д.

3.

Социальный

опыт.

Содержание

и

характер

дальнейшей

деятельности

одаренных выпускников.

План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2015-2020 годы

п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление

1

Разработка приемлемой для школы системы

2015-2016

Зам. директора по УВР

выявления одаренного ребенка

2

Разработка системы взаимодействия с семьей

2015-2016

Зам.

директора

по

ВР,

одаренного ребенка

классные руководители

Научно-методическое и образовательное направление

1

Разработка

индивидуальных

2015-2020

Педагогический коллектив

образовательных программ в соответствии с

особенностями одаренного ребенка

2

Создание

системы

дополнительного

2015-2020

Зам. директора по УВР

образования как условия для саморазвития и

самореализации

3

Апробация

и  внедрение

диагностического

2015-2020

Зам

директора

по

УВР,

инструментария выявления одаренных детей

учителя

4

Апробация и внедрение программ развития и

С

Зам.   директора   по   УВР,

поддержки одаренности

2017года

учителя

5

Создание и ведение банка данных,

2015-2020

Директор, завуч

включающее сведения о детях разных типов

одаренности

и

талантливости,

Образовательных программах

обучения

одаренных   детей,   кадровом   обеспечении

процесса

6

Повышение

профессиональной

2015-2020

Зам. директора по УВР

Квалификации кадров, работающих с

одаренными детьми

7

Разработка,  апробация  и  внедрение  нового

2015-2020

Зам.

директора,

содержания  образования  для  разных  типов

педагогический совет школы

одаренности

8

Организация

общешкольного

семинара

2017-2018

Зам. директора по УВР

«Одаренность как психолого-педагогическая

проблема»

9

Целенаправленная  работа  с  родителями  по

2015-2020

Зам.   директора   по   УВР,

проблемам  детской  одаренности,  способам

классные рукодители

ее поддержки и развития

10

Участие   педагогов   в   научных,   научно-

2018-2019

Зам. директора по УВР

практических конференциях разного уровня

по проблемам одаренности ребенка

11

Привлечение

внимания

родителей

к

2013-2017

Директор,

родительский

потребностям одаренных учащихся

комитет

12

Использование

материалов

российских

2015-2020

Педагоги школы

сайтов

в

Интернете,

посвященных

проблемам одаренных детей

Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа со специалистами

2015-2020

Заместители директора

2

Организация  и

совершенствование  работы

2017-2020

Зам. директора по УВР

интеллектуального клуба «Эрудит», кружков

различной направленности

3

Создание  среды  общения,  самореализации.

2015-2020

Зам. директора по УВР

социализации:

-  организация  и  проведение  предметных

олимпиад различного уровня;

- организация выставок;

- организация защиты творческих проектов

Социально-экономическое направление

1

Создание  условий  для оказания  одаренным

2015-2020

Директор,

психологическая

детям

социальной,

психологической,

служба  района,

родительский

медицинской помощи

комитет

2

Разработка Положения о поощрении

2016

Директор

одаренных  детей  –  победителей  олимпиад,

авторов научных работ

  1. Приложение

  1. Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

  1. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

  1. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

  1. Склонен к рискованным действиям.

  1. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

  1. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

  1. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

  1. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

  1. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

  1. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

  1. Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);

  • гуманитарная сфера (2-й столбец);

  • художественная деятельность (3-й столбец);

  • физкультура и спорт (4-й столбец);

  • коммуникативные интересы (5-й столбец);

  • природа и естествознание (6-й столбец);

  • труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то,

  • чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

  1. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.

  1. Петь, музицировать.

  1. Заниматься физкультурой.

  1. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

  1. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

  1. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

  1. Собирать технический конструктор.

  1. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.

  1. Самостоятельно рисовать.

  1. Играть в спортивные, подвижные игры.

  1. Руководить играми детей.

  1. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

  1. Ходить в магазин за продуктами.

  1. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

  1. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

  1. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

  1. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

  1. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

  1. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

  1. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

  1. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

  1. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

  1. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

  1. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи
  2. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

  1. Ухаживать за домашними растениями.

  1. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).

  1. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

  1. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

  1. Участвовать в постановке спектаклей.

  1. Заниматься спортом в секциях и кружках.

  1. Помогать другим людям.

  1. работать в саду, на огороде, выращивать растения.

  1. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

  • творческая (2-й столбец);

  • академическая (3-й столбец);

  • художественно-изобразительная (4-й столбец);

  • музыкальная (5-й столбец);

  • литературная (6-й столбец);

  • артистическая (7-й столбец);
  • техническая (8-й столбец);

  • лидерская (9-й столбец);

  • спортивная (10-й столбец).

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Вопросы:

  1. Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.

  1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  1. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

  1. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  1. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  1. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  1. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

  1. Интересуется общением со сверстниками.

  1. Инициативен в общении со сверстниками.

  1. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  1. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  1. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  1. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

  1. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  1. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  1. Интересуется актерской игрой.
  1. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  1. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  1. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  1. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  1. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  1. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  1. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.

  1. Хорошо поет.

  1. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  1. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  1. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

  1. Легко общается с детьми и взрослыми.

  1. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  1. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  1. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

  1. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

  1. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  1. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  1. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  1. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  1. Любит чертить чертежи и схемы механизмов.

  1. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.

  1. Бегает быстрее всех в классе.

  1. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  1. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

  1. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  1. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

  1. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  1. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  1. Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.

  1. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  1. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  1. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  1. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  1. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  1. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

  1. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  1. Хорошо играет на каком-либо инструменте.

  1. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  1. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

  1. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

  1. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  1. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  1. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  1. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

  1. Умеет делать выводы и обобщения.

  1. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.

  1. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  2. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  1. оводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  1. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  1. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

  1. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  1. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  1. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

  1. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  1. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

  1. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.

  1. Любит игры-драматизации.

  1. Быстро и легко осваивает компьютер.

  1. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  1. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Создание банка данных одаренных детей

Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Родительское исследование

(заполняют родители)

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

  1. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

  1. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

  1. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)

  1. Он очень любит рисовать (Да / нет)

  1. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

  1. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

  1. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

  1. Чем   больше   всего   любит   заниматься   ваш   ребенок   в   свободное   время?

_______________________________________________________________________

  1. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.

______________________________________________________________________

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях (заполняется по образцу в течение учебного года)

п/п

ФИО

Год

Домашний

Класс

Виды

Участие  в  олимпиадах

рождения

адрес

одаренности

и конкурсах.

Результативность

Психодиагностические обследования среди учащихся

Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.

  • качестве диагностического материала планируется использовать:

  • анкетирование родителей и учителей;

  • специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;

  • диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);

  • диагностику видеомоторной коррекции;

  • вербальный тест Айзенка;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

  • шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;

  • методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;

  • методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;

  • тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);

  • тест «Уровень сформированности творческих способностей»;

  • тесты для интеллектуалов.

Портфолио учащихся

Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

Образец портфолио для детей

Портфолио

Тайна моего имени:

Карта моих интересов

Ф.И.О. ,

Знак зодиака:

ученика (цы) ____ класса «___»

Я родился (родилась) в год:

Я

занимаюсь    в

кружках,

секциях:

Мои

любимые

занятия,

увлечения:

Участие в конкурсах

Участие в концертах

Участие в олимпиадах

Участие в общественной жизни

Мои добрые и полезные дела

Награды и достижения

школы и класса

Карта моих интересов

п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

2

Нравится ли тебе проводить с ним свободное время?

3

Тебе нравятся уроки математики?

4

А русского языка?

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

7

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

12

Тебе нравится решать математические задачи?

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

16

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

20

Ты любишь рисовать?

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

22

Ты посещаешь кружки?

23

А спортивные секции?

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

25

Принимаешь  ли  ты  активное  участие  в  деятельности  детской

организации в школе?

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?

Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;

  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

  • проблемный;

  • проективный.

Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;

  • ролевые игры;

  • консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии:

игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Предметные олимпиады

Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года – март, апрель, один раз в год в два тура (первый – отборочный – классный, второй – в параллели). В первом туре участвуют все желающие 4-х классов, во втором победители отборочного тура. В течение учебного

года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.

Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

  1. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.

  1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.

  1. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.

  1. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

  1. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся Программы развития МБОУ г. Иркутска гимназии №3 на 2015-2020гг. «Гимназия №3-среда, обеспечивающая доступность качественного образования»

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым ц...

Подпрограмма духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся Программы развития МБОУ г. Иркутска гимназии №3 на 2015 - 2020гг.

В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следова...