РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
консультация (1 класс)
Рекомендации по формированию графических навыков леворуких детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_graf._navykam_levorukih.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Владимира Ступака муниципального образования Крыловский район
Рекомендации родителям.
Учитель начальных
классов
Рыбкина Т.В.
2021г.
ст.Крыловская
Вопросом подготовки леворуких детей к школе задаются многие воспитатели и родители
Чем так особенны эти дети?
По ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, общую информированность и эрудицию, достижения в математике, музыке, живописи, одаренность высокой степенью компенсаторных возможностей мозга. Левши легко адаптируются в деятельности индивидуальной, ненормированной, требующей инициативы и интуиции, имеют способность к спонтанному выстраиванию долгострочных программ поведения, к многоконтексному, неоднозначному восприятию, к предвосхищению и имитации ( ЛеутинВ.П., Николаева Е.И.). Леворукость не препятствует умственной деятельности, достижениям успехов в развитии и совершенствовании интеллектуальных и двигательных навыков ( БезрукихМ.М., Лебедев В.М.).
Современная школа в методах и программах обучения, сроках усвоения определенного объема знаний остается консервативной системой, предъявляющей стандартность требований ко всем детям, приспосабливая, а, не раскрывая, не учитывая уникальные особенности онтогенеза леворуких учеников
Элиминировать, максимально сгладить и гармонизировать ситуацию возможно, вооружив педагогов и родителей знаниями закономерностей протекания психической деятельности леворуких детей.
В экспериментальном исследовании установлено, что наибольшие трудности приступая к обучению графике письма испытывают леворукие дети по причине недостаточной сформированности зрительно-моторных координации. У левшей медленно формируются динамические, кинетические компоненты, поэтому важны такие формы работы с детьми , как пальчиковая гимнастика, растяжка для рук, маркировка левой руки и пространства, глазодвигательные упражнения, упражнения для губ и языка -подготовка к овладению пространством, к формированию двигательных программ, в том числе и письма. С этих заданий желательно начинать каждое занятие.
Методика «10 шагов» способствует развитию ловких, ритмичных движений кисти; формированию взаимодействия графических движений руки под контролем зрения при срисовывании и копировании образца.
1. Учимся правильно сидеть.
2. Правильно и удобно держим карандаш и лист бумаги. Карандаш («ТМ») находиться на правой стороне среднего пальца, указательный и большой пальцы придерживают его, при этом указательный палец может легко подниматься. Держать карандаш или ручку нужно свободно, не зажимая, на расстоянии 4 см от кончика стержня до пальца. Руку располагаем после нескольких проб так, как наиболее удобно, сохраняя при этом прямую осанку и соблюдая другие гигиенические требования, с целью избежать позного утомления.
3. Рисуем прямые линии. Осваиваем свободные движения руки, координируя движения пальцев, кисти, предплечья, рисуя ровные, четкие линии.
Вторая задача - освоить направление движения: вверх, вниз, вправо, влево, с левого верхнего в правый нижний уголок. На нелинованных листах А-4 учимся рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии (соединяя точки, затем от точки в указанном направлении).
4. Рисуем параллельные линии: « сверху-вниз», «слева направо» и на
Параллельность штрихов придает почерку четкость, аккуратность, делает письмо удобным для чтения. Параллельность или наклон при письме может быть прямым, наклонным вправо и наклонным влево.
Требования наклонного письма определяется не эстетическими качествами и даже не традициями наклонного письменного шрифта. Требование писать с наклоном определяется удобством для пишущего, возможностью осуществить при меньшей затрате более скорые движения. Наш школьный письменный шрифт именно потому наклонный, что он соответствует удобствам пишущего и более быстрому письму.
При письме для кисти и пальцев удобнее всего совершать движения на себя, эти же движения легче прослеживать и глазом: сверху вниз и снизу вверх. Значит прямое письмо наиболее удобно для глаза и кисти. Но для свободного движения кисти при письме она должна двигаться правая рука - вправо-вверх, а левая рука вправо-вниз, поэтому требуется наклонное положение тетради.
Рисуя наклонные линии, важно проследить и отметить с каким наклоном рисует леворукий ребенок, чаще всего - такой наклон будет удобным для него при письме, это может быть и правый и левый наклон.
Сегодня принят наклон 65 градусов, однако дети пишут с наклоном в 70-75 градусов, что соответствует закономерностям биомеханики письма. Сложение векторов движения руки, как показано в исследовании А.Д. Беридзе, дает в результате в латинском и славянском письменных, шрифтах именно такой угол наклона. Сложение векторов при письме можем сравнить с движение лодки поперек течения реки, где в результате сложения направления течения и движения лодки она отклоняется от намеченного пути. Главная задача подобрать для леворукого ученика наиболее удобный наклон тетради. клонные.
Изучение результатов выполнения тестов «лабиринты» и «схематизации» убеждает в том, что леворукие дошкольники выполняют те тестовые задания, у которых есть зрительный ориентир: «к домику с елочкой», «ровная линия по дорожке». Исходя из этого для обучения детей проведению наклонных линий, полезно использовать трафареты с наклонной разлиновкой под углом 70 градусов вправо и влево, которые можно подкладывать под свой лист.
5. Рисование полуовалов нижние и верхние, правые и левые.
Важно показать детям, что нижние полуовалы удобнее рисовать слева направо, а верхние - справа налево, правые и левые пишем сверху вниз.
Рисование пальцем, мелом, кисточкой, фломастером; на доске, на картоне, на большом листе, на газете между строк, с помощью трафарета, шаблона, через кальку.
6. Рисование овалов и кругов. Для выполнения этого задания надр научить детей вписывать круг в квадрат и овал в прямоугольник. Успешность выполнения любого сложного двигательного задания зависит от систематической тренировки тонкокоординированных движений руки, не должно быть простым механическим повторением, необходимо осознанность выполнения.
До начала выполнения этого и других этапов методики необходимо провести подготовку, для овладения формой имитируя планируемое графическое задание с помощью других материалов, например: сгибание из проволоки, вырезание из бумаги, картона, ткани, лепка из теста, выкладывание из счетных палочек, спичек, нитей, геометрических фигур, обведение шаблонов.
При обучении ребенка новым двигательным навыкам необходимо:
-четко сформулировать задачу или цель действия,
-выделить опорные точки движения,
-определить ориентиры для контроля и при необходимости коррекции.
Обучая ребенка новым двигательным действиям нужно: а) Объяснить, что и как делать: начало действия, направление и ожидаемый результат - анализ образца.
б). Взрослый одновременно проговаривает и показывает последовательность, алгоритм действия «в воздухе», затем на листе: линия вниз, закругление.
в). Устное повторение ребенком алгоритма действия: «ставлю точку посередине клеточки, веду линию, закругление в уголке, ровная линия.»
г). Ребенок проговаривает алгоритм последовательности выполнения задания для другого ребенка, наблюдая и контролируя поэтапность его движений и анализируя результат. д). Самостоятельное выполнение задания медленно, под свою диктовку, от начала до конца и без ошибок.
. Детальный речевой анализ тонких движений руки позволяет перевести зрительный образ в план сознания, подключить осознанный контроль за его выполнением. Речь становится связующим звеном между зрительным анализом и движением руки. Этот способ помогает анализу и планированию, способствует пониманию задания, улучшает его качество и развивает зрительно-моторную координацию в целом.
7. Рисование плавных линий, петель и зигзагов. Задание пройти, пробежать по дорожке, выйти из лабиринта, проехать по горкам, нарисовать морские волны, дождь, горы, снежные вершины, облака.
Основной задачей является обучить ребенка плавности согласованных движений кисти и руки вдоль линии письма слева направо, обучить равномерности нажима и плавности закруглений.
8. Прямые и соединительные линии.
Курсивное письмо - это связанные ритмические тонко координированные движения, сформировать которые сложно. Написание штрихов и соединений лежат в основе начертания букв. Написание штрихов формирует произвольную регуляцию движений, а также ритмичность движений, чередования напряжения и расслабление кисти и пальцев, предупреждение перенапряжение пишущей руки.
Рисуем линии, используя счет для придания графическим движениям ритмичности: «Раз- (линия, нажим, напряжение), и- (поворот, расслабление), два-и, три-и, четыре-и.»
9. Рисование линий, овалов, полуовалов в тетрадях. Для этого задания используются тетради в крупную клетку, в которой дети знакомятся со строкой, располагают в строчке палочки короткие, длинные, их чередование. Затем осваивают наклонные линии (диагональ), закругления, полуовалы.
10. Учить писать печатные буквы. Дети до обучения в школе знают печатные буквы и пишут их. Леворукие дети часто допускают много ошибок при таком письме в виде искажения элементов, зеркального изображения, нарушения размера и формы. До начала систематического обучения в школе и освоения графических навыков письма возможно, по мнению специалистов, обучение леворуких детей изображению печатных букв.
Умение использовать печатные буквы способствует усвоению детьми понятия о том, что звук можно нарисовать и условный знак - это буква, букву можно писать по-разному. Эта работа способствует развитию фонематического слуха, совершенствует зрительное восприятие и зрительно-моторные координации у детей, готовит детей к осмысленному овладению письмом.
Грамотное психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения леворуких детей графическим навыкам позволяет сформировать зрительно-моторное взаимодействие руки и глаза, овладеть стратегиями выстраивания и применения двигательного алгоритма письма, дает возможность избежать моторной дисфункции и эмоционального дискомфорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям первоклассника
Общие рекомендации...
Рекомендации родителям первоклассника "Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе".
Рекомендации...
Рекомендации родителям первоклассников
Рекомендации родителям первоклассниковПоддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижени...
Рекомендации родителям первоклассников
Рекомендации родителям первоклассников...
Рекомендации родителям первоклассников
Очень хорошо, если во время первого знакомства с учителем родители получат некоторые рекомендации....
Рекомендации родителям первоклассников
Трудности периода адаптации. Как поступать?...