Прогрмамма "Одаренные дети"
материал (4 класс)
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Программа работы с одаренными детьми помогает нам достичь, поставленной, цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прогрмамма работы с одаренными детьми | 44.47 КБ |
odarennye_deti_programma_moya.docx | 44.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одаренными детьми
в 1-4 классах
учителя начальных классов МБОУ «Воргинская средняя школа»
Кремень Анны Юрьевны
- Содержание
1.Пояснительная записка | 3 |
1.1Актуальность программы | 3 |
1.2Цели и задачи программы | 3 |
1.3 Основные направления | 3 |
1.4. Основные принципы | 4 |
1.5. Ожидаемые результаты | 4 |
1.6 .Формы деятельности | 4 |
2. Содержание программы | 5 |
2.1 .Выявление одаренных детей | 5 |
2.2 .Развитие творческих способностей на уроках | 5 |
2.3. Развитие способностей во внеурочной деятельности | 6 |
2.4. Создание условий успешности по работе с одаренными детьми | 7 |
3 Методическое обеспечение для реализации программы | 8 |
4 План работы с одаренными детьми |
«Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
1.Пояснительная записка
1.1Актуальность программы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Одарённость, талант, гениальность – это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Общим для одарённых детей является потребность в знаниях. В связи с тем, что одарённые дети (выявлено Всемирной организацией здравоохранения) относятся к группе риска, им необходимо особое внимание: воспитание, отношение, специальные и индивидуальные учебные программы , подготовленные и ответственные педагоги. Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства. Необходимость формировать конкурентоспособного выпускника школы составляет новую задачу совершенствования системы образования и все больше зависит от достижений в области внедрения и использования передовых педагогических технологий. Разработка программы работы с одаренными детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала учащегося в целом.
1.2.Цели и задачи программы
Цель: создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, развития и поддержки детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи:
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
1.3. Основные направления реализации программы:
- выявление одаренных учащихся;
- создание банка данных об одаренных детях;
- разработка индивидуальных форм работы;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит обучающимся демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся образовательного учреждения;
- объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования для создания единого образовательного пространства образовательного учреждения, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.
1.4. Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми:
- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- целенаправленное невоздействие или безоценочность принятия ребенка;
- эвристичность, (обучение технике интеллектуального труда);
- сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).
1.5.Ожидаемые результаты:
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей рамках образовательного учреждения на основе:
— повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
— поиска оптимального соотношения между универсальностью и профильностью образования школьников;
— достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
— расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;
— привлечения социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства школы.
1.6.Формы деятельности: школьные предметные кружки, конкурсы; спецкурсы; участие в олимпиадах; интеллектуальные марафоны, индивидуальные занятия с одаренными детьми, работа по индивидуальным образовательным маршрутам, психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Занятия с одаренными детьми проводят учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы в малых группах или индивидуально. Кроме этого проводятся предметные недели. В ходе предметных недель учащиеся каждого класса принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках, выпускают газеты. Мероприятия в рамках предметной недели готовят и проводят как учителя, так и сами учащиеся.
2.Содержание программы
Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Система работы с такими детьми включает в себя следующие уровни:
∙ выявление одаренных детей;
∙ развитие творческих способностей на уроках;
∙ развитие способностей во внеурочной деятельности;
∙ создание условий успешности по работе с одаренными детьми.
2.1.Выявление одаренных детей
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей :
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Прежде всего, таких детей необходимо отыскать среди множества учеников. Процесс
выявления одаренных детей основан не только на таких объективных данных, как уровень
успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции.
Задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс
мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на
детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики
отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. Можно
использовать также результаты групповых тестирований, социологических опросных
листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных
исследований. ( Креативные тесты по психодиагностике творческого мышления
( Е.Туник), диагностика креативности (Е.Торренс), методика «Интеллектуальный
портрет» (А.Савенков), методика «Карта одаренности» (А.Савенков) и другие).
Анкетирование родителей одаренных обучающихся позволяет выявить стиль
воспитания в семье и личностные особенности одаренных детей. Важно, чтобы родители составили адекватное представление о способностях своего ребенка и о том, что нужно для их реализации.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо
сфере, а в нескольких. Для того чтобы имеющиеся у детей задатки не пропали даром и со
временем превратились в способности, необходимо своевременно их выявить и развить.
2.2.Развитие творческих способностей на уроках
При работе с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача
которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с
помощью широкого спектра педагогических приемов, методов, принципов обучения.
Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные,
поисковые, эвристические. Исследовательские, проектные - в сочетании с методами
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Принципы обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения,
принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип учета возрастных
возможностей обучающихся. Правильно выбранные методы и формы обучения помогают
учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую
деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
2.3.Развитие способностей во внеурочной деятельности
Можно выделить такие формы обучения одаренных детей как: индивидуальное
обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в
определенной области, научно - практические конференции, семинары, системы
творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Систематически проводимая диагностика детей, работа с родителями способствуют
созданию индивидуальных программ обучения в успешном для ребенка виде
деятельности. Основная задача – помочь ребенку выработать в себе наиболее
эффективную траекторию индивидуального развития в опоре на конкретные способности.
В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения
(имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими
обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным
уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией
обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный
материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления,
креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным
предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное
содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие
умственных операций.
Семь принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и
талантливым детям разного возраста.
1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное,
углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые
интегрируют знания структурами мышления.
2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать
развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического
применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и
генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им
возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к
новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать
наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их
инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать
развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми,
природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в
соответствие с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание
уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству
и исполнительскому мастерству.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями
выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки,
конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Степень занятости обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях (не допуская большой загруженности детей) позволит контролировать составленный план работы.
Работая с одаренными детьми, необходимо создавать портфолио обучающихся ведь работа с одаренными детьми традиционно оценивалась и оценивается по результатам конкурсов, соревнований, выставок.
2.4. Создание условий успешности по работе с одаренными детьми
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное
использование разнообразных источников и способов получения информации, в том
числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в
быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях,
необходимо применение компьютеризированных средств обучения.
Важным является психолого-педагогическое сопровождение (разработка
конкретных рекомендаций по работе с каждым ребенком, помощь в преодолении
эмоциональных, личностных барьеров, формирование стрессоустойчивости, успеха).
При работе с одаренными детьми необходимо ориентироваться на ФГОС и рассматривать вопросы инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
Планируя работу с обучающимися обращать внимание на направления
воспитательной деятельности: интеллектуальное, коммуникативное, физкультурно-
оздоровительное, нравственно-эстетическое, гражданско - патриотическое, культурно-
творческое.
Учителя, работающие с одаренными детьми должны постоянно повышать свой
образовательный профессиональный уровень, работать в творческих группах, делиться
опытом, в совершенстве владеть современными образовательными и информационными
технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной
образовательной среды.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов ;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
- Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Школа должна помочь одаренному ребенку правильное построить взаимоотношения с окружающим миром, что позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и
пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и
внимание со стороны учителя.
3.Методическое обеспечение для реализации программы
Методическое обеспечение для реализации программы осуществляет прежде всего методическое объединение школы. Оно берет на себя следующие функции:
-разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету,
-разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы ,
-обобщение и систематизация результатов деятельности,
-изучение и обобщения опыта работы педагогов, организация творческих отчётов.
4. План работы с одаренными детьми на 2017-2022 учебные годы
Сроки реализации:4 года.
Целевая установка:
- уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одаренных детей, ранней диагностике интеллектуальной одаренности;
- исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему.
№ | Направления реализации плана | Мероприятия | Сроки |
1 | Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы учителей по вопросу «одаренные дети» | Консультация «Одаренность: понятие, виды одаренности (диагностика склонностей учащихся) | Сентябрь
Декабрь Ноябрь |
Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках». | |||
Опрос родителей с целью получения объективной информации | |||
Тематическое родительское собрание «Развитие способностей учащихся» Консультации для родителей. Рекомендации по выбору кружков в системе дополнительного образования | Ноябрь | ||
3 | Создание банка данных одаренных детей школы. | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности. | Сентябрь |
4 | Создание методической копилки по работе с одаренными детьми. | Отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам) Отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. | В течение года |
5 | Систематизация работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности. | Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, компьютерных игр, электронных учебников и т.д.
Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых. Проведение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция. Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся. Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющих учащимся проявить свои способности | В течение года |
6 | Корректировка индивидуальных образовательных маршрутов | ||
Работа с портфолио одарённых учащихся. | В течение года | ||
7 | Проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся. | Участие в конкурсе «Ученик года». | март |
8 | Проведение занятий кружка «Планета талантов» Проведение занятий внеурочной деятельности «Шахматы» Индивидуальные занятия с детьми Индивидуальные консультации для родителей | ежемесячно |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одаренными детьми
в 1-4 классах
учителя начальных классов МБОУ «Воргинская средняя школа»
Кремень Анны Юрьевны
- Содержание
1.Пояснительная записка | 3 |
1.1Актуальность программы | 3 |
1.2Цели и задачи программы | 3 |
1.3 Основные направления | 3 |
1.4. Основные принципы | 4 |
1.5. Ожидаемые результаты | 4 |
1.6 .Формы деятельности | 4 |
2. Содержание программы | 5 |
2.1 .Выявление одаренных детей | 5 |
2.2 .Развитие творческих способностей на уроках | 5 |
2.3. Развитие способностей во внеурочной деятельности | 6 |
2.4. Создание условий успешности по работе с одаренными детьми | 7 |
3 Методическое обеспечение для реализации программы | 8 |
4 План работы с одаренными детьми |
«Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
1.Пояснительная записка
1.1Актуальность программы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Одарённость, талант, гениальность – это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Общим для одарённых детей является потребность в знаниях. В связи с тем, что одарённые дети (выявлено Всемирной организацией здравоохранения) относятся к группе риска, им необходимо особое внимание: воспитание, отношение, специальные и индивидуальные учебные программы , подготовленные и ответственные педагоги. Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства. Необходимость формировать конкурентоспособного выпускника школы составляет новую задачу совершенствования системы образования и все больше зависит от достижений в области внедрения и использования передовых педагогических технологий. Разработка программы работы с одаренными детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала учащегося в целом.
1.2.Цели и задачи программы
Цель: создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, развития и поддержки детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи:
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
1.3. Основные направления реализации программы:
- выявление одаренных учащихся;
- создание банка данных об одаренных детях;
- разработка индивидуальных форм работы;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит обучающимся демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся образовательного учреждения;
- объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования для создания единого образовательного пространства образовательного учреждения, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.
1.4. Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми:
- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- целенаправленное невоздействие или безоценочность принятия ребенка;
- эвристичность, (обучение технике интеллектуального труда);
- сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).
1.5.Ожидаемые результаты:
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей рамках образовательного учреждения на основе:
— повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
— поиска оптимального соотношения между универсальностью и профильностью образования школьников;
— достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
— расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;
— привлечения социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства школы.
1.6.Формы деятельности: школьные предметные кружки, конкурсы; спецкурсы; участие в олимпиадах; интеллектуальные марафоны, индивидуальные занятия с одаренными детьми, работа по индивидуальным образовательным маршрутам, психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Занятия с одаренными детьми проводят учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы в малых группах или индивидуально. Кроме этого проводятся предметные недели. В ходе предметных недель учащиеся каждого класса принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках, выпускают газеты. Мероприятия в рамках предметной недели готовят и проводят как учителя, так и сами учащиеся.
2.Содержание программы
Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Система работы с такими детьми включает в себя следующие уровни:
∙ выявление одаренных детей;
∙ развитие творческих способностей на уроках;
∙ развитие способностей во внеурочной деятельности;
∙ создание условий успешности по работе с одаренными детьми.
2.1.Выявление одаренных детей
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей :
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Прежде всего, таких детей необходимо отыскать среди множества учеников. Процесс
выявления одаренных детей основан не только на таких объективных данных, как уровень
успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции.
Задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс
мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на
детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики
отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. Можно
использовать также результаты групповых тестирований, социологических опросных
листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных
исследований. ( Креативные тесты по психодиагностике творческого мышления
( Е.Туник), диагностика креативности (Е.Торренс), методика «Интеллектуальный
портрет» (А.Савенков), методика «Карта одаренности» (А.Савенков) и другие).
Анкетирование родителей одаренных обучающихся позволяет выявить стиль
воспитания в семье и личностные особенности одаренных детей. Важно, чтобы родители составили адекватное представление о способностях своего ребенка и о том, что нужно для их реализации.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо
сфере, а в нескольких. Для того чтобы имеющиеся у детей задатки не пропали даром и со
временем превратились в способности, необходимо своевременно их выявить и развить.
2.2.Развитие творческих способностей на уроках
При работе с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача
которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с
помощью широкого спектра педагогических приемов, методов, принципов обучения.
Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные,
поисковые, эвристические. Исследовательские, проектные - в сочетании с методами
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Принципы обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения,
принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип учета возрастных
возможностей обучающихся. Правильно выбранные методы и формы обучения помогают
учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую
деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
2.3.Развитие способностей во внеурочной деятельности
Можно выделить такие формы обучения одаренных детей как: индивидуальное
обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в
определенной области, научно - практические конференции, семинары, системы
творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Систематически проводимая диагностика детей, работа с родителями способствуют
созданию индивидуальных программ обучения в успешном для ребенка виде
деятельности. Основная задача – помочь ребенку выработать в себе наиболее
эффективную траекторию индивидуального развития в опоре на конкретные способности.
В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения
(имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими
обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным
уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией
обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный
материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления,
креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным
предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное
содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие
умственных операций.
Семь принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и
талантливым детям разного возраста.
1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное,
углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые
интегрируют знания структурами мышления.
2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать
развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического
применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и
генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им
возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к
новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать
наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их
инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать
развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми,
природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в
соответствие с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание
уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству
и исполнительскому мастерству.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями
выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки,
конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Степень занятости обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях (не допуская большой загруженности детей) позволит контролировать составленный план работы.
Работая с одаренными детьми, необходимо создавать портфолио обучающихся ведь работа с одаренными детьми традиционно оценивалась и оценивается по результатам конкурсов, соревнований, выставок.
2.4. Создание условий успешности по работе с одаренными детьми
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное
использование разнообразных источников и способов получения информации, в том
числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в
быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях,
необходимо применение компьютеризированных средств обучения.
Важным является психолого-педагогическое сопровождение (разработка
конкретных рекомендаций по работе с каждым ребенком, помощь в преодолении
эмоциональных, личностных барьеров, формирование стрессоустойчивости, успеха).
При работе с одаренными детьми необходимо ориентироваться на ФГОС и рассматривать вопросы инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
Планируя работу с обучающимися обращать внимание на направления
воспитательной деятельности: интеллектуальное, коммуникативное, физкультурно-
оздоровительное, нравственно-эстетическое, гражданско - патриотическое, культурно-
творческое.
Учителя, работающие с одаренными детьми должны постоянно повышать свой
образовательный профессиональный уровень, работать в творческих группах, делиться
опытом, в совершенстве владеть современными образовательными и информационными
технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной
образовательной среды.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов ;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
- Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Школа должна помочь одаренному ребенку правильное построить взаимоотношения с окружающим миром, что позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и
пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и
внимание со стороны учителя.
3.Методическое обеспечение для реализации программы
Методическое обеспечение для реализации программы осуществляет прежде всего методическое объединение школы. Оно берет на себя следующие функции:
-разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету,
-разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы ,
-обобщение и систематизация результатов деятельности,
-изучение и обобщения опыта работы педагогов, организация творческих отчётов.
4. План работы с одаренными детьми на 2017-2022 учебные годы
Сроки реализации:4 года.
Целевая установка:
- уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одаренных детей, ранней диагностике интеллектуальной одаренности;
- исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему.
№ | Направления реализации плана | Мероприятия | Сроки |
1 | Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы учителей по вопросу «одаренные дети» | Консультация «Одаренность: понятие, виды одаренности (диагностика склонностей учащихся) | Сентябрь
Декабрь Ноябрь |
Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках». | |||
Опрос родителей с целью получения объективной информации | |||
Тематическое родительское собрание «Развитие способностей учащихся» Консультации для родителей. Рекомендации по выбору кружков в системе дополнительного образования | Ноябрь | ||
3 | Создание банка данных одаренных детей школы. | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности. | Сентябрь |
4 | Создание методической копилки по работе с одаренными детьми. | Отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам) Отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. | В течение года |
5 | Систематизация работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности. | Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, компьютерных игр, электронных учебников и т.д.
Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых. Проведение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция. Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся. Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющих учащимся проявить свои способности | В течение года |
6 | Корректировка индивидуальных образовательных маршрутов | ||
Работа с портфолио одарённых учащихся. | В течение года | ||
7 | Проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся. | Участие в конкурсе «Ученик года». | март |
8 | Проведение занятий кружка «Планета талантов» Проведение занятий внеурочной деятельности «Шахматы» Индивидуальные занятия с детьми Индивидуальные консультации для родителей | ежемесячно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
беседы для детей...
А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...
Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.
Этот тест позволит родителям определить насколько они знают своих детей....
Урок чтения в 3 классе " Проверь себя.Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»
Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...