Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя мокшанского языка
материал
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Трушкова О.Н. | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя мокшанского языка
МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17»
городского округа Саранск Республики Мордовия
Трушковой Оксаны Николаевны
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.
Работая с детьми, я заметила, что мал у них интерес ко всему национальному, как-то с нежеланием относятся и родители, и дети к своему национальному достоянию. Возможно это оттого, что мы мало знаем свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды; мало и литературы на эту тему. И я подумала: «Кто же, если не мы, учителя и воспитатели, будем приобщать детей к национальной культуре, воспитывать любовь к своему родному краю и гордость за свой родной народ». И вот поэтому работаю над проблемой: «Активизация познавательной деятельности на уроках родного (мокша) языка».
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, поддерживания интереса к обучению.
На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.
Концептуальность.
Основной целью обучения мокшанскому языку является овладение учащихся коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать мокшанского язык как средство общения в диалоге культур.
Новизна заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательной активности учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях.
Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических, информационно-коммуникационных методов обучения и др. Они представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.
Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов
Наличие теоретической базы опыта.
Разработкой путей активизации и развития познавательной деятельности учащихся занимались современные ученые и методисты: В.В. Давыдов, А.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие.
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Я согласна с авторами теории в том, что, обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это помогает осуществить цели развивающего обучения.
Имея в виду соотношение, язык – речь, ученые - методисты сделали такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации.
По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов.
В течение всего времени преподавания мокшанского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. На своих уроках постоянно пользуюсь разработками из журналов «Мокша», «Якстерь Тяштеня».
Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий. Это уроки по теме "Школаса", "Моя семья", "Класса", «Сексе», «Продукты питания» и другие. Внеклассные мероприятия "Все мы Россия".
Иллюстративные материалы используются на уроках при объяснении нового материала для проверки знаний учащихся. Данный материал я использую на уроках и в процессе подготовки. Наличие материальной базы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно - деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность.
Новизна опыта.
Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение школьников к мокшанскому языку. Изучение культуры своего народа. Привить любовь к своей малой Родине. Хотелось бы чтобы они дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов, знали стихи мордовских поэтов.
Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Технология опыта.
На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и мокшанскому языку, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.
Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников
Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. В своей работе наряду с традиционными уроками использую следующие технологии личностно-ориентированного обучения:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Обучение в сотрудничестве (Работа в малых группах);
- Модульное обучение.
- Игровые технологии
- Технология разноуровневого обучения
Мой опыт преподавания с использованием ИКТ на уроках в течение двух лет, показал, что этот вид обучения имеет преимущества: у учащихся,
Внедрение ИКТ на уроках мокшанского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации). Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность.
Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода.
Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.
Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.
Анализ результативности.
На уроках мокшанского языка создаю комфортную психологическую атмосферу, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:
- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения мокшанского языка;
- формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
В период с 2016 по 2021 год качественный показатель обучения учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний мокшанского языка.
Учебный год | Ф.И. обучающегося | Класс | Этап олимпиады | Тип диплома |
2016-2017 | Паненкова Екатерина | 5 | муниципальный | Призер |
2017-2018 | Герасимова Ксения | 6 | муниципальный | Призер |
2017-2018 | Бусарова Анастасия | 4 | муниципальный | |
2020-2021 | Радаев Владимир | 3 | муниципальный | Победитель |
2021-2021 | Радаев Владимир | 3 | республиканский | Призер |
Ежегодно мои ученики принимают участие в предметных школьных, муниципальных, республиканских олимпиадах по мордовскому языку.
Показывают позитивные результаты внеурочной деятельности по учебногму предмету за 2016-2021 г. следующие результаты:
Муниципальный уровень:
Победы и призовые места — 5
Республиканский уровень:
Победы и призовые места — 16
Российский уровень:
Победы и призовые места –2
Международный уровень:
Победы и призовые места –17
У большинства учащихся сформирована положительная мотивация к изучению предмета. Учащиеся систематически посещают внеклассные занятия.
Все эти достижения - это результат работы с детьми, желание учителя идти вперед и добиваться успехов, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы урок отвечал не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды.
Возможность тиражирования.
Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в учебном образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей, семинарах различного уровня. На республиканских научно-практических конференциях
1.IX Всероссийской научно-практической педагогической конференции поликультурное образование: опыт и перспективы, в 2016г. выступила с докладом «Воспитательная работа на уроках мокшанского языка».
2.X Всероссийской научно-практической педагогической конференции Поликультурное образование: опыт и перспективы, в 2017г. выступила с докладом «Использование игровой технологии в преподавании мокшанского языка в русскоязычной школе».
3.Всероссийской научно-практической конференции «Мордовские языки в диалоге культур», в 2018г. выступила с докладом «Актуальные проблемы и пути повышения качества преподавания мокшанского языка и литературы».
4.XIII Всероссийской научно-практической педагогической конференции Поликультурное образование: опыт и перспективы, в 2020г. выступила с докладом «Актуальные проблемы преподавания мокшанского языка»
5.Всероссийский форум «Сохранение и развитие языков народов России, популяризация ценностей традиционной народной культуры и ценностного отношения», в 2020г. выступила с докладом «Преподавание мокшанского языка в русскоязычной школе».
Мои статьи получили положительные оценки и опубликованы в журнале «Народное образование Республики Мордовия».
1.«Республиканский детско-юношеский журнал «Якстерь тяштеня», Саранск 2016-2017г.,
2.«Тюркизмы и русизмы в мокшанском языке (на примере терминов родства)» - Проблемы изучения и функционирования финно-угорских языков в Российской Федерации – 2016г.
3.«Воспитательная работа на уроках мордовского языка» - Поликультурное образование: опыт и перспективы» - 2017г.
4.Конспект урока во 2 классе по теме «Школаса» – «В школе» – «Учебно-методическое пособие «Родной (мокшень, эрзянь) кяльса и родной (мокшэрзянь) литератураса поурочнай разработкат»» - 2021г.
Принимаю участие в городских семинарах для учителей мордовского языка. Но я не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации.
Посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу.
На личном сайте регулярно обновляется информация, где можно ознакомиться с опытом моей работы http://nsportal.ru/trushkova-oksana-nikolaevna.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Заключаются в пересмотре накопленного опыта и выборе наиболее соответствующих задачам технологий обучения (отбор оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса).
Я считаю, что заниматься проектной и исследовательской работой надо с младшего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Аникиной Татьяны Ивановны.
Тема опыта :«Применение современных педагогических технологийв обучении младших школьников»«Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерони)...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя родного (мокша) языка
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»....