Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе
статья
В этой статьерассказывается о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий на уроках математике в начальной школе
Автор: Лапшина Наталья Юрьевна
ГБОУ гимназия 343
Аннотация: в этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
Создание проблемной ситуации.
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3».
Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2 + 5 * 3 = 21 2 + 5 * 3 = 17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2 + 5) * 3 = 21 2 + 5 * 3 = 17
Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.
Технология решения проектных задач. Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему.
Предлагаю рассмотреть возможности использования технологии решения проектных задач при изучении темы «Время и его измерение», который мы выполняли с детьми 4-класса.
Тема проекта: «Изготовление календаря».
Задачи проекта:
- узнать о способах и единицах измерения времени (год, месяц, неделя, сутки);
- знакомиться с календарём как системой счёта времени, его устройством, различными видами календарей;
- изучать историю города Челябинска.
- овладевать умением учащихся работать с научно-популярной литературой;
- анализировать и отбирать необходимый материал;
- учить умению выразить свою точку зрения и обосновать её.
Этапы работы над проектом:
I. На первом этапе работы обучающиеся познакомились с различными видами календарей (отрывной, настенный, карманный, перекидной и т.д.), устройством табель-календаря, учились ими пользоваться. В процессе этой работы повторяются и систематизируются уже известные ученикам знания: название и последовательность месяцев в году, дней недели, смена времён года. Р
Рассматривая календари разных лет, ребята заметили, что продолжительность месяцев и года неодинакова, одна и та же дата в разные годы приходится на разные дни недели, в разных календарях цветом выделяются разные даты, в календарях-книгах приводятся разнообразные тексты, сведения.
На этом этапе ученики приняли решение создать свой классный календарь, которым потом можно будет пользоваться в течение всего учебного времени. Для его изготовления были найдены ответы на следующие вопросы:
1) Зачем человеку необходимо измерять время?
2) Как можно его измерить?
3) Что такое календарь?
4) Как он появился?
5) Почему за основу счёта времени взяты такие единицы, как день, сутки и год?
6) Почему неодинакова продолжительность месяцев, лет?
7) Что означает слово «календарь»? Откуда взялись названия месяцев и дней недели?
8) Существует ли такой календарь («вечный»), которым можно было бы пользоваться ежегодно?
9) Какие даты отмечаются в календаре?
II. На втором этапе были определены направления поиска ответов на поставленные вопросы, распределены работы между учащимися и определены сроки.
III. На третьем этапе ученики нашли и изучили научно-популярную литературу, с моей помощью, а также с помощью своих родителей собрали и систематизировали материал, оформили его для стендов, устных сообщений. Результаты этой работы регулярно обсуждались между детьми. При этом решалось, какой материал, в каком объёме целесообразно предложить вниманию класса. Затем, каждый учащийся представил своё выступление классу.
IV. На четвёртом этапе ученики решали, какой календарь они будут делать.
Это может быть календарь, в котором:
- представлены интересные сведения о родном крае, городе, посёлке, деревне, земляках, ветеранах, учителях и выпускниках школы и т.д.;
- помещены фотографии, отражающие сезонные изменения в природе и труде людей, систематизированы народные приметы;
- отмечены знаменательные даты класса (дни рождения учащихся, традиционные классные праздники и т.д.) или школы;
- рассказывается об увлечениях учеников и их родителей;
- имеются данные о начале учебного года, продолжительности учебных четвертей и каникул, дат, важных для организации учебного процесса (так называемый «календарь учебного года»);
- содержатся советы «на все случаи жизни».
В результате обсуждения с ребятами был выбран перекидной календарь с использованием интересных сведений о нашем классе.
V. Последний этап посвящён презентации результатов творчества учащихся, на которую были приглашены гости – родители, друзья учащихся из других классов, учителя.
Таким образом, использование на уроках математики в начальной школе технологии решения проектных задач создаёт условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники младших классов приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
Эффективность применения технологии решения проектных задач подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
Перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения позволяет использование на уроке исследовательской деятельности. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. Решению этой задачи способствуют следующие упражнения в исследовании:
1) Фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным сложением трех или пяти многозначных чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел. Фокусы с разгадыванием задуманных чисел могут быть разного уровня сложности, который в основном определяется числами, набором и количеством выполняемых над ними действий. Простейшие фокусы включают 2-3 действия сложения и вычитания над числами в пределах 10, затем 20. Приведем примеры фокусов разного уровня сложности.
Фокус: Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Формула для разгадывания фокуса:
а + 14 + 6 - а = 20. Ее можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. Для обоснования можно воспользоваться доступными ученикам знаниями - сочетательным свойством сложения: а + 14 + 6 = = а + (14 + 6) = а + 20; а также взаимосвязью суммы и слагаемых: а + 20 - а = 20 (из суммы а + 20 вычли слагаемое а, получили другое слагаемое 20).
2) Игры типа «Кто первым получит 10».
В игре участвуют два человека. Первый может назвать любое целое число от 1 до 5. Второй прибавляет к нему свое число в тех же пределах и т.д. (каждый игрок прибавляет свое число к предыдущей сумме). Выиграет тот, кто первым получит сумму 10.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа). Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть различные уроки, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 4–5 человек. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.
Например, на уроке математики предлагаю ребятам по теме «Счет в пределах 20» сначала каждому сделать свое яблочко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. По ходу выполнения задания ребята подбирают и задают друг другу возможные вопросы, определяя является ли составленный текст задачей. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микро-коллективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
Игровые технологии. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»).
Например, на уроке математики решаем задачи в стихотворной форме.
Задачи в стихах для 1 класса позволят не только подтянуть математику, но и весело поиграть. Ребенок охотно подходит к занятиям по математике, если предложить ему поиграть в веселую игру: учитель читает задачу в стихотворной форме, а ученик в свою очередь решает.
Ира кукле платье сшила
И в коробку положила.
Сколько платьишек сочти,
Если раньше было три?
На кроватке у Танюшки
Лежат целых три подушки!
Положили еще пять.
Сможешь все их сосчитать?
Качество обучения зависит от высокой мотивации школьников, которая формируется через создание ситуации успеха. Ситуация успеха создаётся путём дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности или путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе.
Так, например, урок по закреплению умений решать задачи можно спланировать в форме урока-игры «Охота за пятёрками».
Классу предлагается для самостоятельного решения серия похожих задач. При подборе задач учитываю уровни сложности: от простого (предполагающего решение по алгоритму) к сложному уровню, где предусматривается решение задач в изменённой, нестандартной ситуации. Каждый ученик, работая в своей тетради, имеет право выбора задач по их уровню сложности. В течение одного занятия у любого может накопиться несколько оценок (за каждую задачу своя оценка и в зависимости от его активности). В конце урока обсуждаются лучшие решения и на основании учёта всех отметок в журнал выставляется итоговая.
Такие уроки позволяют увидеть уровень умений и навыков решения типовых задач, пробелы в знаниях отдельных учащихся, обучать учащихся навыкам самостоятельного поиска решений, выделяя из них наиболее рациональные; отличаются высоким темпом работы учащихся, несут большой эмоциональный заряд, развивают творческий потенциал и, наконец, просто очень нравятся учащимся и имеют хорошую отдачу.
Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
Все вышеизложенные приёмы, современные технологии, применяемые на уроках математики в начальной школе, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Литература:
1. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги / О. Андреева // Школьное планирование. – 2010. – №2.
2. Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова // Директор школы. – 2010. – № 4.
3. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4.
4. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий. Фрагмент урока математики.
Технология развития критического мышления. Постановка учебной задачи....
Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе.
Применение современных инновационных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнк...
Использование современных педагогических технологий на уроке математики
Использование современных педагогических технологий возможно в широком спектре предметов. Данная статья рассматривает их использование на уроках математике в начальной школе....
Использование современных педагогических технологий на уроке математики
Данная статья посвящена использованию современных педагогических технологий на уроке математики....
«Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе».
статья...
Использование современных педагогических технологий на уроках математике в начальной школе
в этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...
Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе"
В этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...