Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов
материал

Протокол № 3 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД у младших школьников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол № 3

заседания ШМО учителей начальных классов

от 24 апреля 2020 года

Председатель ШМО: Серёгина Н.А.

Присутствовали: зам. директора по УВР Горлова О.В., учителя начальных классов Зиновьева О.Н., Сергеева Н.В.., Журавлёва О.В, Дружинина М.А., Ермолова О.М., Болотина Н.И., Серёгина Н.А., Козырева Т.Ю.

Повестка дня: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения».

Форма проведения: онлайн-конференция в ZOOM.

Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО. (доклад Зиновьевой О.Н.).
  2. Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках русского языка по ФГОС НОО (доклад Сергеевой Н.В.).
  3. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на  ФГОС второго поколения (доклад Ермоловой О.М.).
  4. Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников (доклад Козыревой Т.Ю.)
  5. Разное.

1-4. На заседании были заслушаны и обсуждены доклады по темам самообразования учителей Зиновьевой О.Н., Сергеевой Н.В., Ермоловой О.М. и Козыревой Т.Ю. (доклады прилагаются).

5. Разное.

1) Была создана рабочая группа в составе учителей 4-х классов Гришиной Е.В. и Журавлёвой О.В., а также Серёгиной Н.А. И Зиновьевой О.Н. для разработки заданий для школьной олимпиады по математике и русскому языку.

2) По следующему вопросу выступила зам. директора по УВР Горлова О.В. Она проанализировала ведение учителями электронного журнала в Школьном портале, проверку техники чтения за 1 полугодие, назвала учеников группы риска в каждом классе. Каждому учителю было поручено разработать план работы с такими учениками с целью повышения скорости и качества чтения.

                                                                                             Руководитель ШМО: Серёгина Н.А.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА  ШМО  УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВ

Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе.   Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.  Большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация. Под исследовательскими умениями понимаем интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования. Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными.  Обучающиеся должны быть активными участниками планирования, организации и проведения урока, т.е. процесс обучения должен быть личностно-ориентированным.

Тяга к самостоятельной исследовательской деятельности не возникает у школьников. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный материал.  

Необходимо:

  • использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъектный опыт учащихся; направлены на коммуникативное воздействие;
  • создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется потребность в учебном действии и работе с информацией.

Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия.

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.  Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

Такими специфическими умениями являются:

  • анализ проблемной ситуации;
  • целеполагание;
  • формулирование вопросов;
  • планирование действий;
  • отбор необходимой информации;
  • логические умения;
  • умение строить гипотезы и делать выводы;
  • рефлексия;
  • самоконтроль, самооценка и др.

Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся к этой деятельности.

Для определения уровня развития познавательного интереса на уроках учителями ведётся наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.

Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за активной и интерактивной работой учащихся. Обращается внимание на способность детей следовать “правилам общения”; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге и т.д.

Учитывая уровень развития мышления учащихся учитель планирует формирование определенных мыслительных операций на всех урока поэлементно и поэтапно.

Наличие опыта самоконтроля и самооценки. Учителями используются разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю.

Исследование как метод должно использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:

  • выявление проблемы;
  • постановка цели, задач, определение объекта исследования;
  • выбор методики исследования;
  • отбор материала;
  • соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.

В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • степень осмысления использованной информации;
  • оригинальность идеи;
  • осмысление проблемы и способ ее решения;
  • формулирование цели исследования;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в процессе работы.

Изменяется позиция учителя. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний. Однозначно ответить на вопрос, в какой роли должен выступать учитель на уроке, взаимодействуя с детьми, нельзя. Позиция учителя зависит от типа и формы организации урока, темы и поставленных задач урока.

Ориентированность работы на имеющийся субъектный опыт учащихся, его преобразование характерная черта исследовательского обучения.

В полноценном обучении участники взаимодействуют как с физическим окружением (предметы, разнообразные пособия, карточки и др.), так и с социальным (друг с другом и с учителем). Основное правило заключается в том, что все три вида активности (физическая, социальная, познавательная) разнообразны, взаимосвязаны (взаимозависимы) и в обязательном порядке должны присутствовать на каждом уроке.

В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:

  • одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно); есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
  • процесс обучения приближен к реальной жизни;
  • развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
  • воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).

Однако, наряду со всеми этими достоинствами, следует отметить и некоторые сложности:

  • сложность соблюдения временных рамок.
  • сложность точного планирования хода урока.

  Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными.   И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения, они сами открывают для себя новые знания.  

Использую исследовательские задания на уроке математики, русского языка и окружающего мира. Дети исследуют цифры на уроках математики; на

русском языке открывают для себя новые знания, исследуя слова, например, с безударными гласными,   сами составляем алгоритм грамотного написания слов. Исследуют историю возникновения фразеологизмов; на  уроке окружающего мира проводят опыты с водой, делая вывод о её свойствах и т.д.

Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования УУД.

 Такая работа по включению детей в активную учебную деятельность  должна проводиться на каждом уроке, и личная мотивация учителя этому способствует.  

Учитель начальных классов  Козырева Т.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол заседания ШМО учителей начальных классов

Представлен протокол заседания ШМО...

Протоколы заседаний МО учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год

Протоколы заседаний МО учителей начальных классов МБОУ лицея№8 города Ставрополя....

протоколы заседаний МО учителей начальных классов

Протоколы заседания МО содержат повестку заседания, ход работы....

Выписка из протокола заседания МО учителей начальных классов

Выписка из протокола заседания МО учителей начальных классов...

Выписка из протокола заседания ШМО учителей начальных классов № 2 от 6.11.2015г.

Выписка из протокола заседания ШМО учителей начальных классов  № 2 от 6.11.2015г....

Протоколы заседаний МО учителей начальных классов

протоколы заседаний МО учителй началных классов...

Протоколы заседаний ШМО учителей начальных классов. 2016-2017г.

Протоколы заседаний школьного  методического объединения учителей  начальных  классов в 2016-2017  учебном году....