Как повысить мотивацию к обучению у учащихся начальных классов.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Степанова Лариса Анатольевна

Статья на тему: "Как повысить мотивацию к обучению у учащихся начальных классов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как повысить мотивацию к обучению у учащихся начальных классов.

Каждый учитель, особенно в начальной школе, не раз задумывается о том, как сделать урок интересным для всех учеников, какие использовать методы и приемы, чтобы каждый ребенок в классе с удовольствием включался в учебный процесс. С другой стороны, любой родитель счастлив, если его ребенок с радостью бежит в школу, спокойно, быстро и без скандалов выполняет домашнюю работу.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

 Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

Какие же  условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

  • Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
  • Работа в группах и парах.
  • Применение ИКТ на уроках
  • Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  • Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  • Позитивная психологическая атмосфера урока.
  • Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
  • В обучении должны создаваться возможности для творчества.
  • Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся. Сюда относятся:

  • задачи в стихах,
  • задачи-смекалки,
  • задачи-шутки,
  • драматизированные игры,
  • интересные факты,
  • ребусы, головоломки,
  • кроссворды и многие др.

Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.

 Важно на каждом этапе урока поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников. Например, изучение новой темы можно начинать с приема «Отсроченная отгадка», когда в начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Пример: «Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос). При сообщении темы урока и его цели можно использовать приём «Прогнозирование». Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».

И даже если в школе проводятся интересные уроки, не всегда удается мотивировать всех учащихся класса. Иногда это происходит потому, что сами родители совершают ошибки  в процессе мотивации своих детей, хотя и сами не догадываются об этом:

1. Занижение самооценки собственного ребенка, программирование на неуспех. 

2. Обман и запугивание.

3. Завышенные требования, неучитывание возможностей ребенка. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).

4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость.

5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому, что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.

6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки.

Итак, чтобы сформировать у младших школьников учебную мотивацию, нужно использовать разные средства, методы и приемы стимулирования. При формировании положительной мотивации, учитель  развивает не только ответственное отношение и неподдельный интерес у младших школьников к обучению, но еще и способствует формированию желания учеников достигать высоких результатов и чувствовать себя успешными личностями. Это, в свою очередь, способствует, во-первых, повышению уровня познавательной активности младших школьников, а во-вторых, соответствующим качествам личности. Ну и конечно надо общаться с родителями, чтобы вместе помочь ребенку быть успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка

Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих зан...

Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»

Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

В презентации кратко показана методика обучения волейболу учащихся начальных классов, а именно: упражнения для освоения элементов волейбола,упражнения для обучения перемещений, передачи и прием мяча....

Мастер-класс: Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов

Мастер-класс на тему "Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов"...

Как повысить мотивацию к обучению у младших школьников

В данной статье описаны инновационные методы, позволяющие добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников...

Изготовление карточек для обучения чтению учащихся начальных классов на английском языке

Предлагаю заготовки для изготовления карточек для обучения чтения.С первого листа вырезаем полоски с отрабатываемым  буквосочетанием или буквой. Со второго листа вырезаем буквы ( на одну  ка...