Анкета для родителей будущих первоклассников
консультация (1 класс)
Анкета для родителей будущих первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_pozitsii_roditeley_k_protsessu_adaptatsii.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ О ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Анкета для родителей будущих первоклассников
Уважаемый родитель! Ваши ответы на вопросы этой анкеты помогут улучшить условия адаптации Вашего ребенка к школе. Заранее выражаем Вам благодарность! Прочитайте внимательно вопрос и выберите нужный для Вас ответ.
1. Как Вы думаете, как будет привыкать Ваш ребенок к первому классу?
- легко;
- с трудом;
- с большим трудом;
- не привыкнет до конца первого класса.
2. С какими трудностями может столкнуться Ваш ребенок в первом классе?
- с трудностями привыкания к новому коллективу;
- с трудностями в учебе;
- трудностей не будет;
- не знаю.
3. Сумеет ли он их преодолеть без посторонней помощи?
- да,
- нет;
- не знаю.
4. С какими проблемами можете столкнуться Вы, когда ребенок пойдет в первый класс? Напишите, что Вы думаете.
5. Легко ли Ваш ребенок идет на контакт со сверстниками?
- да;
- нет;
- не знаю.
6. Рассказывает ли Ваш ребенок о своих делах?
- часто;
- иногда,
- редко.
7. Рассказывает ли Ваш ребенок о своих взаимоотношениях с друзьями?
- часто;
- иногда;
- редко.
8. Как отвечает ребенок на Ваши вопросы о детском саде?
- с интересом;
- с трудом;
- часто отказывается отвечать.
9. Часто ли ребенок жалуется на сверстников, друзей, обижается на них?
- довольно часто;
- бывает, но редко;
- такого практически не бывает;
- затрудняюсь ответить.
10. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Почему?
- да, с большим желанием и интересом;
- да, но тревожится и сомневается
- все ли получится у него;
- нет, пока не проявляет особого интереса;
- категорически отказывается идти в школу;
- затрудняюсь ответить.
11. Готов ли Ваш ребенок к школе?
- да;
- нет;
- не знаю.
12. Что любит делать Ваш ребенок больше всего?
13. Какую помощь в воспитании и обучении ребенка Вы хотели бы получить от школы? Напишите.
Характеристика анкеты для родителей будущих первоклассников
Цель анкеты - выявление ожиданий, установок родителей к процессу адаптации детей, возможных трудностей у первоклассников в межличностных отношениях.
1. «Как Вы думаете, как будет привыкать Ваш ребенок к первому классу?» Назначение вопроса состоит в выявлении степени трудности адаптации у первоклассников с точки зрения родителей.
2. «С какими трудностями может столкнуться Ваш ребенок в первом классе?» Вопрос помогает определить, как оценивают родители характер трудностей первоклассников.
3 «Сумеет ли он их преодолеть без посторонней помощи?» Назначение вопроса - определить, как родители оценивают готовность ребенка к адаптационному периоду.
4. «С какими проблемами можете столкнуться Вы, когда ребенок пойдет в первый класс?» Цель вопроса - определить, представляют ли родители, с какими трудностями встретятся они в процессе обучения их ребенка.
5. «Легко ли Ваш ребенок идет на контакт со сверстниками?» Вопрос позволяет узнать степень общительности детей, поступающих в школу, с точки зрения родителей.
6. «Рассказывает ли Ваш ребенок о своих делах?» Вопрос выявляет наличие доверительных межличностных отношений между родителями и детьми.
7. «Рассказывает ли Ваш ребенок о своих взаимоотношениях с друзьями?» Вопрос определяет степень участия родителей в процессе общения детей со сверстниками.
8. «Как отвечает ребенок на Ваши вопросы о детском саде?» Вопрос позволяет определить степень удовлетворенности детей жизнью в детском саду.
9. «Часто ли ребенок жалуется на сверстников, друзей, обижается на них?» Цель вопроса - изучение характера межличностных отношений детей со сверстниками до поступления в школу.
10. «Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Почему?» Вопрос помогает узнать степень школьной мотивации первоклассников.
11. «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Задача вопроса - определение степени готовности детей к школе с точки зрения родителей.
12. «Что любит делать Ваш ребенок больше всего?» Вопрос позволяет узнать приоритетные виды деятельности для современных детей, поступающих в школу.
13. «Какую помощь в воспитании и обучении ребенка Вы хотели бы получить от школы?» Цель вопроса - определить, осознают ли родители необходимость взаимосвязи сотрудничества со школой.
Анкета для родителей детей, оканчивающих первый класс
Уважаемый родитель! Ваши ответы на вопросы этой анкеты помогут улучшить образовательный процесс в школе. Заранее выражаем Вам благодарность!
1. Как Ваш ребенок привыкал к первому классу?
- легко,
- с трудом;
- с большим трудом;
- до сих пор не привык.
2. С какими трудностями столкнулся Ваш ребенок в первом классе? - трудностей не было;
- не знаю;
- трудности, связанные с процессом обучения;
- трудности в межличностных отношениях ребенка с одноклассниками.
3. Сумел ли он их преодолеть без посторонней помощи?
- да;
- нет.
4. С какими проблемами столкнулись Вы, когда ребенок пошел в первый класс? Напишите, что Вы думаете по этому поводу.
5. Есть ли у Вашего ребенка друзья в классе? Назовите их.
6. Как вы думаете, где больше радости в общении со сверстниками для ребенка: в школе или в детском саду (дома)? Почему? Напишите.
7. Рассказывает ли Ваш ребенок о школьной жизни?
- да;
- нет.
8. Как отвечает ребенок на Ваши вопросы о школе?
- с интересом,
- с трудом;
- часто отказывается отвечать.
9. Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них? - довольно часто;
- бывает, но редко;
- такого практически не бывает;
- затрудняюсь ответить.
10. Справляется ли ребенок с учебными нагрузками без перенапряжения?
- нет;
- да;
- затрудняюсь ответить.
Характеристика анкеты для родителей первоклассников, оканчивающих первый класс
Цели анкеты - выяснение позиции родителей о процессе адаптации и межличностных отношениях первоклассников; определение характеристики степени участия родителей в школьной жизни, меры понимания явлений, связанных со школьной жизнью детей.
1. «Как Ваш ребенок привыкал к первому классу?» Цель вопроса - определить, оценивают ли родители сложность процесса адаптации первоклассников, понимают ли, как адаптируется их ребенок.
2. «С какими трудностями столкнулся Ваш ребенок в первом классе?» Вопрос помогает определить характер проблем первоклассников в адаптационный период с точки зрения родителей.
3. «Сумел ли он их преодолеть без посторонней помощи?» Цель вопроса - установить, как родители оценивают степень сложности проблем, возникающих у детей, и необходимость организации специальной помощи по их устранению.
4. «С какими проблемами столкнулись Вы, когда ребенок пошел в первый класс?» Цели вопроса - определить актуальные трудности родителей первоклассников в адаптационный период; выявить меру участия родителей в жизни ребенка-первоклассника.
5. «Есть ли у Вашего ребенка друзья в классе? Назовите их.» Цель вопроса - определить, знают ли родители симпатии (антипатии) своих детей, характер их общения с одноклассниками.
6. «Как вы думаете, где больше радости в общении со сверстниками для ребенка: в школе или в детском саду (дома)? Почему?» Вопрос позволяет определить отношение родителей к общению их детей в школе, выделить отличия школьного и дошкольного общения.
7. «Рассказывает ли Ваш ребенок о школьной жизни?» Вопрос позволяет определить степень открытости первоклассника, содержание общения ребенка в семье о школе и ученье.
8. «Как отвечает ребенок на Ваши вопросы о школе?» Цель вопроса - определить, входит ли школьная жизнь в содержание общения с родителями.
9. «Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них?» Вопрос определяет степень адаптации ребенка к коллективу сверстников.
10. «Справляется ли ребенок с учебными нагрузками без перенапряжения?» Назначение вопроса - определить характер адаптации современных первоклассников, степень соответствия процесса обучения в школе их психологическим особенностям.
Ниже приведен анализ проблем, выявленных с помощью данных анкет (опрошено 117 родителей первоклассников).
Многие родители (37,5 %) видят трудности в межличностных отношениях ребенка с одноклассниками (ссоры, привыкание к новому коллективу, нахождение друзей, конфликты и т.д.). Почти каждый третий родитель (29,4 %) указал на возможные трудности привыкания к новому коллективу в начале учебного года. Таким образом, можно утверждать, что, по крайней мере, каждый третий первоклассник имел (имеет) трудности в установлении взаимоотношений в новом коллективе, и они не преодолеваются им в течение учебного года. Более того, 62 % родителей указали на то, что дети не смогли преодолеть свои трудности без посторонней помощи (38 % опрошенных считают, что их дети смогли это сделать). Следовательно, большинство первоклассников нуждаются в помощи учителя и родителей по разрешению проблем адаптации.
Очень важной является выявленная тенденция невмешательства родителей в процесс школьной жизни. Только для 15 % опрошенных общение ребенка со сверстниками стало объектом их внимания и деятельности (урегулирование конфликтов с одноклассниками, беседы с учителем, консультации и т.д.).
Отвечая на вопрос: «Какую помощь в воспитании и обучении ребенка Вы хотели бы получить от школы?», - 27,3 % респондентов указали на необходимость помощи в развитии умений общаться детей со сверстниками. На наш взгляд, это является предпосылкой успешного взаимодействия школы и семьи. Многие педагоги (47 %) указывают на то, что родители не слушают их советов, слишком опекают своих детей, не развивают у них простые навыки общения с незнакомыми людьми и т.д. В итоге получается, что проблема формирования межличностных отношений в первом классе решается стихийно, учителя и родители не объединяются в решении этих проблем. Более 40 % опрошенных указали на то, что дети видят больше радости в общении со сверстниками в школе, чем в детском саду. Не заметили разницы в общении в детском саду и в школе - 31 % родителей, следовательно, каждый третий не знает (не понимает) специфику общения в школе и не может до конца понять те трудности, с которыми дети сталкиваются во взаимодействии со сверстниками.
Большинство родителей (74 % - до поступления в школу и 64 % - в конце первого класса) заявили о том, что ребенок часто рассказывает о своих взаимоотношениях со сверстниками. Также большинство отвечающих отметили, что ребенок с интересом отвечает на вопросы о детской жизни в коллективе и редко жалуется на своих сверстников. Только 15,6 % родителей указали на то, что ребенок часто жалуется на них. Тот факт, что число дезадаптированных детей гораздо больше, чем 15 %, говорит о том, что многие дети не рассказывают родителям о своих переживаниях.
Таким образом, если педагоги не умеют строить совместную работу с родителями по преодолению трудностей адаптационного периода, то могут возникать противоречия между двумя социальными институтами, которыми являются школа и семья. Изучение позиции родителей о процессе адаптации и межличностных отношениях первоклассников позволяет выявить проблемы, характерные как для отдельного родителя, так и для целого класса, а также для начальной школы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анкета для родителей будущих первоклассников
Очень подробная анкета в помощь учителю...
Анкета для родителей будущего первоклассника
Анкета заполняется на первом родительском собрании....
Анкета для родителей будущих первоклассников
Эта анкета поможет собрать нужную информацию о семьях....
Анкета для родителей будущих первоклассников
Эта анкета - помощь классному руководителю 5 классов....
Анкета для родителей будущих первоклассников
Эта анкета поможет правильно организовать индивидуальную воспитательную работу с учащимися....
Анкета для родителей будущих первоклассников
В помощь учителю для сбора сведений о родителях...
Анкета для родителей будущих первоклассников для изучения интересов и потребностей младших школьников и запросов их родителей
Информация об интересах и увлечениях детей, необходимая для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов....