Анкета для родителей будущих первоклассников
консультация (1 класс)

Давыдова Ольга Анатольевна

Анкета для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_pozitsii_roditeley_k_protsessu_adaptatsii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ О ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Анкета для родителей будущих первоклассников

Уважаемый родитель! Ваши ответы на вопросы этой анкеты помогут улучшить условия адаптации Вашего ребенка к школе. Заранее выражаем Вам благодарность! Прочитайте внимательно вопрос и выберите нужный для Вас ответ.

1.  Как Вы думаете, как будет привыкать Ваш ребенок к первому классу?

- легко;

- с трудом;

- с большим трудом;

- не привыкнет до конца первого класса.

2. С какими трудностями может столкнуться Ваш ребенок в первом классе?

- с трудностями привыкания к новому коллективу;

- с трудностями в учебе;

- трудностей не будет;

- не знаю.

3. Сумеет ли он их преодолеть без посторонней помощи?

- да,

- нет;

 -   не знаю.

4.  С какими проблемами можете столкнуться Вы, когда ребенок пойдет в первый класс? Напишите, что Вы думаете.

5. Легко ли Ваш ребенок идет на контакт со сверстниками?

- да;

- нет;

 - не знаю.

6. Рассказывает ли Ваш ребенок о своих делах?

- часто;

-   иногда,

- редко.

7. Рассказывает ли Ваш ребенок о своих взаимоотношениях с друзьями?

 - часто;

-  иногда;

- редко.

8. Как отвечает ребенок на Ваши вопросы о детском саде?

- с интересом;

-  с трудом;

- часто отказывается отвечать.

9. Часто ли ребенок жалуется на сверстников, друзей, обижается на них?

- довольно часто;

-  бывает, но редко;

- такого практически не бывает;

-   затрудняюсь ответить.

10. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Почему?

 - да, с большим желанием и интересом;

-  да, но тревожится и сомневается

- все ли получится у него;

-  нет, пока не проявляет особого интереса;

-  категорически отказывается идти в школу;

-  затрудняюсь ответить.

11. Готов ли Ваш ребенок к школе?

- да;

- нет;

- не знаю.

12. Что любит делать Ваш ребенок больше всего?

13.  Какую помощь в воспитании и обучении ребенка Вы хотели бы получить от школы? Напишите.

Характеристика анкеты для родителей будущих первоклассников

Цель анкеты - выявление ожиданий, установок родителей к процессу адаптации детей, возможных трудностей у первоклассников в межличностных отношениях.

1.  «Как Вы думаете, как будет привыкать Ваш ребенок к первому классу?» Назначение вопроса состоит в выявлении степени трудности  адаптации у первоклассников с точки зрения родителей.

2.  «С какими трудностями может столкнуться Ваш ребенок в первом классе?» Вопрос помогает определить, как оценивают родители характер трудностей первоклассников.

3 «Сумеет ли он их преодолеть без посторонней помощи?» Назначение вопроса - определить, как родители оценивают готовность ребенка к адаптационному периоду.

4.  «С какими проблемами можете столкнуться Вы, когда ребенок пойдет в первый класс?» Цель вопроса - определить, представляют ли родители, с какими трудностями встретятся они в процессе обучения их ребенка.

5.  «Легко ли Ваш ребенок идет на контакт со сверстниками?» Вопрос позволяет узнать степень общительности детей, поступающих в школу, с точки зрения родителей.

6.  «Рассказывает ли Ваш ребенок о своих делах?» Вопрос выявляет наличие доверительных межличностных отношений между родителями и детьми.

7. «Рассказывает ли Ваш ребенок о своих взаимоотношениях с друзьями?» Вопрос определяет степень участия   родителей в процессе общения детей со сверстниками.

8.  «Как отвечает ребенок на Ваши вопросы о детском саде?» Вопрос позволяет определить степень удовлетворенности детей жизнью в детском саду.

9.  «Часто ли ребенок жалуется на сверстников, друзей, обижается на них?» Цель вопроса - изучение характера межличностных отношений детей со сверстниками до поступления в школу.

10.  «Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Почему?» Вопрос помогает узнать степень школьной мотивации первоклассников.

11.  «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Задача вопроса - определение степени готовности детей к школе с точки зрения родителей.

12.  «Что любит делать Ваш ребенок больше всего?» Вопрос позволяет узнать приоритетные виды деятельности для современных детей, поступающих в школу.

13.  «Какую помощь в воспитании и обучении ребенка Вы хотели бы получить от школы?» Цель вопроса - определить, осознают ли родители необходимость взаимосвязи сотрудничества со школой.

Анкета для родителей детей, оканчивающих первый класс

Уважаемый родитель! Ваши ответы на вопросы этой анкеты помогут улучшить образовательный процесс в школе. Заранее выражаем Вам благодарность!

1. Как Ваш ребенок привыкал к первому классу?

- легко,

 - с трудом;

- с большим трудом;

- до сих пор не привык.

2.  С какими трудностями столкнулся Ваш ребенок в первом классе? - трудностей не было;

- не знаю;

- трудности, связанные с процессом обучения;

- трудности в межличностных отношениях ребенка с одноклассниками.

3. Сумел ли он их преодолеть без посторонней помощи?

 - да;

- нет.

4.  С какими проблемами столкнулись Вы, когда ребенок пошел в первый класс? Напишите, что Вы думаете по этому поводу.

5.  Есть ли у Вашего ребенка друзья в классе? Назовите их.

6. Как вы думаете, где больше радости в общении со сверстниками для ребенка: в школе или в детском саду (дома)? Почему? Напишите.

7.  Рассказывает ли Ваш ребенок о школьной жизни?

- да;

-  нет.

8.  Как отвечает ребенок на Ваши вопросы о школе?

- с интересом,

 - с трудом;

- часто отказывается отвечать.

9.  Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них? - довольно часто;

- бывает, но редко;

- такого практически не бывает;

- затрудняюсь ответить.

10.  Справляется ли ребенок с учебными нагрузками без перенапряжения?

 -  нет;

- да;

- затрудняюсь ответить.

Характеристика анкеты для родителей первоклассников, оканчивающих первый класс

Цели анкеты - выяснение позиции родителей о процессе адаптации и межличностных отношениях первоклассников; определение характеристики степени участия родителей в школьной жизни, меры понимания явлений, связанных со школьной жизнью детей.

1.  «Как Ваш ребенок привыкал к первому классу?» Цель вопроса - определить, оценивают ли родители сложность процесса адаптации первоклассников, понимают ли, как адаптируется их ребенок.

2.  «С какими трудностями столкнулся Ваш ребенок в первом классе?» Вопрос помогает определить характер проблем первоклассников в адаптационный период с точки зрения родителей.

3.  «Сумел ли он их преодолеть без посторонней помощи?» Цель вопроса - установить, как родители оценивают степень сложности проблем, возникающих у детей, и необходимость организации специальной помощи по их устранению.

4.  «С какими проблемами столкнулись Вы, когда ребенок пошел в первый класс?» Цели вопроса - определить актуальные трудности родителей   первоклассников в адаптационный период; выявить меру участия родителей в жизни ребенка-первоклассника.

5.  «Есть ли у Вашего ребенка друзья в классе? Назовите их.» Цель вопроса - определить, знают ли родители симпатии (антипатии) своих детей, характер их общения с одноклассниками.

6.  «Как вы думаете, где больше радости в общении со сверстниками для ребенка: в школе или в детском саду (дома)? Почему?» Вопрос позволяет определить отношение родителей к общению их детей в школе, выделить отличия школьного и дошкольного общения.

7.  «Рассказывает ли Ваш ребенок о школьной жизни?» Вопрос позволяет определить степень открытости первоклассника, содержание общения ребенка в семье о школе и ученье.

8.  «Как отвечает ребенок на Ваши вопросы о школе?» Цель вопроса - определить, входит ли школьная жизнь в содержание общения с родителями.

9.  «Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них?» Вопрос определяет степень адаптации ребенка к коллективу сверстников.

10.  «Справляется ли ребенок с учебными нагрузками без перенапряжения?» Назначение вопроса - определить характер адаптации современных первоклассников, степень соответствия процесса обучения в школе их психологическим особенностям.

Ниже приведен анализ проблем, выявленных с помощью данных анкет (опрошено 117 родителей первоклассников).

Многие родители (37,5 %) видят трудности в межличностных отношениях ребенка с одноклассниками (ссоры, привыкание к новому коллективу, нахождение друзей, конфликты и т.д.). Почти каждый третий родитель (29,4 %) указал на возможные трудности привыкания к новому коллективу в начале учебного года. Таким образом, можно утверждать, что, по крайней мере, каждый третий первоклассник имел (имеет) трудности в установлении взаимоотношений в новом коллективе, и они не преодолеваются им в течение учебного года. Более того, 62 % родителей указали на то, что дети не смогли преодолеть свои трудности без посторонней помощи (38 % опрошенных считают, что их дети смогли это сделать). Следовательно, большинство первоклассников нуждаются в помощи учителя и родителей по разрешению проблем адаптации.

Очень важной является выявленная тенденция невмешательства родителей в процесс школьной жизни. Только для 15 % опрошенных общение ребенка со сверстниками стало объектом их внимания и деятельности (урегулирование конфликтов с одноклассниками, беседы с учителем, консультации и т.д.).

Отвечая на вопрос: «Какую помощь в воспитании и обучении ребенка Вы хотели бы получить от школы?», - 27,3 % респондентов указали на необходимость помощи в развитии умений общаться детей со сверстниками. На наш взгляд, это является предпосылкой успешного взаимодействия школы и семьи. Многие педагоги (47 %) указывают на то, что родители не слушают их советов, слишком опекают своих детей, не развивают у них простые навыки общения с незнакомыми людьми и т.д. В итоге получается, что проблема формирования межличностных отношений в первом классе решается стихийно, учителя и родители не объединяются в решении этих проблем. Более 40 % опрошенных указали на то, что дети видят больше радости в общении со сверстниками в школе, чем в детском саду. Не заметили разницы в общении в детском саду и в школе - 31 % родителей, следовательно, каждый третий не знает (не понимает) специфику общения в школе и не может до конца понять те трудности, с которыми дети сталкиваются во взаимодействии со сверстниками.

Большинство родителей (74 % - до поступления в школу и 64 % - в конце первого класса) заявили о том, что ребенок часто рассказывает о своих взаимоотношениях со сверстниками. Также большинство отвечающих отметили, что ребенок с интересом отвечает на вопросы о детской жизни в коллективе и редко жалуется на своих сверстников. Только 15,6 % родителей указали на то, что ребенок часто жалуется на них. Тот факт, что число дезадаптированных детей гораздо больше, чем 15 %, говорит о том, что многие дети не рассказывают родителям о своих переживаниях.

Таким образом, если педагоги не умеют строить совместную работу с родителями по преодолению трудностей адаптационного периода, то могут возникать противоречия между двумя социальными институтами, которыми являются школа и семья. Изучение позиции родителей о процессе адаптации и межличностных отношениях первоклассников позволяет выявить проблемы, характерные как для отдельного родителя, так и для целого класса, а также для начальной школы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анкета для родителей будущих первоклассников

Очень подробная анкета в помощь учителю...

Анкета для родителей будущего первоклассника

Анкета заполняется на первом родительском собрании....

Анкета для родителей будущих первоклассников

Эта анкета поможет собрать нужную информацию о семьях....

Анкета для родителей будущих первоклассников

Эта анкета - помощь классному руководителю 5 классов....

Анкета для родителей будущих первоклассников

Эта анкета поможет правильно организовать индивидуальную воспитательную работу с учащимися....

Анкета для родителей будущих первоклассников

В помощь учителю для сбора сведений о родителях...

Анкета для родителей будущих первоклассников для изучения интересов и потребностей младших школьников и запросов их родителей

Информация об интересах и увлечениях детей, необходимая для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов....