Планирование "Финансовая грамотность"
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Календарно- тематическое планирование по курсу "Финансовая грамотность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_finansovaya_gramotnost.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Преамбула
Программа по курсу «Финансовая грамотность» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ НШ-ДС № 72 города Калининграда, на основе учебной программы по финансовой грамотности Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса.
Срок реализации программы сентябрь 2020 – май 2021 года. Общий объём программы - 34 недели по 2 часа в неделю (всего 68 часов).
Планируемые результаты
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность».
У выпускника будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критериев успешности реализации социальной роли финансово-грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечения их благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность».
Познавательные УУД.
Выпускник научится:
- использовать различные способы сбора, поиска, отбора, анализа и представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставление величины расходов и доходов, обобщения, квалификации, установлении аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД.
Выпускник научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности;
- ставить финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД.
Выпускник научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность».
Выпускник научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
- объяснить причины и приводить примеры обмена товарами;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
- понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный расчёт с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
- различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредит;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («...и...», «если,то...», «верно/неверно»);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах, выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Содержание программы
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (16 часов). Что такое деньги и откуда они взялись. Рассмотрим деньги поближе. Какие деньги были раньше в России. Защита от подделок. Современные деньги России и других стран.
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (15 часов). Откуда в семье деньги. На что тратятся деньги.
Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (19 часов). На что тратятся деньги. Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Тема 4. Деньги любят счёт, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. (6 часов) Как умно управлять своими деньгами. Как делать сбережения. Посчитаем семейный бюджет.
Тема 5. Занимательная экономика (12 часов): Задачи с экономическим содержанием.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы или тема | Количество часов на изучение раздела (темы) | Количество часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме) | Практическая часть раздела (темы) программы |
1 | Что такое деньги и какими они бывают | 16 | 6 | |
2 | Из чего складываются доходы в семье | 15 | 6 | |
3 | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать | 19 | 10 | |
4 | Деньги любят счёт, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. | 6 | 3 | |
5 | Занимательная экономика | 12 | 6 | |
Итого: | 68 | 31 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема | Дополнительные сведения |
1-2 | Как появились деньги. | |
3-4 | История российских денег. | |
5-6 | Какими бывают деньги. | |
7-8 | Банки, банкоматы и банковские карты. | |
9-10 | Безналичные деньги и платежи. | |
11-12 | Как я умею пользоваться деньгами | |
13-14 | Что такое валюта. | |
15-16 | Проверяем, что мы узнали о том, как изменялись деньги. | |
17-18 | Откуда в семье берутся деньги | |
19-20 | Труд. Профессии. | |
21-22 | Подсчитаем доходы семьи | |
23-24 | На что семьи тратят деньги. | |
25-26 | Подсчитаем расходы семьи | |
27-28 | Какие бывают потребности? | |
29-31 | Материальные, социальные, духовные потребности. | |
32-33 | На что тратятся деньги. | |
34-35 | Источники удовлетворения потребностей. | |
36-37 | Почему все потребности нельзя удовлетворить. | |
38-40 | Виды потребностей. | |
41-42 | Как умно управлять своими деньгами. | |
43-44 | Деньги и товары. | |
45-46 | Как делать сбережения. | |
47-48 | Как и где хранятся деньги? | |
49-50 | Роль денег в жизни человека. | |
51-52 | Как планировать семейный бюджет | |
53-54 | Правила составления семейного бюджета | |
55-56 | Учимся составлять семейный бюджет | |
57-67 | «Занимательная экономика» (экономические конкурсы, творческие задания, бизнес - игры, защита проектных работ). | |
68 | Итоговая работа. Защита проектов. |