УУД
методическая разработка (4 класс)

УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные действия

Система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

ситуациях;

Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.


Личностные универсальные учебные действия.

1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:

  • идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
  •  проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
  •  проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
  •  различать основные нравственно-этические понятия;
  •  соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
  •  анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
  •  оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

 мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

  • воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
  •  выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  •  оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  •  применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (внутренняя позиция , мотивация)

Нравственно-этическая ориентация

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные универсальные учебные действия.

1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

2. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»);
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Регулятивные универсальные учебные действия.

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Саморегуляция

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

В форме сличения способа действия и его   результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.


Познавательные универсальные учебные действия.

1. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:

2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:

3. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

  • различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
  • выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
  • анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
  • выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
  • классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
  • выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
  • выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
  • преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
  • моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
  • исследовать собственные нестандартные способы решения;
  • преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Познавательные универсальные учебные действия.

Общеучебные

Логические

Постановка и решение проблемы

- самостоятельное выделение и   формулирование познавательной  цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное      построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от  цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной  информации; свободная ориентация восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение по понятие, выведение   следствий;

- установление причинно следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование

- формулирование   проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:

2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
  • сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);  различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
  • анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
  • составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • различать особенности диалогической и монологической речи;
  • описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
  • характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
  • характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
  • выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
  • составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
  • писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнера

Умение строить диалог, монолог

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Контроль, коррекция, оценка его действий

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.