Формы, средства, методы и приёмы деятельности учащихся.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
«Формы, средства, методы и приемы деятельности учащихся»
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Главная методическая цель создание условий для проявления познавательной активности учеников. Для реализации поставленных перед учителем задач используют всем знакомые формы, методы и приемы обучения.
Понятие «форма» используется по отношению к обучению в двух вариантах:
- как форма обучения;
- как форма организации обучения.
В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом.
Общие формы обучения делятся на:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- коллективные;
- парные;
- со сменным составом учеников.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т. п.). В групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенности взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль.
Форма организации обучения — это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. К формам организации относятся следующие виды занятия:
- урок;
- лекция;
- семинар;
- экскурсия;
- практикум;
- внеурочная деятельность;
- игра и т.д.
Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования .
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательски.
В современной школе используются как традиционные методы обучения, так и инновационные.
В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское, методическое обучение, метод проектов.
Модульное обучение.
Обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль - целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.
Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация .
Электронно-интерактивное обучение
Электронное - интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети).
Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п. Для образовательных проектов актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы. Средства и методы электронно-интерактивного обучения:
- интерактивные ресурсы и материалы;
- электронные библиотеки и ЭБС;
- обучающие материалы и курсы;
- обсуждения в реальном режиме времени;
- чаты и видео чаты;
- электронная почта;
- видеоконференции;
- видео консультации и программные приложения совместного использования.
При использовании электронно-интерактивного метода обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения; сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объём самостоятельной работы; обучающиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень достоверности; актуальность и оперативность получаемой информации; гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключиться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети. С уверенностью можно сказать, что интерактивное обучение это основа развития познавательной компетенции.
Проблемное обучение.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Этапы проблемного обучения
информационные, не требующие творческой активности личности;
тренировочные, включающие повторение действия и контроля за успешностью выполнения.
Этапы познавательной деятельности
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности .
Исследовательско-методическое обучение и метод проектов
Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Метод проектов – способ достижения дидактической цели. Практика проведения учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей.
Приемы мотивации и целеполагания.
Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:
Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста);
Дерево предсказаний;
Ключевые слова;
Перепутанные логические цепочки;
Верные и неверные утверждения;
Вводный вопрос;
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний (вопросительные слова )
Приемы работы с текстом.
Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
• ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)
Приемы организации рефлексии.
Устные формы рефлексии:
• Беседа по пометкам;
• Беседа по вопросам;
• Интервью участника событий;
Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
• Резюме;
• Эссе;
• Синквейн;
• Диаманта;
• Хокку;
• Телеграмма;
• Благодарность;
• РАФТ;
Графические формы рефлексии:
• Образ темы;
• Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.);
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»).
Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Теперь от ученика требуется не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать.
Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе
Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе....
Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе
Используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:- игровые формы, методы и приёмы обучения- самостоятельные работы- проблемные ситуации- нетрадиционн...
Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий
Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение наборо...
Приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.
Методический материал по теме "Состав слова": загадки, головоломки, весёлые рифмы....
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Формы и методы организации оценочной деятельности учащихся первых классов
Материал выступления на научно-практическом семинаре...
«Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе»
Одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная рабо...