Формы, средства, методы и приёмы деятельности учащихся.
учебно-методический материал

Тугульдурова Яна Васильевна

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_metody.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы, средства, методы и приемы деятельности учащихся» 

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. 

Главная методическая цель создание условий для проявления познавательной активности учеников. Для реализации поставленных перед учителем задач используют всем знакомые формы, методы и приемы обучения.  

Понятие «форма» используется по отношению к обучению в двух вариантах:  

  • как форма обучения; 
  • как форма организации обучения. 

В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом. 

Общие формы обучения делятся на: 

  • индивидуальные;  
  • групповые;
  • фронтальные; 
  • коллективные; 
  • парные;  
  • со сменным составом учеников.  

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т. п.). В групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенности взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль. 

Форма организации обучения — это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. К формам организации относятся следующие виды занятия:  

  • урок;  
  • лекция;  
  • семинар; 
  • экскурсия; 
  • практикум; 
  • внеурочная деятельность;  
  • игра  и т.д.  

Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников. 

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования . 
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: 
методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательски

В современной школе используются как традиционные методы обучения, так и инновационные. 

В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское, методическое обучение,  метод проектов.  

Модульное обучение.

Обучение  самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль - целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. 

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся. 

Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует. 

Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация . 

Электронно-интерактивное обучение 

Электронное - интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети). 

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п. Для образовательных проектов актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы. Средства и методы электронно-интерактивного обучения: 

  • интерактивные ресурсы и материалы;
  • электронные библиотеки и ЭБС; 
  • обучающие материалы и курсы; 
  • обсуждения в реальном режиме времени; 
  • чаты и видео чаты; 
  • электронная почта; 
  • видеоконференции; 
  • видео консультации и программные приложения совместного использования. 

При использовании электронно-интерактивного метода обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения; сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объём самостоятельной работы; обучающиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень достоверности; актуальность и оперативность получаемой информации; гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключиться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети. С уверенностью можно сказать, что интерактивное обучение это основа развития познавательной компетенции. 

Проблемное обучение. 

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. 

Этапы проблемного обучения 

информационные, не требующие творческой активности личности; 

тренировочные, включающие повторение действия и контроля за успешностью выполнения. 

Этапы познавательной деятельности 

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности . 

Исследовательско-методическое обучение и метод проектов 

Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Метод проектов – способ достижения дидактической цели. Практика проведения учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей. 

Приемы мотивации и целеполагания.

Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания: 

Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста);

Дерево предсказаний;
Ключевые слова; 
Перепутанные логические цепочки;
Верные и неверные утверждения; 
Вводный вопрос; 
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний (вопросительные слова )


Приемы работы с текстом.

Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради: 
• ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше) 
• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов) 

Приемы организации рефлексии.

Устные формы рефлексии: 
• Беседа по пометкам;
• Беседа по вопросам; 
• Интервью участника событий; 

Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста): 
• Резюме;
• Эссе;
• Синквейн; 
• Диаманта; 
• Хокку; 
• Телеграмма;
• Благодарность; 
• РАФТ; 

Графические формы рефлексии: 
• Образ темы; 
• Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.); 
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»). 

 Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Теперь от ученика требуется не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать. 

Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе

Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе....

Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе

      Используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:- игровые формы, методы и приёмы обучения- самостоятельные работы- проблемные ситуации- нетрадиционн...

Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий

Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение наборо...

Приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.

Методический материал по теме "Состав слова": загадки, головоломки, весёлые рифмы....

Формы и методы организации оценочной деятельности учащихся первых классов

Материал выступления на научно-практическом семинаре...

«Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе»

        Одним из важнейших мотивов учения для школьников является  познавательный интерес. Под  влиянием познавательного интереса  учебная рабо...