Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В настоящее время вопрос формирования познавательного интереса у учащихся особенно актуален и способствует решению основного требования новых стандартов (ФГОС) «научить учиться». Кроме того, именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pozn.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников

Для того чтобы ребенок успешно и с удовольствием учился, необходимо сформировать у него познавательный интерес еще в младшем школьном возрасте. Вопрос формирования познавательного интереса младших школьников всегда остается актуальным и подробно рассматривается в психолого-педагогической литературе. Стоит обратить внимание на то, что в мотивах учения младших школьников в последние время произошли весомые изменения. Это связано также и с тем, что другими стали и школы и ученики. Вместе с тем, современная педагогическая наука располагает наибольшим количеством приемов активизации познавательной деятельности школьников, чем, например, несколько десятилетий назад, это проявляется и в появлении новых способов и методов формирования и развития познавательного интереса, технологический прогресс приходит на помощь педагогике/

Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний - велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

Опираясь на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся/

 Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.

При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.

Операционная сторона не в меньшей мере, чем содержательная, сопряжена с мотивационной. Именно из неё, из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.

Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остаётся постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке. В этом постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие - опосредованно.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом - благоприятное общение в учебном процессе.

4. Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности.

Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико.

Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.

Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что «стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального аспектов в обучении. Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным». С данной целью учителя наполняют свою деятельность приемами, которые пробуждают прямой интерес школьника. В настоящее время педагогическая наука владеет большими запасами, использование которых в практической деятельности способствует успешному решению целей обучения и воспитания младших школьников.

Методы формирования устойчивых познавательных интересов, выработанные многолетней практикой педагогов многообразны. Выделяются следующие из них:

- применение нетрадиционных форм обучения;

- формирование положительного микроклимата в классе;

- тактичность учителя и педагогическое мастерство;

- отношение учителя к преподаваемому предмету, к своим ученикам;

- формирование ситуации успеха;

- соревнование, соперничество;

- новизна учебного материала;

- взаимосвязь знаний с судьбами ученых, их открывших;

- историзм;

- изображение практического использования знаний в тесной связи с жизненными планами учеников;

- проблемное обучение;

- эвристическое обучение;

- обучение с поддержкой компьютерных технологий;

- использование игровых форм и другие.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет охарактеризовать интерес как многогранное психическое образование со свойственными ему чертами: единством эмоциональных, интеллектуальных и волевых компонентов, избирательной направленностью. Так же сложная структура свойственна и разновидности интереса — познавательному интересу.

Сформированность познавательного интереса у младших школьников проявляется в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания, из-за чего некоторые ученые считают внимание интересом; но не стоит путать эти понятия. Внимание — лишь механизм выражения ситуативного интереса. Переход интереса с одной ступени своего развития на другую не является исчезновением предыдущих стадий, они остаются и функционируют также как и вновь появившиеся формы.

К формированию интереса также можно причислить и такие случаи, как ситуации преобразования познавательного интереса в учебный интерес. В.Н.Мясищев изучил особенности учебного интереса, которые отличают его от иных видов познавательного интереса. Формирование познавательного интереса у младших школьников начинается с первого класса. Лишь после возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей начинает формироваться интерес к содержанию учебной деятельности, потребность в приобретении новых знаний.

На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, которые связанны с подлинно ответственным отношением к школьным урокам. Преподаватель должен воспитывать такие мотивы учения, обязан добиваться осознания учениками общественного значения учебного труда. Ускорять этот процесс не стоит, пока для него не созданы соответствующие условия.

Процесс формирования познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению новых знаний непосредственно связан с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений.

В наше время отмечают разнообразие понятия познавательный интерес многие ученые, в их числе Б.И.Додонов и Л.И.Божович, которые посвятили ему как психологическому феномену отдельные главы в своих трудах. Одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, а другие — к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Л. И. Божович, в свою очередь, обращает наше внимание на то, что интерес предстает то, как мимолетное состояние, то, как свойство личности и его проявление в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. В то же время, ученый предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе скрываются не предрассудки исследователей, а «схватывание» каждым из них отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с явлениями иных образований психики. Интерес является постоянным побудителем механизма познания.

Проблема формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста не имеет определенного решения, так как является многофакторной. Т.И.Шамова утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников оказывает влияние содержание изучаемого материала, методы обучения, организационные формы, постановка воспитательной работы, материальная база школы и, наконец, личность преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.

   Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...

Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

   «Приохотить» ученика к учению    гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...

Мастер - класс «Формирование познавательного интереса младших школьников через использование ИКТ»

Актуальность данного опыта обусловлена возникшим противоречием между возрастающим потоком необходимой информации, направленной на младшего школьника, требованиями, предъявляемыми к результатам начальн...

Педагогический проект "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

     Образовательные стандарты нового поколения направлены на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготов...

Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"

В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....

Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребе­нок сохраняет достаточно детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже понемногу утрачивает детскую непо...