Программа по работе с одарёнными детьми.
рабочая программа
Цель программы выявить интеллектуальные, творческие, физические способноси младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye_deti.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Исаковская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Программа
«Одаренные дети»
Срок реализации программы 2018– 2021г.г.
1. Обоснование программы
Проблема работы с одаренными и способными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе сегодня предъявляются высокие требования в данном направлении.
Поддержка, развитие и социализация одаренных и способных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования в школе. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Это говорит о том, что необходимо создавать условия для проявления творческого и интеллектуального потенциала каждым ребенком.
Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе. Единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не обучающихся.
Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть, что ее необходимо начинать с начальной ступени обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей ребенка.
Работа с одаренными детьми должна стать одним из приоритетных направлений в нашей школе.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
В нашей школе ведется работа с сильным, одаренным учеником, которая направлена на включенность ребенка в мероприятия, развивающие его индивидуальные способности.
Согласно учебному плану школы, в школе организованы факультативные и индивидуальные занятия по предметам, работают кружки по интересам, спортивные секции, проводятся занятия в студиях, кружках. Все это способствует развитию индивидуальных способностей обучающихся.
Программа «Одарённые дети», направлена на поэтапное решение проблем образования и воспитания одарённых детей в школе в возрастном диапазоне от 7 до 17 лет. Она будет реализовываться в период с 2018 по 2021 г.г.
Создание условий для индивидуального продвижения одаренного ребенка, профессионализм и ответственность каждого педагога школы, будет способствовать реализации программы.
2. Концепция программы.
Выявление одаренных и способных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Познавательные возможности учащихся:
• Гениальность - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью
• Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
• Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- курсы по выбору;
- участие в олимпиадах.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми:
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цель программы:
Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки
Одаренных и способных детей в школе.
4. Задачи:
1. Обеспечить нормативно - правовое сопровождение работы с одаренными и способными детьми.
2. Создать максимально благоприятную образовательную среду в школе для развития способных и одаренных детей.
3. Обеспечить включенность детей в систему разноуровневых мероприятий внеурочной деятельности, дополнительного образования, которая позволит им демонстрировать свои достижения.
4. Использовать систему методов и приемов, которые способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, инициативности, творчества.
5. Стимулировать деятельность одаренных детей.
5. Направления одаренности
- Биолого- экологическое;
- Историко – краеведческое;
- Интеллектуальное;
- Художественно- эстетическое.
6. Этапы реализация программы:
Первый этап – организационный (сентябрь – декабрь 2018г.).
· Изучение нормативно-правовой документации.
· Диагностика потребностей учащихся, родителей в осуществлении
программы.
· Формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости;
· Анализ информации об одаренных детях.
Второй этап – реализация программы (декабрь 2018 г.– 2021г.)
· Нормативно - правовое обеспечение работы программы.
· Создание банка данных способных и одаренных детей.
· Внедрение системы наставничества над каждым одарённым и способным ребёнком.
· Определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными и способными детьми.
· Создание программы дальнейшего повышения квалификации педагогов школы по овладению современными технологиями и методиками работы с одаренными детьми на разных уровнях.
· Создание на сайте школы странички «Одарённые дети!».
· Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
· Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
Третий этап – аналитический (окончание 2021 год).
· Проанализировать результаты работы на уровне ОУ.
· Определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и составить перспективный план – программу дальнейшей работы в этом направлении.
7. Формы работы с одаренными и способными учащимися:
· групповые занятия с одаренными учащимися;
· факультативы;
· предметные кружки;
· кружки по интересам;
· конкурсы;
· курсы по выбору;
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам.
8. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2018- 2021 г.г.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
Работа с учащимися | ||||
1 | Диагностика одаренных и способных детей | Постоянно | ||
2 | Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся: -математика, -информатика, -биология, -русский язык | Май, ежегодно | Администрация | |
3 | Организация и проведение школьных олимпиад по предметам: -русский язык, -математика, -информатика, -биология, -литература, -история, -обществознание, -физическая культура… | Октябрь Ежегодно | Администрация, учителя | |
4 | Проведение школьной и участие в районной и областной научно-практической конференции | По плану | Учителя-предметники | |
5 | Участие в районных, областных, всероссийских олимпиадахпо предметам: -русский язык- «Русский медвежонок», «Эрудит» -математика - «Кенгуру-математика для всех», «Математика - выпускнику». -информатика - всероссийская дистанционна олимпиада «КИТ» -литература, история, МХК – «Золотое руно» -английский язык- «Британский бульдог» | Ноябрь, декабрь, февраль, март ежегодно | Администрация | |
6 | Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года | Май | Администрация | |
7 | Творческий отчет | Ежегодно Май | ||
8 | Проведение предметных недель и декад | Ежегодно | Учителя | |
Работа с учителями | ||||
1 | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» - совещание при завуче, МС. | Май | Администрация | |
2 | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся | Ноябрь Ежегодно | Администрация | |
3 | Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными и способными детьми | 2012 | Администрация, учителя | |
4 | Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметникам: - рассмотрение вопроса на заседании МС, совещании при завуче. | Октябрь Ежегодно | Администрация | |
5 | Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися. | Ежегодно | Зам. директора по УВР | |
6 | Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми и способными детьми | Ежегодно | Администрация Учителя | |
7 | Повышение квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми. | Ежегодно | Администрация Учителя | |
8 | Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения. | Постоянно | Учителя | |
9 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми -олимпиады по предметам, -разработки интеллектуальных мероприятий, - диагностические материалы по работе с одаренными учащимися | Постоянно | Учителя, классные руководители | |
10 | Приобретение учебно-методической литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно | Учителя, администрация | |
11 | Составление плана мероприятий с одаренными детьми на учебный год | Ежегодно, август | Зайцева Н.Е. | |
12 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Сентябрь | Администрация Совет учащихся | |
13 | Проведение заседания МС, утверждение плана с одаренными детьми | Сентябрь | Администрация | |
14 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей : Факультативы - «Народное декоративно-прикладное искусство», «Православные праздники и обряды», Элективные курсы:
| С 2008 года | Администрация, учителя | |
15 | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми | Постоянно | Учителя | |
16 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми: -выступление учителей на семинарах, педагогических советах; -участие в работе РМО. | Ежегодно | Администрация, учителя предметники | |
17 | Составление плана мероприятий с одаренными и способными детьми на учебный год | Ежегодно, август | Зам. директора по УВР и ВР | |
Работа с родителями одаренных и способных детей | ||||
1 | Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся: -собеседования школьного психолога с, родителями; -определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным и способным детям | Постоянно | Учителя предметники | |
2 | Поддержка и поощрение родителей одаренных и способных детей на ежегодном публичном отчете школы | Ежегодно май | Администрация |
9. Ожидаемые результаты
- Создание банка данных «Одаренные дети».
- Формирование системы работы с одаренными и способными учащимися.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы по работе с одаренными и способными детьми.
- Совершенствование исследовательских навыков, информационной культуры учащихся.
- Участие школьников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
- Формирование личностной, социальной и творческой самореализация выпускника школы, его профессионального самоопределения
- Повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными и способными детьми в различных областях знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарён...
Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми.
Программа по работе с одарёнными детьми расчитана на 4 года (1-4 класс)....
Программа по работе с одарёнными детьми "Знайка"
К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не удаётся ...
Олимпиадные задания по математике для реализации программы по работе с одарёнными детьми (2 класс)
Олимпиадные задания дают возможность выявить одарённых детей в классе. Детям проверить свои знания. Помогут учителю определить наклонности детей, их умение мыслить в нестандартных ситуациях.Задания им...
Особенности разработки программы для работы с одарёнными детьми
Данная презентация предназначена для учителей начальных классов. Как вспомогательный материал к программе о одарённых детях. Три основных состовляющих одарённости: 1) интеллектуальные способ...
Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Семеновой Оксаны Валерьевны
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы униве...
Программа по работе с одарёнными детьми для 4 класса
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской д...