Программа по работе с одарёнными детьми.
рабочая программа

Ольга Михайловна Мартынова

Цель программы выявить интеллектуальные, творческие, физические способноси младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Исаковская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Программа

«Одаренные дети»

Срок реализации программы 2018– 2021г.г.

1. Обоснование программы

    Проблема работы с одаренными и способными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе сегодня предъявляются высокие требования в данном направлении.

Поддержка, развитие и социализация одаренных и способных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования в школе. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Это говорит о том, что необходимо создавать условия для проявления творческого и интеллектуального потенциала каждым ребенком.

Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе. Единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не обучающихся.

   Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть, что ее необходимо начинать с начальной ступени обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей ребенка.

Работа с одаренными детьми должна стать одним из приоритетных направлений в нашей школе.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

  В нашей школе ведется работа с сильным, одаренным учеником, которая направлена на включенность ребенка в мероприятия, развивающие его индивидуальные способности.

Согласно учебному плану школы, в школе организованы факультативные и индивидуальные занятия по предметам, работают кружки по интересам, спортивные секции, проводятся занятия в студиях, кружках. Все это способствует развитию индивидуальных способностей обучающихся.

Программа «Одарённые дети», направлена на поэтапное решение проблем образования и воспитания одарённых детей в школе в возрастном диапазоне от 7 до 17 лет. Она будет реализовываться в период с 2018 по 2021 г.г.

Создание условий для индивидуального продвижения одаренного ребенка, профессионализм и ответственность каждого педагога школы, будет способствовать реализации программы.

2. Концепция программы.

    Выявление одаренных и способных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

        

Познавательные возможности учащихся:

• Гениальность - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью

• Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

• Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • факультативы;
  •  кружки по интересам;
  • конкурсы;
  •  курсы по выбору;
  •  участие в олимпиадах.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми:

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цель программы:

Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки

Одаренных и способных детей в школе. 

4. Задачи:

1. Обеспечить нормативно - правовое сопровождение работы с одаренными и способными детьми.

2. Создать максимально благоприятную образовательную среду в школе для развития способных и одаренных детей.

3. Обеспечить включенность детей в систему разноуровневых мероприятий внеурочной деятельности, дополнительного образования, которая позволит им демонстрировать свои достижения.

4. Использовать систему методов и приемов, которые способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, инициативности, творчества.

5. Стимулировать деятельность одаренных детей.

5. Направления одаренности

  • Биолого- экологическое;
  • Историко – краеведческое;
  • Интеллектуальное;
  • Художественно- эстетическое.

6. Этапы реализация программы:

Первый этап – организационный (сентябрь – декабрь 2018г.).

· Изучение нормативно-правовой документации.

· Диагностика потребностей учащихся, родителей в осуществлении

программы.

· Формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости;

· Анализ информации об одаренных детях.

Второй этап – реализация программы (декабрь 2018 г.– 2021г.)

· Нормативно - правовое обеспечение работы программы.

· Создание банка данных способных и одаренных детей.

· Внедрение системы наставничества над каждым одарённым и способным ребёнком.

· Определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными и способными детьми.

· Создание программы дальнейшего повышения квалификации педагогов школы по овладению современными технологиями и методиками работы с одаренными детьми на разных уровнях.

· Создание на сайте школы странички «Одарённые дети!».

· Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

· Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

Третий этап аналитический (окончание 2021 год). 

· Проанализировать результаты работы на уровне ОУ.

· Определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и составить перспективный план – программу дальнейшей работы в этом направлении.

7. Формы работы с одаренными и способными учащимися:

· групповые занятия с одаренными учащимися;

· факультативы;

· предметные кружки;

· кружки по интересам;

· конкурсы;

· курсы по выбору;

· участие в олимпиадах;

· работа по индивидуальным планам.

8.  План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

                           на 2018- 2021 г.г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

                                   Работа с учащимися

1

Диагностика одаренных и способных детей

Постоянно

2

Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся:

-математика,

-информатика,

-биология,

-русский язык

Май,

ежегодно

Администрация

3

Организация и проведение школьных олимпиад по предметам:

-русский язык,

-математика,

-информатика,

-биология,

-литература,

-история,

-обществознание,

-физическая культура…

Октябрь

Ежегодно

Администрация, учителя

4

Проведение школьной и участие в районной и областной научно-практической конференции

По плану

Учителя-предметники

5

Участие в районных, областных, всероссийских олимпиадахпо предметам:

-русский язык- «Русский медвежонок», «Эрудит»

-математика - «Кенгуру-математика для всех», «Математика - выпускнику».

-информатика - всероссийская дистанционна олимпиада «КИТ»

-литература, история, МХК – «Золотое руно»

-английский язык- «Британский бульдог»

Ноябрь, декабрь, февраль, март

ежегодно

Администрация

6

Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года

Май

Администрация

7

Творческий отчет

Ежегодно

Май

8

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Учителя

                                  Работа с учителями

1

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

- совещание при завуче, МС.

Май

Администрация

2

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Ноябрь

Ежегодно

Администрация

3

Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными и способными детьми

2012

Администрация,

учителя

4

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметникам:

- рассмотрение вопроса на заседании МС, совещании при завуче.

Октябрь

Ежегодно

Администрация

5

Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.

Ежегодно

Зам. директора по УВР

6

Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми и способными детьми

Ежегодно

Администрация

Учителя

7

Повышение квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.

Ежегодно

Администрация

Учителя

8

Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения.

Постоянно

Учителя

9

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

-олимпиады по предметам,

-разработки интеллектуальных мероприятий,

- диагностические материалы по работе с одаренными учащимися

Постоянно

Учителя, классные руководители

10

Приобретение учебно-методической литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Учителя, администрация

11

Составление плана мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно, август

Зайцева Н.Е.

12

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Сентябрь

Администрация

Совет учащихся

13

Проведение заседания МС, утверждение плана с одаренными детьми

Сентябрь

Администрация

14

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей :

Факультативы - «Народное декоративно-прикладное искусство», «Православные праздники и обряды»,

Элективные курсы:

  • «Мастерство красноречия»;
  • «Искусство видеть мир»;
  • «Великая Отечественная война в лицах»;
  • «Экологические проблемы России»;
  • «Многоаспектный анализ поэтического текста»;
  • «Построение графиков элементарных функций»;
  • «Практическое право»;
  • «Клетки и ткани»;
  • «Русский язык для говорения и письма»;
  • «Практикум по решению задач к ЕГЭ»;
  • «Введение в литературоведение»;
  • «Введение в политологию»;
  • «Компьютерные коммуникации».

С 2008 года

Администрация, учителя

15

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми

Постоянно

Учителя

16

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми:

-выступление учителей на семинарах, педагогических советах;

-участие в работе РМО.

Ежегодно

Администрация, учителя предметники

17

Составление плана мероприятий с одаренными и способными детьми на учебный год

Ежегодно, август

Зам. директора по УВР и ВР

                        Работа с родителями одаренных и способных детей

1

Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся:

-собеседования школьного психолога с, родителями;

-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным и способным детям

Постоянно

Учителя предметники

2

Поддержка и поощрение родителей одаренных и способных детей на ежегодном публичном отчете школы

   Ежегодно май

Администрация

9. Ожидаемые результаты

  • Создание банка данных «Одаренные дети».
  • Формирование системы работы с одаренными и способными учащимися.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы по работе с одаренными и способными детьми.
  • Совершенствование исследовательских навыков, информационной культуры учащихся.
  • Участие школьников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
  • Формирование личностной, социальной и творческой самореализация выпускника школы, его профессионального самоопределения
  • Повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными и способными детьми в различных областях знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарён...

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми.

Программа по работе с одарёнными детьми расчитана на 4 года (1-4 класс)....

Программа по работе с одарёнными детьми "Знайка"

К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не удаётся ...

Олимпиадные задания по математике для реализации программы по работе с одарёнными детьми (2 класс)

Олимпиадные задания дают возможность выявить одарённых детей в классе. Детям проверить свои знания. Помогут учителю определить наклонности детей, их умение мыслить в нестандартных ситуациях.Задания им...

Особенности разработки программы для работы с одарёнными детьми

Данная презентация предназначена для учителей начальных классов. Как вспомогательный материал к программе о одарённых детях. Три основных состовляющих одарённости: 1) интеллектуальные способ...

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Семеновой Оксаны Валерьевны

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы униве...

Программа по работе с одарёнными детьми для 4 класса

       В последние годы становится все более очевидным тот факт, что  кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской д...