Входной контроль в 1 классе.
учебно-методический материал (1 класс)
Данная методическая разроботка может быть полезна учителям начальных классов для проведения стартовой диагностики в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vhodnoy_kontrol_v_1_klasse.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Входной контроль в 1 классе.
Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Ведь с поступлением в школу наступает совершенно новый этап жизни будущего ученика. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен.
Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья. Понятие «готовность к школе» включает физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т.е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе.
Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, уровень его знаний, а также универсальных учебных действий, связанных с предстоящей деятельностью.
Диагностика проводится в начале учебного года (3-4 неделя сентября).
В современном мире существует множество методик определения готовности ребенка к школе.
Методика «Школа зверей»
Автор методики С. Панченко.
Цель: исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе.
Примечание. Методика может применяться для оценки межличностных отношений в детском коллективе, выявления трудностей, с которыми дети могут столкнуться на различных уроках, в ходе учебной деятельности.
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Оборудование: бумага, цветные карандаши.
Предварительная подготовка
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция:
Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».
Интерпретация
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
Анкета «Уровня школьной мотивации»
Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.
При обработке результатов все ответы нужно занести в таблицу, которая содержит специальный ключ для определения количества полученных баллов.
Результаты подсчета нужно интерпретировать следующим образом.
Такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.
Существует большое количество и других методик.
- Анкетирование родителей.
- Тесты на изучение уровня умственного развития первоклассников.
- Методика «Определение мотивов учения».
- Методика «Составление рассказа по картинке».
- Рисуночная методика «Что мне нравится в школе».
- Тест Тулуз-Пьерона.
- Методика определения готовности к обучению в школе Н.И. Гуткиной «Домики».
- Методика «Градусник».
- Методика «Краски».
- Методика «Солнце, тучка, дождик».
Результаты, полученные в ходе диагностики, могут быть использованы
учителями для определения общего уровня развития учащихся; для построения взаимодействия с каждым ребенком.
При проведении диагностики в образовательном учреждении строго соблюдается конфиденциальность информации, получаемая в результате исследования. Сообщение результатов родителям и обсуждение рекомендаций должно проходить в индивидуальном порядке, обязательно с обращением внимания на ресурсы ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг успеваемости. Входной контроль, 4 класс (2013-2014 уч.г.)
Разноуровневые контрольные работы для обучающихся 4 класса...
Входной контроль 3 класс
Входной контроль для 3 класса по учебнику Биболетовой М.З....
Проверка читательских умений работать с литературным текстом (входной контроль) 2 класс
текст «Братишка» В. Вересаева...
Входной контроль 3 класс (система Эльконина-Давыдова)
Входной контроль 3 класс (система Эльконина-Давыдова)...
Русский язык "Входной контроль 2 класс" ПНШ
Русский язык "Входной контроль 2 класс" ПНШ...
Входной контроль 4 класс математика
4 класс математика входной контроль...
Входной контроль 3 класс математика
Входной контроль 3 класс математика...