Внеурочная деятельность "Я - гражданин" 2018-2022
рабочая программа (1 класс)

Митина -Егорова Алёна Андреевна

Внеурочная деятельность "Я - гражданин" 2018-2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_grazhdanin.docx58.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Победино муниципального образования

городской округ «Смирныховский» Сахалинской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/ _____________/

                         

Протокол № ___

 от  «__»_____20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_______/О.Н.Власенко/

                       

«____»_____20__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________/Е.Е.Гераськина/                 Приказ № ______  

от  «____» ________20__ г.        от

Рабочая  программа

Внеурочной  деятельности

«Секреты слова.»

Класс                                 1-4

Учебный год                   2018- 2019

Учитель                Митина-Егорова   А. А.

с. Победино

2018г

                          Пояснительная записка

         Программа внеурочной деятельности “Я – гражданин России” (духовно-нравственное направление) для 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования.

        На изучение отводится  270 часов, из них в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

        Программа направлена на патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания  в процессе накопления  знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

       Цель программы:

 -создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через различные образовательные технологии;

- совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

        Задачи:

-формирование  эффективной  работы по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда.

          Программа построена на принципах:

-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;

-действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;

-свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея,  ЦДТ. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердится в поиске новых идей и новых знаний.

             Ценностные установки:

1)  формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ;

2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого  на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

3) развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-4) формирования эстетических чувств  чувства прекрасного через знакомство краеведческой  художественной культурой

Результаты освоения курса внеурочной  деятельности:   

           Личностные результаты:

- испытывать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- ценить в   героях произведений доброту, честность, верность;  

- испытывать чувство гордости за свою Родину;

-испытывать гордость за подвиг  курян  во время Великой Отечественной войны.
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

            Метапредметные результаты:

 -учить работать в группе, развивать способность регулировать собственную

 деятельность; приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
–совершенствовать умения чтения, слушания историко-художественной литературы, сравнивать героев произведений;

- планировать проектную деятельность;

- находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать её в презентацию;

- оформлять проект.

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории  России.

                 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа “Я – гражданин России” используется с 1 по 4 классы. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

                           СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

Раздел / тема

Содержание

.“Я и я”(4ч)

формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

.“Я и семья”(6ч)

формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.    

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.    

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

.“Я и культура”(5ч)

формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени.

История моего города.  

Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.  

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала

.“Я и школа”(8ч)

формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе. Акции.

.“Я и мое Отечество”(6ч)

формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

.“Я и планета”(4ч)

формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.  

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

Содержание программы

 2 класс

Раздел / тема

Содержание

.“Я и я”(4ч)

формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 Диагностика. Сбор игр.

.“Я и семья”(5ч)

– формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

.“Я и культура”(4ч)

формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.        

Экскурсии в музеи

.“Я и школа”(6ч)

формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант

.“Я и мое Отечество”(9ч)

формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.    

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

.“Я и планета”(6ч)

формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

Содержание программы

3 класс

Раздел / тема

Содержание

.“Я и я”(5ч)

формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

.“Я и семья”(16ч)

формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

.“Я и культура”(10ч)

формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.  Новогодняя сказка.  

Экскурсии в  библиотеку.  

.“Я и школа”(11ч)

формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

.“Я и мое Отечество”(18ч

– формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

.“Я и планета”(8ч)

формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.  

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

Содержание программы

4 класс

Раздел / тема

Содержание

.“Я и я”(9ч)

формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

.“Я и семья”(9ч)

формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.      

Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.    

.“Я и культура”(9ч)

формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

.“Я и школа”(9ч)

формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.  

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

.“Я и мое Отечество”(20ч)

формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации  и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

.“Я и планета”(12ч)

формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.    

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете.  Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

 

Виды деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

игровая деятельность

игровые занятия, праздники, инсценировки

познавательная деятельность

групповые, индивидуальные занятия, беседы, викторины

краеведческая деятельность

экскурсии, культпоходы в музеи

художественное творчество

выставки ,конкурсы, концерты

проектная деятельность

детские исследовательские проекты

           

                                 4. Тематическое планирование

 № п\п

                     

                                  Содержание материала

Ко-во

Час.

     Дата

П.

Ф.

                                   

                          1 класс «Маленькие Россияне»                              

66 ч.

                                                Я и я

8 час.

1-3.

Я, ты, мы. Игра.  

3

4-6.

 Кто что любит делать.  

3

7-8.

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.  

2

                                                Я и семья

12 час.

9-10.

 Моя семья – моя радость.  

2

11-13.

Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?  

3

14-15.

Моя красивая мама. Конкурс рисунков. Конкурс стихотворений о маме.

2

16.

Фотографии из семейного альбома. Презентация .

1

17.

Загляните в мамины глаза. Праздник.

1

18-20.

Слушаем сказки моей бабушки.    

3

                                  Я и культура

10 час.

21.

Мисс Осени.

1

22-23.

Презентация Дары природы. Конкурс поделок из природного материала .

2

 

24-26.

История моего города. Экскурсия в музей.

3

27-.29

Откуда пришли елочные игрушки.

3

30.

Встречаем Масленицу.

1

                               Я и школа

16 час.

31.

Праздник первого звонка.

1

32.

Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

1

33-35

Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.  

3

36-37.

Законы жизни в классе. Урок – игра.

2

38-40.

Школа вежливости.

3

41.

Десант чистоты и порядка.

1

42.

Самый красивый школьный двор. Акция.

1

43-45.

Правила поведения в школе.

3

46.

Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

1

                      Я и Отечество

12 час.

47-48.

Права и обязанности.

2

49.

 Конкурс рисунков о Родине.

1

50.

Они защищают Родину.

1

51 .

Конкурс стихов о ВОВ

1

52-53.

Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.

2

54.

Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

1

55-57.

  Маленькие герои большой войны.

3

58.

С чего начинается Родина?

1

                             Я  и планета.

8 час.

59.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.

1

60-61.

В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.

2

62.

Маленькая страна.

1

63-64.

Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

2

65-66.

Чудесные загадки природы.

2

2 класс  «Моя Малая Родина»

68 ч

1.

Урок Мира.

1

2-3.

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

2

4-5.

Обязанности ученика в школе. Беседа.

2

6-7.

Осень в родном городе.

2

8-9.

Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

2

10.

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

1

11-13.

Родной край в древности.

 Экскурсия в музей.  

3

14-15.

Что посеешь, то и пожнешь.

Беседа с элементами игры.

2

16-17.

Я люблю свою школу.

 Конкурс сочинений.

2

18-19.

Мой портфель.

Рейд.

2

20-22.

Моя любимая мамочка.

3

23-25.

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

3

26-28.

Мой любимый город.  Беседа.

3

29.

Наш город. Конкурс визиток.

1

30-32.

О чем шепчут названия улиц родного города.

Конкурс рисунков.

3

33.

Самый уютный класс. Конкурс.  

1

34-36.

Экология нашего города. Беседа.  

3

37.

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

1

38-39.

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

2

40-41.

Мы и наши права. Урок – игра.

2

42-43.

Игры на развитие произвольных процессов.

2

44-45.

Об отце говорю с уважением.

Конкурс сочинений.

2

46-47.

Мама, папа, я – дружная семья.

Конкурс – соревнование.

2

48-49.

По каким правилам мы живем в школе?

 Игра.

2

50-52.

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

3

53-55.

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

3

56.

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1

57-58.

День птиц. Выставка рисунков.

2

59-61

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

3

62-64.

Герои Советского союза – наши земляки.

Урок Мужества.

3

65.

Открытка ветерану. Акция.

1

66.

Десант чистоты и порядка.

1

67-68.

Знай и люби свой край. Викторина.

2

3класс «Россия – Родина моя»

68 ч

1-2

Знакомства с символами Российского государства.

2

3-4.

Мой класс – моя семья. Беседа.

2

5-6.

Ты и твои друзья. Игра.

2

7-8.

Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.

2

9-10.

Каков я в школе? Анкетирование.

2

11-12.

Животные из Красной книги.

2

13-14.                                                    

Раз словечко, два словечко будет песенка. Конкурс под караоке.

2

15-16.

Мои любимые книги. Выставка книг.

2

17-18.

Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

2

19-20

Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.

2

21-22.

Город, в котором я живу.  Конкурс рисунков.

2

23-24

Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

2

25-26

Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с

творческим заданием.

2

27-28.

Новогодние зарисовки. Конкурс газет.  

2

29-30.

Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие.  

2

31-32.

Новогодняя сказка. Праздник.

2

33-34.

Чем живет планета  Земля? Игра

2

35-36

Мастерская по изготовлению сувениров.

2

37-38.

Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.

2

39-40.

Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

2

41-43.

Народный лечебник. Бабушкины советы.

3

44.

Быть человеком. Дискуссия.  

1

45.-47

Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

3

48.

Спешите творить добро! Ситуативный практикум.

1

49-50.

Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

2

51-52.

Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.

2

53-54.

День птиц. Викторина.

2

55-56.

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.

2

57-58.

Дети войны. Литературное чтение.

2

59-60.

Вам, защитники Отечества!  Акция.

2

61-62.

Флаги России. Беседа с творческим заданием

2

63-64.

Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

2

65-66.

Сад на окошке. Акция.

2

67-68.

Путешествие по стране. Интеллектуальная игра.

2

                            4 класс «Я - гражданин России»

68 ч.

1-2.

Поговорим о толерантности.

2

3-4.

Символы нашего края.

2

5-6.

Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.

2

7-8.

Моя семья. Мини – проект.

2

9-10.

Наши классные обязанности. Выпуск буклетов.

2

11-12.

Я и мой класс. Конкурс рисунков.

2

13-14.

Правила жизни. Беседа с элементами игры.

2

15-16.

Тест «Познай себя».

2

17-18.

Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.

2

19-20.

Государственный праздник – День Согласия и примирения.

2

21-22.

День пожилого человека. Акция «Доброта души».

2

23-24.

Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина.

2

25-26.

Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

2

27-28.

Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие.

2

29-30.

Растения из Красной книги.

2

31-32.

Самое сильное звено. Игровая программа.

2

33-34.

Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

2

35-36.

Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.

2

37-38.

«Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение.  

2

39-40.

Природа в поэзии. Конкурс стихов.  

2

41-42.

Мой лучший школьный друг. Письмо другу.

2

43-44.

Герои России. Сообщения учащихся.

2

45-46.

Образ русской женщины. Беседа – диалог.

2

47-48.

О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут.

2

49-50.

Семь чудес света.

2

51-52.

Геральдика – наука о гербах. Беседа.

2

53-54.

Берегите природу. Конкурс экологических сказок.

2

55-56

Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.

2

57-58.

Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.

2

59-60.

Школьный двор. Коллективная исследовательская работа.

2

60-61

Десант чистоты и порядка.

2

62-63.

Школьный двор. Защита проекта.

2

64-65.

Школьный двор. Акция.

2

66-67.

Я – гражданин России. Игра – викторина.

2

68.

Итоговое занятие

1

                                4.   Источники информации

1.Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

2. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

3. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

4.Н.И. Дереклеева.  Информационные часы в школе. Москва. Вако.2008г.

5.Мозаика детского отдыха. Внеклассные мероприятия.

6.Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

 7. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.

  8.  Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2001г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....