.
учебно-методический материал

Кондратова Светлана Константиновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnogo_obucheniya_d._dyui.docx58.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

(ДЖ. ДЬЮИ).

Теоретическое обоснование.

Научной основой метода проектов принято считать идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), философское наследие, которого и в настоящий момент является предметом пристального интереса педагогов.

Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей детей и считал, что обучение должно приносить пользу каждому учащемуся, что школа должна развивать врожденные интеллектуальные или практические «импульсы» ученика. Обучение, как считал Дьюи, необходимо организовывать вокруг какого-либо дела, задания. При этом знания извлекаются из самостоятельной практической  деятельности учащихся и из их личного жизненного опыта. Роль учителя сводится к руководству этой деятельностью и побуждению любознательности школьников.    

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн -проекты, бизнес - проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему все они называются одинаково? Что же такое проект?         Обратимся к словарю С.И. Ожегова: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать -

– 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план». Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…

Обратимся к словарю: «МЕТОД ПРОЕКТОВ», система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов  возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе метод проектов - концепция прагматической педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи).

В 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции М. П. применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) М. П. был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Актуальность.

        Современный выпускник должен не только хорошо владеть знаниями, умениями, навыками в рамках школьной программы, но и ориентироваться в той ситуации неопределенности, в которую он попадает, выходя из школы. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. Он должен развивать в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи, которые перед ним ставит рынок. Формирование необходимых для этого качеств личности преобразование знаний и практического опыта, их применения способствует выполнению школьником творческих проектов – как один из наиболее продуктивных и интенсивных методов, которые способствуют достижению высоких результатов обучения и воспитания творческой личности.

        Проектная методика основывается на личностно - ориентированном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса  на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обучения  и образованности личности. Ведущие положения проектной методики основаны:

  • на учете  особенностей  личности  учащихся;
  • на связи идеи проекта с реальной жизнью;
  • на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников,  равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
  • на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
  • на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся  к более качественному овладению знаниями.

        Проектная методика является:

  • альтернативным подходом в современной системе образования;
  • новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности  и одновременно формирования определенных личностных качеств;
  • продуктивным обучением, в основе которого  лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений,  детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от учителя нового подхода к процессу обучения. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников. Именно проектная деятельность даёт возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, формировать УУД. Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В процессе проектной деятельности формируются УУД:

1.Регулятивные учебные действия:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
  • умение планировать этапы деятельности и прогнозировать результат;
  • умение корректировать и контролировать результат деятельности;
  • самореализация как умение мобилизовать силы.

2.Познавательные учебные действия:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти необходимую информацию в информационном поле или запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, родителей, специалиста);
  • умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать проблему и находить способы её решения.

3.Личностные учебные действия:

  • умение устанавливать связь между целью УД и её мотивом, т.е. умение задать себе вопрос: что для меня проект и отвечать на этот вопрос;
  • умение коллективного планирования и взаимодействия в группе;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять свои ошибки и ошибки в работе других.

4.Коммуникативные учебные действия:

  • умение инициировать учебное взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию, разрешать конфликты;
  • умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс;
  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держаться во время выступления;
  •  умение отвечать на незапланированные вопросы;
  • умение использовать различные средства сопровождения выступления.

Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность

- творческого развития учащихся;

- естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной;

- развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности;

- укрепляется чувство социальной ответственности,

- дети на уроках испытывают истинную радость.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий.

Технология.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Цель использования методики:

  • приобретение опыта решения творческих задач, умения самостоятельно находить и анализировать информацию, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах;
  • развитие критического мышления;
  • формирование навыков общения, взаимопонимания, умения избегать или решать конфликтные ситуации;
  • развитие воображения, творческого мышления и интереса к предмету.

- воспитание творческой личности, способной к творчеству, самостоятельной деятельности через современные информационные технологии

Задачи:

1. Раскрыть творческие способности учащихся.

2.Формировать способность учащихся к познавательному  интересу, к технологии декоративно-прикладного творчества.

3.Развить логическое мышление, умение анализировать, систематизировать и обобщать в процессе творческой работы.

4. Подготовить учащихся к применению на практике теоретических и практических знаний.

Формы обучения:

       -традиционные и нетрадиционные творческие;

-самостоятельная работа;

-уроки – семинары, деловые игры, конференции, путешествия и так далее.  

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в повседневной жизни, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Трудности при организации  проектной деятельности:    

  •  постановка ведущих и текущих целей и задач;
  •  поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
  •  осуществление и аргументация выбора;
  •  самостоятельные действия;
  •  сравнение полученного с требуемым;
  •  корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
  •  объективная оценка деятельности и результата проектирования.

В зависимости от метода, доминирующего в проекте, можно выделить следующие виды проектов.

        Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.        Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн - петли»: определение потребности; исследование (дизайн-анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, видеофильм и др.)

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотека, СМИ, Интернет и др.), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами) и презентации (доклад, публикация, размещение в Интернет и др.)

Практико – ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и четкая координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Основными критериями выбора проектов являются:

  • оригинальность, доступность, надежность;
  • техническое совершенство;
  • эстетические достоинства;
  • безопасность;
  • соответствие общественным потребностям;
  • удобства эксплуатации;
  • технологичность;
  • материалоемкость;
  • стоимость и т. д.

Этапы работы над проектом.

Работа над проектом включает:

  • Постановка проблемы. Учитель ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания.
  • Исследование, заимствование идей. Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле-видео-радиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т.д.; проводят мини-маркетинговые исследования.
  • Обоснование темы проекта. Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «опорной схемы размышления» (схематичное изображение составляющих творческого проекта).
  • Исследование объекта проектирования. Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моделей изделий), изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн – анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов.
  • Развитие идей. Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых): выбор материалов, инструментов, оборудования; предварительные экономические расчеты себестоимости; мини-маркетинговые исследования (если изделие производится с целью реализации); экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т.п. Конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек.
  • Планирование. Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и построение четких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт.
  • Организация и технология изготовления изделия. Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе обработки, примерок.
  • Эколого-экономическое обоснование. Проведение экологической экспертизы изделия. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка (при необходимости) бизнес0плана, рекламы, товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта. Возможные идеи дальнейшего совершенствования.
  • Подведение итогов. Подготовка документации к защите. Самооценка проекта (достоинства и недостатки, самооценка результатов). Перспективы производства.
  • Защиты проекта. Доклад и демонстрация; ответы на вопросы.

                   

Опыт работы реализуется через систему дополнительного образования во 1-4 классах, внеклассную работу, участие в районных и областных конкурсах, в работе практических конференциях.  

Результативность опыт.

            В результате использования технологии происходит формирование познавательного интереса за счет вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность на уроке; умение формулировать задачи и цели, вырабатывать план действий, осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности; проявление высокой активности и самостоятельности учащихся; развитие логического мышления; формирование собственной точки зрения, умение ее аргументировать и отстаивать свое мнение; проявление чувства товарищества и взаимопомощи.

Метод проектов  ориентирует учебный процесс  на решение учащимися  познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обучения  и образованности личности.

  • Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.
  • Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложнее, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.
  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения

Одним из важных показателей качества знаний учащихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на олимпиадах и конкурсах.

Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ. Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует всестороннему образованию.

        Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню:

  • 1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.
  • 2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.
  • 3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
  • 4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
  • 5 уровень — резко отрицательное отношение к учению.

Путем анализа было получено следующее.

Уровень мотивации учения

Высокая познавательная активность

Средняя познавательная активность

Низкая познавательная активность

1 уровень

7 %

2 уровень

9 %

25 %

3 уровень

14%

21 %

4 %

4 уровень

12 %

3 %

5 уровень

3%

2 %

        Таким образом,  получен  следующий  показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся:

  • Высокая познавательная активность  -  30 %
  • Средняя познавательная активность  -  61 %
  • Низкая познавательная активность  -     9 %.

В результате использования  метода проектов уменьшается количество учащихся с низкой познавательной активностью и увеличивается с высокой познавательной активностью. Что позволит учащимся  адаптироваться в условиях конкуренции и различных жизненных ситуациях.

Библиографический список:

1.  Дьюи Дж, авт. Карачев А.А.  , Каплин  Р.Е. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии, 7 с.

2.  Муравьев Е.М.,  Симоненко  В.Д. Общие основы методики преподавания технологии,  Брянск, 2000. - 161 с.

3.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.:  АРКТИ, 2003.

4.Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. Сасовой И.А.  . –   М.: Вентана Граф, 2003.

        5.   Творческие проекты учащихся V-IX  классов общеобразовательных   школ. Книга для учителя. Под редакцией Симоненко В.Д.. – Научно-методический центр «Технология». – Брянск, 1996.

6. Интернет -ресурсы