"Интонация и персонаж кукольного спектакля"
план-конспект

Иванова Людмила Милайловна

Конспект занятия кружка  Кукольный театр «Петрушка»

по теме "Интонация и персонаж кукольного спектакля"

 

Тема занятия: Интонация и персонаж кукольного спектакля.

Цель занятия: Формировать интонационную выразительность речи у детей.

 

Задачи:

  • развивать творческий потенциал каждого участника кружка;
  • обучать умению изображать  эмоции, используя голос, мимику; жесты;
  • формировать коммуникативные качества личности;
  • воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;

 

Репертуар:  сказка «Пасхальный Колобок», отрывок из сказки «Царевна Несмеяна»

Оборудование:  декорации для кукольного театра: «теремок», облака, дорога, «перчаточные куклы  к спектаклю «Пасхальный колобок»; технические средства: компьютер, презентация к сказке «Пасхальный колобок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_aprel2020_ivanova_l.m._nunligran.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСЁЛКА ПРОВИДЕНИЯ»

____________________________________________________________________________

689251Чукотский автономный округ, п. Провидения, ул. Полярная, 17, тел./факс 2-21-90, e-mail: ddt_57@mail.ru

Конспект занятия кружка  Кукольный театр «Петрушка»

по теме "Интонация и персонаж кукольного спектакля"

Тема занятия: Интонация и персонаж кукольного спектакля.

Цель занятия: Формировать интонационную выразительность речи у детей.

Задачи:

  • развивать творческий потенциал каждого участника кружка;
  • обучать умению изображать  эмоции, используя голос, мимику; жесты;
  • формировать коммуникативные качества личности;
  • воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;

Репертуар:  сказка «Пасхальный Колобок», отрывок из сказки «Царевна Несмеяна»

Оборудование:  декорации для кукольного театра: «теремок», облака, дорога, «перчаточные куклы  к спектаклю «Пасхальный колобок»; технические средства: компьютер, презентация к сказке «Пасхальный колобок».

Ход занятия:

I. Организационный момент.   Звучит мелодия «Вальс цветов»

Педагог. Прозвучала знакомая нам всем музыка, которая в очередной раз приглашает нас в сказку        .

– Сегодня мы отправимся в гости к сказочным персонажам.

Психологический настрой

– Перед вами несколько лиц.

– Какое настроение выражает каждое лицо?

Ответ детей (спокойное, радостное, грустное, сердитое, плачущее, недовольное, удивленное)

- Какое настроение выберем на урок?

- Итак, мы начинаем урок с хорошим радостным. Но мимика каждого настроения нам тоже понадобится. И прежде чем мы попробуем изобразить мимику каждого настроения на своем лице, давайте проведем самомассаж.

 Встаньте полукругом ко мне лицом. Каждый получит рамочку. Те, у кого в руках рамочка, будут зеркала. Тот, кто смотрит в зеркала, говорит такие слова: «Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня выражение лица?». Зеркала отражают, то есть повторяют выражение лица того, кто в него смотрится. (Дети по очереди смотрятся в зеркало и показывают какую-то эмоцию, остальные повторяют в зеркалах)

Педагог Молодцы. Прекрасно справились с заданием.

Педагог. Дети, что важно уметь актеру-кукловоду?

Ответ детей – (Нужно научиться «оживлять» и «озвучивать» куклу.)

Педагог. И, конечно же, актеру необходимо при озвучивании своей роли четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили текст, помогают нам специальные упражнения и скороговорки.

Артикуляционная разминка:

 «Качели», «Часы», «Рыбка»

Упражнения для голоса:

        Дыхательная разминка:

«Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

        Работа над дикцией:

  1. Произносите текст как Карабас Барабас, как Дюймовочка, как робот.

Тучи, тучи, тучи, тучи.

Скачет конь большой, могучий.

  1. Прочитайте текст сначала очень медленно, затем чуть быстрее, потом очень быстро. Прочитайте текст с восторженной интонацией.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Работа над скороговоркой:

Вспомним, как мы будем произносить скороговорку?

Ответ детей (медленно, проговаривая все звуки в словах, не глотая окончания)

«Крокодил и крокодилиха кормили крошечных крокодилят картофельным пюре».

Педагог: - Ребята, давайте вспомним диалог отца с дочерью из сказки «Царевна Несмеяна» и попробуем расмешить царевну шутками –скороговорками. (Учитель раздает роли и скороговорки)

Итак, актеры, зрители, готовы? Начинаем…

Царь: - Ох-ох-ох -ох! Что же мне делать? Сил уже нет!

Несмеяна: - А-а-а-а-а-а-а-а-а! (горько плачет)

Царь: - Доченька, ну что же ты все плачешь?

Несмеяна: - Хочу и плачу-у-у-у!

Царь: - Что же делать? Народ! Слушай мой указ: « Кто рассмешит – развеселит царевну Несмеяну, получит полцарства в награду!»

Несмеяна: - А-а-а-а-а-а-а!

Педагог: - Царевна, миленькая, неужели вы никогда не смеетесь?

Несмеяна: - Никогда! Зато я часто плачу и капризничаю!

Педагог: - Но ведь так недолго и заболеть! Ничего, это дело поправимое! Мы с ребятами вас сейчас рассмешим!

Дети по очереди произносят скороговорки-небылицы:

- На заборе бабушка жарила варенье, куры съели петуха в это воскресенье…

- Рано утром, вечерком, поздно, на рассвете бабка ехала пешком в ситцевой карете…

- Ехала деревня мимо мужика, а из-под собаки лают ворота:

- Караул, деревня! Мужики горят! Бабы сарафаном заливать хотят!

- Я сегодня не в порядке, завтра лучше наряжусь:

   Дыни на ноги надену, кукурузой подвяжусь…

- Шла торговка мимо рынка и споткнулась о корзинку,

   И упала в яму – бух! Раздавила сорок мух…

-  Между небом и землей поросенок рылся

    И нечаянно хвостом к небу прицепился…

Царевна (хохочет ): - Ой, не могу-у-у-у-у-у! Умо-о-о-ора-а-а-а-а!!!

Педагог: Ребята, нам удалось рассмешить царевну! И улыбка ей гораздо к лицу!

Педагог. Спасибо, молодцы! А как мы оживляем куклу?

Ответ детей - С помощью рук

Педагог– Чтобы ваши ручки укреплялись и не уставали, а пальчики были подвижными, все вместе сделаем зарядку для наших рук и пальчиков:

«Веревечка», «Лошадки»,»Насосы

II. Актуализация знаний. 

Педагог. Спасибо, молодцы. Приступаем к рассмотрению темы нашего занятия:

 Интонация и персонаж кукольного спектакля. Чтобы наша маленькая постановка была более яркой и интересной, мы научимся правильно вести диалог, передавать разное настроение особой интонацией, присущей данному персонажу. Чем ярче и выразительнее будет говорить кукла, тем интереснее будет смотреться наш спектакль. Так что же такое интонация?

 Интонация - это повышение или понижение тона голоса при произношении.

Педагог. В своей речи мы используем интонацию, в зависимости от ситуации. Если мы говорим радостно, громко, весело– это значит….

Ответ детей: Восклицательная интонация!

Педагог. Удивленно, кого-нибудь спрашиваем – это…

Ответ детей: Вопросительная интонация.

Педагог. Обычная наша речь без всяких эмоций – ….

Ответ детей: Повествовательная речь.

Педагог. Каким тоном речи можно еще говорить?

Ответ детей (ласково, нежно, спокойно, тихо, грубо, громко, медленно, торопливо, сердито.)

III.  Мотивационно-целевой этап.

Педагог - На примере сказки «Колобок», потренируемся применять интонацию к персонажам. Давайте вспомним сказку «Колобок» и подумаем как разговаривает Колобок и звери, которые встретились ему на пути.  Какую интонацию применяет актер к персонажам. Каждый из персонажей подходя к Колобку , говорит одну и ту же фразу. Какую?

Ответ детей. (Колобок, колобок, я тебя съем.)

Педагог. Попробуем эту фразу произнести по-разному. Обратите внимание, каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер, так как у каждого зверька свои характерные особенности. Но чтобы правильно подобрать правильный тон речи, нам надо хорошо понять героев.

Педагог. Что скажете про зайца?

Ответ детей Зайчик трусливый, живет с опаской.

Педагог. Какой тон разговора выберем для зайца.

Ответ детей: Для зайца - говорит удивленно, неуверенно.

Педагог. Волк?

Ответ детей. Волк грубоватый, говорит уверенно, громко.

Педагог. Медведь. Какой он?

Ответ детей. Медведь большой, неуклюжий, никого не боится, ведет себя самоуверенно, говорит низко, неторопливо

 Педагог. И последний наш персонаж - Лисичка?

Ответ детей. Лисичка хитрая, тон ласковый, иногда жалобный.

Педагог. И последний вопрос, который я хочу вам задать: Как ведут себя животные?

Ответ детей. 

Педагог. Чему нас учит эта сказка?

Ответ детей. 

IV. Практическая работа.

Педагог. А теперь приступим к практической части нашего занятия. Попробуем практически проиграть нашу сказку, в речи своей постараемся использовать правильную интонацию, которую мы только что с вами проговорили.

Выберите себе кукол из волшебной коробки. Что это за куклы? Чем они отличаются от обычных кукол?

Ответ детей. Перчаточные куклы отличаются от обычных кукол тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая надевается на руку.

(Дети надевают куклы, исполняют фрагмент сказки «Колобок» голосом выбранного персонажа)

V.  Рефлексия.

Педагог.С помощью чего оживляются персонажи сказки?

Ответ детей (руки и правильно выбранной интонации)

От чего же зависит выбор интонации каждого персонажа сказки.

Ответ детей – (от характера персонажа)

А сейчас, пришло время возвращать куклы в волшебную коробочку, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: "Чем вам понравилось или не понравилось занятие?" (дети друг за другом подходят к коробке, отвечают и возвращают куклу)

VI. Подведение итогов.

Педагог – Вам интересно было на занятии? Занятие мы начали с хорошим настроением. Какое настроение у нас с вами в конце занятия? (Дети показывают смайлики с изображением мимики лица) Спасибо, молодцы,!

Ребята, как вы думаете, какая самая лучшая награда для артиста?

Дети - Аплодисменты зрителей.

Педагог.- Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Подготовила руководитель кружка

Иванова Людмила Михайловна,

2019 – 2020 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РНС"Репка". Сценарий для кукольного спектакля.

Русская народная сказка "Репка" на новый лад!!!...

Сценарий кукольного спектакля " Маленькая Клякса"

В спектакле используются  перчаточные  куклы.Действующие лица:Фея-ведущаяКлякса- кукла с тремя  платьями- желтым, синим, разноцветнымФилинБелкаЗаяцМедведьсиний Жук...

Сценарий кукольного спектакля "Репка".

Сказка «Репка»Сказочник:  — Посидите тихо, детки, да послушайте про репку.  Сказка, может, и мала, но про важные дела. Начинается как надо: жили-были дед да баба, внучка, Жучка, Мурка ...

Постановка кукольного спектакля в ГПД.

Создание кукольных спектаклей по мотивам любимых русских народных сказок "Репка" и "Колобок".Цели:1.Создание кукольного театра 2. Развитие творческих способностей детей...

Кукольный спектакль" Безумный светофор"

Много лет веду кружок " Кукольный театр". За это время создала вместе с ребятами много спектаклей, способствующих формированию здорового образа жизни учащихся.Одним из таких сценариев хочу поделиться ...

Кукольный спектакль "Теремок"

Развитие артистических способностей, воспитание активной жизненной позиции, сплочение детского коллектива...