Способы тренировки памяти про помощи метода эйдетики
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Данный материал помогает развивать память, мышление, внимание учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_metody_zapominaniya_slov.docx | 327.09 КБ |
uprazhneniya.docx | 161.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы и методы запоминания слов
1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Багаж – носильщик на вокзале говорит: “Ага, тяжелый багаж!”
Базар – бабы на базаре
Береза – белая береза
Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”
Герой – Гена – герой ( или у героя герб на щите)
Деревня – дед в деревне
Железо – железо режу еле-еле
Запад – на западе солнце падает
Инженер – Женя – инженер
Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап
Комната – комната у Наты
Лопата – лопата лопнула
Магазин – магазин под названием “Ага”; маг в магазине продает маги-маги
Мебель – мебель белая
Пассажир – Пассажир дал пас Саше; пассажир берет билет в кассе
Паук – у паука папа
Пенал – пенал моют пеной
Ребята – ребята решают ребус
Сапоги – Саша в сапогах
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня
Тарелка – тарелка-это тара
Улица – на улице встречаю знакомые лица
Чувство – уважай чужие чувства
2. В слове спряталось другое слово.
Богатство – бог дал богатство
Валенки – валенки у Ленки
Сверкает – в новом платье сверкает Верка
Вдруг – друг-друга
Гореть – горе гореть!
Горизонт – гори, зонт! /нарисуй этот фантастический сюжет/
Лисица – братец Лис
Облако – на облаке лак
Пловец – пловец плывет в плове
Ракета – в ракете рак
Соловей - соловей поет соло
Трамвай - трамвай съело чудовище – ам!
Ужин – ужи на ужин?
3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/ Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
4. Состав слова.
Воскресенье – приставка вос-
Автобус, автомобиль – корень авто-
Агроном – корень агро-
Понедельник – приставки по- и не-
Пятница – суффикс –иц-
Девочка – суффикс –очк-
Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-
5. Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.
Аптека – там продает лекарства Айболит, а в “Оптике” – очки, похожие на букву о
Погода – погоду наблюдают по годам
Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!
Библиотека – библия
Сегодня – сего дня (при Петре I)
Урожай – земля рожает урожай
6. Нахождение проверочного слова.
Берег – брег /у Пушкина/
Лисица – лис
Ботинки – боты
Воскресенье – воскрес
Впереди – перед, передний
Пшеница – пшёнка
7. Подкрепление слов, которые трудно проверить.
Суть – подкрепить словами подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.
Например, в просторечии встречаются слова котит, котишься вместо катит, катишься. Подкрепляем его словом-подсказкой Катя. Мини-сказка: Катя катит мяч, шар. Еще пример, в просторечии встречаются слова коч-коч вместо кач-кач. Мини-сказка: качаться – это качка, а не кочка!
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики предлагаю решить эту проблему раз и навсегда!
Шел – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек. Можно даже объявить конкурс на лучший рисунок-ассоциограмму. Я так и сделала. У детей было множество идей. Они превращали букву ё в пешехода, и она ходила сама, оставляя круглые следы. Идей было очень много, и все они были разные.
8. Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.
9. Как звучат слова в других языках.
10.Составление ребусов.
Восемь – во7
Заяц - Яц (за буквой я буква ц)
(отгадка: волк)
(Катя и Коля аккуратные)
(в субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости)
Предварительный просмотр:
1.Зрительная прорисовка образа
С помощью этого способа хорошо запоминаются цифры, буквы. Представляем их в образе других предметов, которые ребёнку напоминают какие-либо предметы.
2. Мысленная прорисовка образа
Поможет запомнить длинное стихотворение. Необходимо погрузить в его атмосферу, представить написанное.
3. Способы запоминания точной информации
- ассоциативная цепочка
Этот способ запоминая слов, основан на цепочке образов, которые всплывают один из другого.
Радостная девочка с сумкой идёт в лес собирать фрукты с дерева, которые видела по телевизору летом, когда был дождь, сидя на стуле.
- акровербальная техника
В основе технике лежит преобразования информации в необычные стихотворения. Такая техника поможет запомнить иностранный язык.
Игры, которые помогут тренировать образное мышление и память:
Подойдут разнообразные игры на установления ассоциаций (цветовых, тактильных, вкусовых, обонятельных, предметных, графических, а также связанных с геометрическими фигурами). Главный вопрос ребёнку в играх "О чём ты подумал?"
Например игра "Цветовые ассоциации", взрослый показывает карточку с изображением пятна любого цвета. Ребёнок должен выбрать картинку с предметом, который у него ассоциируется с этим цветом. Аналогично проходит игры "На что похожи геометрические фигуры", "На что похож этот звук"(вместо исходных карточек используем аудиозаписи), "Тактильные ассоциации" (с использованием тактильных карточек), "Что за предмет?"(называем признаки предмета) и т.д.
"Волшебные мешочки"
Аналог всеми знакомой игры на тактильное восприятие предмета.
В несколько мешочков кладём различные предметы, издающие звуки (камешки, монетки, бумага, полиэтиленовый пакет и т.д.). "Помогите" мешочку издать звук, спросите ребёнка, о чем он подумал.
Сочиняем сказку
Ребёнку даём несколько карточек с изображением предметов в определённой последовательности, и предлагаем ему сочинить сказку, рассказ, а возможно и даже стихотворение.
"Что пропало?"
Выкладываем карточки с изображением различных предметов (количество зависит от возраста и индивидуальных способностей ребёнка), даём время на запоминание. Просим отвернуться, убираем одну или две, затем ребёнок должен вспомнить чего не хватает.
"На что похож"
Даём ребёнку любой предмет и просим назвать как можно больше его признаков (форма, цвет, размер, материал, недостатков и т.д.).
"Запомни движение"
Предложите малышу выучить с Вами танцевальные движения. Используйте для их запоминания ассоциации.
"Повтори за мной"
Из конструктора (мозаики или просто нарисовать) делаем какую либо фигуру (узор). Выдаём ребёнку набор таких же деталей, прячем и просим ребёнка изобразить такую же фигуру. Постепенно усложняйте её.
Друдлы
это визуальные загадки, помогают развить ассоциативное мышление.
Эйдетика выдающаяся методика для развития памяти, внимания и мышления. Подходит не только для детей, но и для взрослых.
Хорошая память залог - качественного обучения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Методы и приемы развития памяти ребенка....
классный час «Тренировка памяти».
В данной разработке можно найти полезный материал для укрепления памяти....
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома
Доступные и интересные упражнения для развития памяти ребёнка...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ»
Задания для проверки особенностей памяти....
Методическая разработка занятия "Эйдотехнический способ тренировки памяти (работа со словарными словами)"
Цель занятия: развитие познавательных УУД обучающихся начальной школы; использование зрительных и звуковых ассоциаций при запоминании написания словарных слов...
Метод эйдетики (эйдотаблицы)
Этот метод заключается в последовательном увязывании элементов списка в единый сюжет (рассказ, фильм)....
Метод.доклад «Виды памяти, их особенности. Способы развития памяти»
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные характеристики памяти. Функции памяти. качества памяти. Виды памяти. Правила и способы разви...