Способы тренировки памяти про помощи метода эйдетики
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Данный материал помогает развивать память, мышление, внимание учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_i_metody_zapominaniya_slov.docx327.09 КБ
Файл uprazhneniya.docx161.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                             Приемы и методы запоминания слов

1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

Багаж – носильщик на вокзале говорит: “Ага, тяжелый багаж!”

Базар – бабы на базаре

Береза – белая береза

Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”

Герой – Гена – герой ( или у героя герб на щите)

Деревня – дед в деревне

Железо – железо режу еле-еле

Запад – на западе солнце падает

Инженер – Женя – инженер

Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап

Комната – комната у Наты

Лопата – лопата лопнула

Магазин – магазин под названием “Ага”; маг в магазине продает маги-маги

Мебель – мебель белая

Пассажир – Пассажир дал пас Саше; пассажир берет билет в кассе

Паук – у паука папа

Пенал – пенал моют пеной

Ребята – ребята решают ребус

Сапоги – Саша в сапогах

Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня

Тарелка – тарелка-это тара

Улица – на улице встречаю знакомые лица

Чувство – уважай чужие чувства

2. В слове спряталось другое слово.

Богатство – бог дал богатство

Валенки – валенки у Ленки

Сверкает – в новом платье сверкает Верка

Вдруг – друг-друга

Гореть – горе гореть!

Горизонт – гори, зонт! /нарисуй этот фантастический сюжет/

Лисица – братец Лис

Облако – на облаке лак

Пловец – пловец плывет в плове

Ракета – в ракете рак

Соловей - соловей поет соло

Трамвай - трамвай съело чудовище – ам!

Ужин – ужи на ужин?

3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/ Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

Смотри <Рисунок1>

4. Состав слова.

Воскресенье – приставка вос-

Автобус, автомобиль – корень авто-

Агроном – корень агро-

Понедельник – приставки по- и не-

Пятница – суффикс –иц-

Девочка – суффикс –очк-

Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-

5. Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.

Аптека – там продает лекарства Айболит, а в “Оптике” – очки, похожие на букву о

Погода – погоду наблюдают по годам

Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!

Библиотека – библия

Сегодня – сего дня (при Петре I)

Урожай – земля рожает урожай

6. Нахождение проверочного слова.

Берег – брег /у Пушкина/

Лисица – лис

Ботинки – боты

Воскресенье – воскрес

Впереди – перед, передний

Пшеница – пшёнка

7. Подкрепление слов, которые трудно проверить.

Суть – подкрепить словами подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.

Например, в просторечии встречаются слова котит, котишься вместо катит, катишься. Подкрепляем его словом-подсказкой Катя. Мини-сказка: Катя катит мяч, шар. Еще пример, в просторечии встречаются слова коч-коч вместо кач-кач. Мини-сказка: качаться – это качка, а не кочка!

Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики предлагаю решить эту проблему раз и навсегда!

Шел – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек. Можно даже объявить конкурс на лучший рисунок-ассоциограмму. Я так и сделала. У детей было множество идей. Они превращали букву ё в пешехода, и она ходила сама, оставляя круглые следы. Идей было очень много, и все они были разные.

8. Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.

https://urok.1sept.ru/articles/419210/img2.gif

9. Как звучат слова в других языках.

https://urok.1sept.ru/articles/419210/img3.gif

10.Составление ребусов.

Восемь – во7

Заяц - Яц (за буквой я буква ц)

https://urok.1sept.ru/articles/419210/img4.gif (отгадка: волк)

https://urok.1sept.ru/articles/419210/img5.gif (Катя и Коля аккуратные)

https://urok.1sept.ru/articles/419210/img6.gif (в субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости)



Предварительный просмотр:

1.Зрительная прорисовка образа

С помощью этого способа хорошо запоминаются цифры, буквы. Представляем их в образе других предметов, которые ребёнку напоминают какие-либо предметы.

Метод эйдетики или как научиться быстро запоминать.

2. Мысленная прорисовка образа

Поможет запомнить длинное стихотворение. Необходимо погрузить в его атмосферу, представить написанное.

3. Способы запоминания точной информации

  • ассоциативная цепочка

Этот способ запоминая слов, основан на цепочке образов, которые всплывают один из другого.

Радостная девочка с сумкой идёт в лес собирать фрукты с дерева, которые видела по телевизору летом, когда был дождь, сидя на стуле.

Радостная девочка с сумкой идёт в лес собирать фрукты с дерева, которые видела по телевизору летом, когда был дождь, сидя на стуле.

- акровербальная техника

В основе технике лежит преобразования информации в необычные стихотворения. Такая техника поможет запомнить иностранный язык.

Игры, которые помогут тренировать образное мышление и память:

Подойдут разнообразные игры на установления ассоциаций (цветовых, тактильных, вкусовых, обонятельных, предметных, графических, а также связанных с геометрическими фигурами). Главный вопрос ребёнку в играх "О чём ты подумал?"

Например игра "Цветовые ассоциации", взрослый показывает карточку с изображением пятна любого цвета. Ребёнок должен выбрать картинку с предметом, который у него ассоциируется с этим цветом. Аналогично проходит игры "На что похожи геометрические фигуры", "На что похож этот звук"(вместо исходных карточек используем аудиозаписи), "Тактильные ассоциации" (с использованием тактильных карточек), "Что за предмет?"(называем признаки предмета) и т.д.

"Волшебные мешочки"

Аналог всеми знакомой игры на тактильное восприятие предмета.

В несколько мешочков кладём различные предметы, издающие звуки (камешки, монетки, бумага, полиэтиленовый пакет и т.д.). "Помогите" мешочку издать звук, спросите ребёнка, о чем он подумал.

Сочиняем сказку

Ребёнку даём несколько карточек с изображением предметов в определённой последовательности, и предлагаем ему сочинить сказку, рассказ, а возможно и даже стихотворение.

"Что пропало?"

Выкладываем карточки с изображением различных предметов (количество зависит от возраста и индивидуальных способностей ребёнка), даём время на запоминание. Просим отвернуться, убираем одну или две, затем ребёнок должен вспомнить чего не хватает.

"На что похож"

Даём ребёнку любой предмет и просим назвать как можно больше его признаков (форма, цвет, размер, материал, недостатков и т.д.).

"Запомни движение"

Предложите малышу выучить с Вами танцевальные движения. Используйте для их запоминания ассоциации.

"Повтори за мной"

Из конструктора (мозаики или просто нарисовать) делаем какую либо фигуру (узор). Выдаём ребёнку набор таких же деталей, прячем и просим ребёнка изобразить такую же фигуру. Постепенно усложняйте её.

Друдлы

это визуальные загадки, помогают развить ассоциативное мышление.

Метод эйдетики или как научиться быстро запоминать.

Эйдетика выдающаяся методика для развития памяти, внимания и мышления. Подходит не только для детей, но и для взрослых.

Хорошая память залог - качественного обучения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Методы и приемы развития памяти ребенка....

классный час «Тренировка памяти».

В данной разработке можно найти полезный материал для укрепления памяти....

Упражнения для тренировки памяти учащихся дома

Доступные и интересные упражнения для развития памяти ребёнка...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ»

Задания для проверки особенностей памяти....

Методическая разработка занятия "Эйдотехнический способ тренировки памяти (работа со словарными словами)"

Цель занятия: развитие познавательных УУД обучающихся начальной школы; использование зрительных и звуковых ассоциаций при запоминании написания словарных слов...

Метод эйдетики (эйдотаблицы)

Этот метод заключается в последовательном увязывании элементов списка в единый сюжет (рассказ, фильм)....

Метод.доклад «Виды памяти, их особенности. Способы развития памяти»

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные характеристики памяти. Функции  памяти. качества памяти. Виды памяти. Правила и способы разви...