«ШКОЛА БУДУЩЕГО» Конкурс эссе 2019
материал

Старкова Евгения Николаевна

Сочинение-эссе "Школа будущего"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сочинение-эссе28.17 КБ

Предварительный просмотр:

«ШКОЛА БУДУЩЕГО»

Старкова Евгения Николаевна

педагог-психолог МБОУ СОШ №1

ЗАТО город Радужный

evgeniya_agafono@mail.ru

«Речь идет не о том, чтобы предвидеть будущее,

а о том, чтобы творить его».

Дени де Ружмон[1]

Давным  давно….(так вроде начинаются самые интересные сказки). Жила-была девочка по имени…(хотя  не прилично давать главному герою своё имя и сразу раскрывать все карты.  По логике жанра должна сохраняться интрига….)  Значит так:

«Давным давно жила была девочка, девочка-подросток, и училась она в 7 классе… (ох, не правда ли, самый сложный возраст для ребёнка? Возраст неопределённости, непреодолимых страхов,  но невыносимой, не обоснованной наглости  и решительности… Жуткий возраст для родителей  и всех окружающих, переломный в жизни ребёнка и самый умопомрачительный в работе учителей).  Но вернёмся к сути нашего сказочного эссе…  В общем, была эта девочка обычным СОВРЕМЕННЫМ подростком,  мало кого слушала и много чего не хотела… Сказочная, в общем, героиня, как та Капризка из детской книжки «хочу не хочу-делаю, что хочу». Учиться скучно, трудиться – трудно, никто не понимает, и все обижают. Учителя не слушают, друзья не делают, а родители, ну что родители, вообще ничего в жизни не смыслят. И пошла эта сказочная девочка чудеса творить по свету. Там чудила и тут чудила. В школе с тройки  на двойку, с учителями споры, с учениками ссоры…дома так вообще война. Но однажды (по развитию сюжета так положено) появился…в  её жизни более  сказочный и волшебный персонаж  - педагог-психолог ППМС центра. Что это за зверь и с чем его едят, она, конечно же, не предполагала (это и понятно, в повседневной жизни обычно полицией да учителями пугают, а тут…).  Эффект был потрясающий. Ей богу, волшебница: глаз горит, улыбка вообще сверкает, а руки тёплые, слова добрые и всё про заботу, дружбу, любовь…. Вроде бы простые понятия, да и на слуху изо дня в день, но вот что они по-настоящему означают?

Как в настоящей сказке, они  и оказались простыми ключиками ко всем замочкам неприступного замка, охраняемого зловещим драконом, чьё пламя полыхало сквернословием, пакостями и неуважением ко всему такому ненавистному:  школа, учёба, уроки, одноклассники, учителя...

Нет, конечно же, сразу прекрасной принцессой наша героиня не стала, но это было ещё только началом в её превращении.

Время пролетело быстро, и вот уже заключительное занятие с прекрасным сказочным психологом (как всем известно,  у всего хорошего есть такое неприятное свойство – «по-маленьку»). Но и волшебница не была бы столь чудесной, если бы не совершила маленькое, но прекрасное магическое путешествие. Она отправила всех своих подопечных в БУДУЩЕЕ. Да, да в самое «настоящее»  будущее. Конечно же, это не было путешествие на машине времени или через временной портал, но всё же… Это волшебное таинство представляло собой банальное  «Письмо в будущее» или «Я через  …надцать лет».  Вот тут фантазия могла разгуляться в полной мере: машины, квартиры, острова, куча нескончаемых денег, что ещё там обычно представляют «зелёные»  и наивные подростки? Короче желай, что душе угодно - это же БУДУЩЕЕ, от слова будет:  всё, всё будет - я же такой классный и крутой.

И вот через много-много лет… «ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ»  стало вполне реальным,  НАСТОЯЩИМ. Не правда ли,  наше представление о том, что будет,  всегда намного прекраснее, чем о том, что уже есть? И сказка, как это не печально,  закончилась…

Здравствуй, Будущее! Я – педагог-психолог Старкова Евгения Николаевна. Я – специалист социально-психологической службы своей родной и любимой, «умной, доброй, порою нервной» МБОУ СОШ №1. Работаю ли я в школе будущего? Несомненно! Ох, уж эти информационные технологии, которые пугали меня еще тогда, в моей СОВРЕМЕННОЙ школе,  когда интерактивная доска была  только в классе математики,  и мы ещё пугливо выбирали писать мелом или маркером… Телефон с полифонией казался сверхестественным. А самые привилегированные ребята класса имели компьютер дома, но, увы, не все. И для большинства ребят в классе урок информатики ограничивался рисованием в пайнте или набором текста в ворде.  

А сейчас…компьютеры, интерактивные доски в каждом классе, планшеты, телефоны у каждого в руке … Социальные сети (вайбер, одноклассники, инстаграм).  Ты ещё подумать не успеваешь, а вокруг уже всё и вся обсуждается. Кружится, вертится.  Мы можем всё скачать, и всё найти, можем обучаться онлайн, а можем сами создавать свои образовательные программы (в некоторых случаях даже обязаны), снимать видео ролики, монтировать фильмы… Это здорово? Да, несомненный плюс в этом есть…Я многое могу сделать ярче, быстрее, интереснее.. Но (всегда есть какое-нибудь маленькое или большое «но») это ли школа будущего? Наберите запрос в интернете «ШКОЛА БУДУЩЕГО», и что мы увидим?  Красивые здания, инфраструктура, компьютерные технологии, прекрасные статьи и инициативы: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития»[2]. Но опережаем ли мы это развитие? И успеваем ли мы вообще? Хотя за кем мы бежим… и что там дают? Куда стремимся и за что боремся? Не теряем ли что- то важное в процессе этого забега,  как  в песне «все бегут, бегут, бегут ..»?  Не забываем ли мы о ком-то , кто даже не участвует в забеге. Ради кого ШКОЛА существует.  Нет - ни чего (!), а кого, так как процесс передачи знаний умений и навыков - это именно одушевленный процесс, образование не может существовать отдельно от детей и взрослых.  Школа - это не красивое здание (как музей), не удобная доступная инфраструктура (как магазины, новейшие супермаркеты), школа – это мы, взрослые и дети. Школа – это город в городе, страна в стране, это целый мир, живущий по своим законам и правилам. Это не средневековая крепость, которую  вынуждены штурмовать родители и всевозможные проверяющие. Возможно, наивно и малодушно так рассуждать.. Но я, вспоминая ту сказку про девочку-подростка, я помню то, что нужно было мне от школы (от системы образования и воспитания в целом). Во все времена, изучая  все цели и задачи, будь это советская или современная школа, главное - это ребенок! А какой ребёнок?  Это лишь нам известно: наглый, вредный, ленивый или напротив покладистый, дисциплинированный, информатизированый, знающий свои права и обязанности. Вот в чём главный вопрос! Мы ежедневно формируем его своим примером  в процессе  образования: на уроках, на переменах, на собраниях и классных часах… Проходя по улице и приглашая к себе в гости… Виктор Гюго говорил: «…будущее — в руках школьного учителя». А ведь, на самом деле, так оно и есть в руках, в глазах, в словах…. Ох, бедный учитель, скажите вы, что ему только не выпало на бедную долю… Современный учитель, буквально заваленный кучей документации, имеющий над собой невидимую палку (в лице бесконечных проверок, мониторингов), совершающий ежедневный подвиг противостояния с  бесконечными детскими гаджетами с увлекательными играми: стрелялками, бродилками, ходилками,  выслушивающий  жалобы со стороны  родителей с нескончаемыми правами и нередко забывающими про свои обязанности…  должен ещё чему-то обучить детей, привить им любовь и интерес к своему предмету. Всё это кажется непреодолимым и безнадёжным…

Я молодой педагог и бесценного опыта у меня, конечно, совсем немного, но понимание того, ради  чего и ради кого я работаю  - есть…. В своём письме в будущее я отчётливо представляла себя ПЕДАГОГОМ. Человеком, отдающим все свои силы и энергию своей работе, помогающим развивать личность каждого ребёнка и взрослого.  И это желание (увы или ах) независимо от времени, в котором я буду трудиться. Будучи подростком, я не представляла, до чего дойдет  прогресс общества, что появятся ФГОСы, понятия ОВЗ, АООП, электронные дневники и журналы, а «запрос государства на образованных людей исчезнет»(?)…  Я  просто хотела дарить тепло, любовь и заботу тем, кто больше всего в этом нуждается. Ведь эти понятия не имеют временных рамок, они на протяжении существования всего человечества всегда были, есть и будут. Ни прошлое, ни будущее над ними не властно, только в настоящем мы можем отдавать и получать в ответ всё, что нужно человеку, хоть маленькому (и вредному), хоть большому (и не менее вредному). Обратившись к сказке, мы можем увидеть, что те проблемы, которые были в прошлом, сопровождают нас всегда, из года в год, из десятилетия в десятилетие и поэтому не стоит озираться на прошлое «какими были и какими стали дети», всё меняется и меняемся мы. Образование будущего для меня тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. А чьей личности – это уже совсем другая сказка.….


[1] Швейцарский писатель, философ и общественный деятель.

[2] Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный этап Всероссийского конкурса. Эссе "Я -учитель"

«Чтобы научить другого, требуется большего ума, чем чтобы научиться самому»Мишель Монтень....

Положение о проведении школьного конкурса эссе «Мой помощник – интернет»

Школьный  конкурс эссе«Мой помощник – интернет»Конкурс проводится в рамках месячника «Безопсный интернет»....

Собрание родителей будущих первоклассников (апрель 2019 года)

В презентации рассказывается о психологических моментах в жизни будущих первоклассников и рассказывается о режиме работы школы....

Собрание родителей будущих первоклассников (апрель 2019 года)

В презентации рассказывается о психологических моментах в жизни будущих первоклассников и рассказывается о режиме работы школы....

Проект на конкурс Потенциал-2019 "Борьба с мусором или чистота начитается с меня!"

Проект о раздельном сборе мусора. Моделирование и конструирование корзин для раздельного сбора мусора в классе....

Результаты конкурса ""ЧИП-2019"

Результаты  конкурса ""ЧИП-2019"...

Эссе "Школа будущего"

В данной статье описаны мои рассуждения о школе настоящего и будущего....