Как король учил своё войско воевать.
план-конспект занятия (1 класс)

Конспект занятия по шахматам. В котором рассказывается о трех правилах дебюта, начального этапа шахматной партии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_korol_uchil_svoyo_voysko_voevat_2.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского  творчества им.ЗотоваВ.А.»

Конспект открытого занятия на тему:

«Как король учил своё войско воевать».

                                                      Объединение «Шахматы»

                                                      Педагог дополнительного

                                                      образования  Бихине М.Г.

Осинниковский городской  округ 2020

 «Как король учил своё войско воевать».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, дать понятие дебюта и научить его разыгрывать.

Задачи: 1.Воспитание умения работать в коллективе.

               2.Развитие навыков ориентации на шахматной доске.

               3. Обучение шахматным терминам: «дебют», «центр»,    

                  «рокировка».

Оборудование: Настенная шахматная доска, магнитные шахматные  

                            фигуры, магниты, шахматные доски, слайды.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Урок шахмат мы начинаем

Еще одну тайну сегодня узнаем

Не отвлекайся, внимателен будь,

За новыми знаниями отправимся в путь.

2. Основная часть

Далеко, далеко отсюда в одном сказочном королевстве произошла одна удивительная история.

- Как вы думаете, как называлось это сказочное королевство?

- Правильно ребята, это королевство называлось шахматное.

И всё в этом королевстве было необычное,  всё было шахматное. И улицы были необычные:  это были горизонтали, вертикали и диагонали.

- Дети выложите магнитами: горизонталь, вертикаль и диагональ.

- И дома были необычные, это были шахматные поля.

- Так сколько таких домиков на шахматной доске?

- Правильно 64.

- А сказочные жители: это были шахматные фигуры. Мы со всеми уже познакомились.

По краям стояли ладьи-башни, они были сторожевыми защитниками своих войск. Ребята расскажите об особенностях ладьи?

Рядом с ними, готовые пойти в атаку по первому зову стояли кони. Чем необычны кони?

За конями располагались могучие слоны, которые защищали диагонали своего цвета. Какие бывают слоны?

Самая сильная в шахматном войске была королева, теперь её называют ферзь, она обладала силой целых двух фигур: каких ребята?

- Правильно ладьи и слона.

А самыми главными были короли. Какие особенности есть у короля?

- Один был белый, как снег, а другой чёрный, как ночь.

- Пешки войны защищали свои фигуры. В чём необычность пешек?

- Ребята расставьте фигуры в начальную позицию.

Ну вот все сказочные жители на своих местах.

  В шахматном королевстве царили мир и спокойствие. Чёрные и белые жители дружили: ходили друг к другу в гости, гуляли вместе, пили чай, всё было очень хорошо, пока короли не начали завидовать друг другу: у кого трон богаче, у кого корона красивее.

  Вот так они завидовали, завидовали, пока дело не дошло до войны.  И в голове у обоих королей стал созревать план, как же победить своего соперника и одержать победу в этой нелёгкой борьбе.

  Сначала у них ничего не получалось, между их фигурами не было согласия и все их действия были хаотичные и необдуманные: фигуры делали ход и шли обратно, так они теряли и время и силы и темпы развития.

  Пока белый король не подумал и не решил, что нужен какой то чёткий план, чёткая стратегия действий, где каждый воин должен знать, что он будет делать у каждого должна быть своя строго отведённая роль.

  Королю стало понятно, что всё сражение делится на этапы: начало, середина и конец. И от начала  сражение, будет зависеть её конец.

Дали название, начальному этапу шахматной игры: Дебют.

В дебюте есть свои основные законы:

Два войска шахматных фигур.

Застыли в напряжении.

Сейчас начнётся новый тур,

И всё придёт в движение.

Готов тут каждый воевать

Упорно и отважно.

Но как сражение начать –

Узнать нам очень важно!

Чтоб не пришла к тебе беда

На первых же минутах,

Запомни раз и навсегда

Три правила дебюта!

Первое правило дебюта:

В дебюте с первых же ходов

За центр сражаться будь готов!

Твои фигуры пешки пусть

Такой себе находят путь,

Себе такую ставят цель,

Чтоб захватить усилить центр!

Итак, шахматная партия должна начинаться борьбой за центр. Вспомним, что такое центр на шахматной доски  ( дети поставьте магниты в центр шахматной доски).

Центр.

Клетки шахматной страны

Меж собою все равны.

Но четыре клетки всё же

Вам должны быть всех дороже.

Все стремятся в этом мире

Их в свои владенья взять;

d4, e4  и ещё d5, e5.

И недаром в целом свете.

Шахматисты - игроки

Называют эти клетки

Центром шахматной доски!

С них, как будто с высоты,

Доску лучше видишь ты!

Пешкой или же фигурой

Центр быстрее захвати,

Будет твой «противник» хмурым:

Под контролем все пути!

Быстрее всего центр можно захватить, ходами пешек е2-е4 или d2-d4. Чёрные тоже должны бороться за центр….. е7-е5 или d7-d5.

Чтоб центр не уступать на е4 есть е5.

- А теперь займите центр шахматной доски. ( на своих досках)

Второе правило дебюта.

Запомни правило второе:

Пусть кони скачут к центру боя!

А за конями и слоны

В борьбу за центр вступить должны!

Короче пусть вначале боя

Выходят «лёгкие» фигуры!

K g1 - f3, K b8 – c6

C f1 – c4, C f8 – c5

 На K f3есть K c6

Здесь коннице хвала и честь!

А слон пойдя на с4,

Сказал: « Нет поля лучше в мире!»

Ответ нетрудно отыскать:

Слон чёрный вышел на с 5!

Как можно быстрее вводи в бой  и развивай свои фигуры:

- развивай раньше лёгкие фигуры, позже тяжёлые фигуры;

- развивай коней направляя их к центру;

- не развивай ферзя в самом начале игры;

- не ходи несколько раз одной и той же фигурой, пока другие фигуры ещё не развиты;

- не разменивай свою развитую фигуру на чужую не развитую фигуру;

- не стремись к материальным приобретениям в ущерб развитию фигур

А сейчас на своих досках развейте лёгкие фигуры.

Третье правило дебюта.

А третье правило дебюта

Зовёт нас к осторожности:

Опасно в центре королю – то,

Пускай уходит он отсюда

При первой же возможности!

Он может это сделать ловко.

Отличным ходом – Рокировка.

- Ребята, а что же такое рокировка?

- Правильно. Рокировка – это одновременный ход короля и ладьи.

Раз в игре король не ловкий прибегает к рокировке.

Длинный делает прыжок в безопасный уголок.

Вот ладье он дал приказ:

«Подойди ко мне сейчас!»,

Совершил прыжок лихой и укрылся за ладьёй.

- Ребята, а сколько видов рокировки существует?

- Две:  длинная и короткая. Короткая на королевском фланге, а длинная на ферзевом фланге.

- Сколько рокировок за игру может сделать игрок?

- Одну, длинную или  короткую.

- Всегда ли можно сделать рокировку?

- Нет.

- А когда рокировка невозможна:

1. Когда король и ладья уже ходили;

2. Когда между королём и ладьёй стоят свои или чужие фигуры;

3.Когда король стоит под шахом;

4. Когда после рокировки король встаёт под шах;

5. Когда король при рокировке проходит битое поле.

Постараемся ещё при первой возможности:

-  сделать рокировку в короткую сторону;

- после рокировки не делать ходов пешками на два поля от короля;

- открывать «форточку» при рокировке;

- ставить ладьи на открытые линии.

Короче третье правило дебюта можно выразить одним словом – Рокируй.

Сделайте рокировку на своих досках.

  1. Заключительная часть.

  Ребята, чтобы хорошо научиться играть в шахматы, нужно запомнить  и применять в игре, три главных правила дебюта.  В шахматном сражении победит тот, кто правильно разыграет дебют.

А сейчас ребята мы с вами разыграем шахматную партию, где каждый выполнит три основные правила дебюта.

                                                  Литература:

1.Зенков Г.М. «Пласт» 1993 Первый шах/Издание осуществлено при содействии ВАО  «Кузбассимпекс» Частной фирмы «Лира» Федерации шахмат Кузбасса

2.Михайленко Г.К. М 69 Знакомьтесь шахматы! Учебное пособие/ Изд. 2-е, доп., перераб.- Тюмень: ЗАО «Издательство Агат», 2009, - 216с.

3.Быкова Е.П. Шахматы для малышей/Е. П. Быкова, Т.И. Локтева.- Изд. 2-е.- Ростов Н/Д: Феникс, 2008.- 120 с.

4. Пожарский В.А.Шахматы: начальная школа/В.А. Пожарский.- Изд. 2-е. - Ростов Н/Д: Феникс, 2010.- 315 с.

5.Пожарский В.А. Шахматный учебник/В.А. Пожарский.- Изд.8-е.- Ростов Н/Д: Феникс, 2008.- 413 с.

info@newgi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Учимся отстаивать своё мнение"

Тема рассматривается в 4 классе в разделе "Культура речи"...

Презентация к уроку по окружающему миру в 4-ом классе по теме "Как Русь воевала с войском Золотой Орды"

Данная презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок построен в форме диалога с учениками. Материал подобран так, чтобы дети самостоятельно подхо...

« 5 декабря- День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой»

1.День, когда для миллионной нашей страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, прошив...

Конспект занятия "Матование одинокого короля Ферзем и королем. Способ 1"

Чтобы научиться играть в шахматы мало выучить ходы фигур. Необходимо умение мыслить стратегически, ловко маневрировать на шахматной доске, преследуя лишь одну цель- постановка мата сопернику. В данном...

Конспект по внеурочной деятельности «Учусь называть своё затруднение», 2 класс

Конспект Внеурочной деятельностиНазвание курса: “Мир деятельности”Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальнаяКласс / возраст детей: 2 “А” / 8 летТема: «У...

Конспект по внеурочной деятельности «Учусь называть своё затруднение», 2 класс

Название курса: “Мир деятельности”Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальнаяКласс / возраст детей: 2 “А” / 8 летТема: «Учусь называть своё затруднение&r...

«День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады над немецко-фашистскими войсками»

    Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Что такое блокада? Из окруженного города нельзя выехать н...


 

Комментарии

Занятие предназначено для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов.