Эссе
материал
Эссе « Мои педагогические находки»
«Тӧреен тiлiм, ирке тiлiм,
Син чирiбiс осхас сiлiгзiӊ,
Чарых кÿн сузы осхас отiгзiӊ!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_troyakova_i.v_novoe.odt | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Троякова Инна Васильевна
учитель начальных классов,
хакасского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 22» гАбакана
Эссе « Мои педагогические находки»
«Тӧреен тiлiм, ирке тiлiм,
Син чирiбiс осхас сiлiгзiӊ,
Чарых кÿн сузы осхас отiгзiӊ!»
Поэт, написавший эти строки, истинный ценитель родного слова! Более того, он «влюблён» в свой родной хакасский язык. Ведь это очень правильно – любить, беречь, хранить язык своей матери, своего отца, всех родных ему людей, его народа. Действительно, трудно переоценить значение родного языка в жизни каждого человека.
Родной язык обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. Степень вовлечения человека в национальную культуру определяется степенью речевого развития, чувством родного языка. Эхом отдаются в моей души слова великого педагога К.Д. Ушинского: «Родной язык – величайший наставник». На сколько глубоко и мудро это изречение, в них кроется Истина.
Мой родной язык- хакасский язык, по данным ЮНЕСКО, относится к исчезающим языкам. Это боль моего народа и моя боль.
Мой путь педогога только начинается. Преоритетным направлением в моей деятельности является сохрание моего родного хакасского языка. Передо мной встаёт вопрос: «Как сформировать интерес к изучению своего языка в поликультурном обществе, желание его изучать?» На мой взгляд, самая эффективная мотивация, основа успешного обучения – это интерес. Значит, чтобы вызвать интерес, я должна «влюбить» детей в свой родной язык. Эта задача непростая, требующая немалых усилий со стороны педагога. В моём случае задача усложняется тем, что многие мои ученики не владеют родным хакасским языком. Более того удручает то, что не только ученики, но и их родители не знают хакасского языка. Изучение хакасского языка в данной ситуации, к сожалению, подобно изучению иностранного языка.
Как учить?! В связи с этим вопросом возникает необходимость в подборе такой методологической системы, в результате которой рождается и растёт интерес детей к предмету, при этом нужно учитывать их психологические особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения.
Поиск – это состояние, которое свойственно всем педагогам. Мы неустанно ищем эффективное – «Как лучше?», « Что лучше?», найдя, пробуем, анализируем, и снова ищем. Пребывая в «поиске», я убедилась в следующем:
1. Важен личный пример учителя, поэтому всегда и везде, где возможно, говорю на родном хакасском языке. В моей семье принято общаться на хакасском языке.
2. Важна языковая среда в семье, так как «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» (Роберт Бертон). Поэтому «провоцирую» родителей общаться на хакасском языке, насколько это возможно. Могу сказать, что есть небольшие достижения.
3. Важно построить урок хакасского языка так, чтобы было «интересно, понятно, легко и увлекающе».
Более подробно поделюсь находками раскрывающими третий пункт. Одна из моих методических находок - это игровые технологии. Как известно, игра – основной вид деятельности младшего школьника. Она служит своеобразным «общим языком» для детей и взрослых. К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает». Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая делает процесс не только увлекательным, но и создаёт условия для развития, самореализации, сотрудничеств, содружества, коммуникации.
Как же облечь урок в игровую форму? Здесь великое множество вариантов:
-ролевые игры на уроке (различные жизненные ситуации в которые попадают люди в повседневной жизни: в театре, в магазине, в больнице, в школе, в автобусе…)
- игровая организация всего урока (урок – конкурс, урок – театр, урок – путешествие, урок - аукцион, урок-поиск, урок – КВН)
- словесные игры на уроке (фонетические игры, лексические игры, грамматические игры, орфографические игры, творческие игры)
- использование игры на определённом этапе (актуализации знаний, усвоение нового материала, закрепление изученного)
Трудно переоценить значение игр при обучении младших школьников хакасскому языку. Обучающая возможность учебной игры оценена по достоинству большинством преподавателей. В игре школьники чувствуют себя свободнее, раскованней, работа на уроке превращается в интересное и увлекательное занятие. Языковой материал легче запоминается и усваивается, активизируются мыслительные способности ребёнка. Но следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Приведу примеры некоторых, используемых мной, словесных игр.
Фонетические игры
При обучении хакасскому языку на начальном этапе уделяется очень большое внимание правильному произношению звуков. Учебная цель игры состоит в том, чтобы дети произносили и узнавали требуемые звуки, не думая об этом специально, делая это автоматически. Поэтому на уроках целесообразно использовать следующие игры.
1)Учащиеся, к которым обращается водящий, должны быстро назвать слово, содержащее заданный звук (из хакасского алфавита). Игру можно варьировать, называя:
- животных, которые начинаются с заданного звука
- продукты, начинающихся с заданного звука, и т.д.
2)Участники игры становятся в круг. Один из игроков бросает мяч другому игроку и произносит звук, например [i]. Игрок, поймав мяч, должен назвать слово с этим звуком. Продолжая игру, он называет другой звук и перебрасывает мяч соседу.
Лексические игры
Лексические игры должны помогать детям в овладении лексикой. Данные игры преследуют следующие цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
После введения слов целесообразно провести следующую серию игр:
1) пассивное распознавание нового слова
По мере изучения слов ученики делают карточки с картинками. Учитель называет слова, а дети должны поднять ту карточку, на которой картинка соответствует данному слову и повторить слово.
2) активное распознавание слова
На магнитной доске прикреплено 5 или 6 картинок. Водящий загадывает одно из слов, изображенных на карточках. Участники игры задают вопрос, пытаясь отгадать задуманное слово.
Вариации лексических игр могут быть очень разнообразны.
3)Учитель раскладывает на столе игрушки (например, животных) и описывает одну из них, не называя ее. Угадавший ученик получает право загадать следующую игрушку.
4) Несколько учеников стоит лицом к классу, их руки заложены за спину. Учитель кладет в руки какой-либо предмет. Ученик должен догадаться, какой предмет у него в руках и назвать его. Н-р: «Пу чаймах» (Это блюдце).
5) Идея этой “карманной” игры-упражнения (то есть всегда находящейся у учителя при себе, не требующей особой подготовки) навеяна очень известным когда-то во дворах развлечением девочек с мячиком: “я знаю пять имен мальчиков…”, “я знаю пять цветов…”. Эту игру я использую для формирования элементарных лингвистических представлений детей на доступном языковом материале. Ученики по цепочке называют 5 слов по различным темам. Игра способствует развитию памяти, внимания, активности, быстроте реакции, ориентирует учащихся на целенаправленное использование информации.
Грамматические игры
Грамматические игры преследуют следующие цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую, творческую активность учащихся.
Большинство игр основано на соревновании, которое проводится между учащимися по принципу индивидуального или командного первенства.
С первых уроков в первом классе детей учат выполнять разные команды, делая зарядку. Дается команда, и дети ее выполняют, показывая, проговаривая, что они делают. В первом классе, после того, как учащиеся выучили первые речевые образцы « Пу кем (ниме)? Ол ниме итче?», можно проводить следующую игру.
Группа делится на две команды: «ученики» и «учителя». У каждой команды набор картинок, хакасские названия которых знакомы ученикам. Команда «учителей» задает вопросы, команда «учеников» отвечает. Когда все «учителя» зададут вопросы, команды меняются ролями.
Орфографические игры
Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Основная цель этих игр - освоение правописания хакасских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие - на воспроизведение орфографического образа слова. Как правило, в этот вид упражнений входят орфографические закладки, составление слов из одного слова, из данных букв и другие.
1) На столе в беспорядке лежат карточки с буквами хакасского алфавита. Группа делится на две команды. Каждой команде учитель называет по слову. Например: «халас» (хлеб). Игроки команд берут карточки с буквами, и все выстраиваются по порядку их следования в данном слове. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок соберет данное учителем слово.
2) Учитель пишет на доске слово из четырех букв. Ученики в парах должны написать по три слова на каждую букву за определенное им время.
3) На доске в два столбика написаны слова с пропущенными буквами. Ученики (по одному из каждой команды) по очереди выходят к доске и вписывают пропущенные буквы, передавая кусок мела как эстафету товарищу по команде. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание
Ролевые игры.
Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения - самый важный компонент деятельности учителя при организации ролевых игр. В основе ролевой игры лежит обращение к ученику с просьбой представить себя или кого другого в конкретной ситуации, затем игрокам предлагают вести в соответствии с тем, что бы они ожидали от этого человека. В итоге каждый игрок выступает как часть социального окружения других и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут попытаться свое собственное поведение. Само название "ролевые игры" свидетельствует о том, что в ней учащиеся получают определенную роль, которую они должны сыграть. Конечная цель ролевой игры - приобретение новых знаний и их отработка до уровня навыков, процесс познания признается первостепенным.
Таким образом, тщательно продуманная и хорошо проведенная игра облегчает введение и закрепление языкового материала (фонетики, лексики, грамматики) и способствует формированию соответствующих умений и навыков. Игра приучает учащихся к тем психическим усилиям, которые необходимы им для овладения хакасским языком, а кроме того, учащиеся испытывают радость, удовольствие, как в процессе игры, так и при достижении результатов.
Мои ученики любят уроки хакасского языка, ведь там их ждут новые «полезные» интересные игры. «Хоть я и пока не знаю хакасского языка, учиться совсем не трудно»- говорят мои ученики.
И моё сердце наполняется радостью и гордостью когда мои ученики, заходя в класс, говорят: «Чалахай куннен, сiрернi, Инна Васильевна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе
Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...
Мое педагогическое эссе.
Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....
Эссе
Моё педагогическое кредо...
Эссе «Новые информационные технологии в обучении»
Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....
Эссе "Счастливый дар-учить детей"
Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...