Кружок "Мастерок"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»
___________________________________________________________
413752,Саратовская область, Перелюбский район, с. Смородинка, ул.Центральная,1
ОГРН 1026401861166 ИНН 6424009953 Тел.:35-6-19
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор МБО «ООШ с.Смородинка» __________/Силиванова М.И./ ___________/Шакалей Е.Н. «_____» ______ 2020 г. Приказ № ____от «____» ____ 2020 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
обучающихся по художественно-эстетическому направлению
«Мастерок»
(для обучающихся 1-4 классов, 6-10 лет)
на 2020-2021 учебный год
Срок реализации программы:1 год
Составитель программы:
Зеленская Н.В.
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ с. Смородинка»
Пояснительная записка
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей учащихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Мастерок» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 33 часа в год.
Возраст обучающихся: от 6 до 10 лет.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Методы обучения. Выбор форм и методов обучения зависит от степени сложности изучаемого материала, уровня подготовки воспитанников, эмоционального настроя группы и желания учащихся работать.
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация.
Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.
Диалогический метод: диалог между воспитанником и педагогом, который обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при разработке творческих проектов.
Эвристический метод: воспитанники самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений разрабатывают и изготавливают новые модели, изделия, творческие работы, проводят поиск новых решений.
Проблемно-исследовательские методы: воспитанники совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые технологии.
Игровые методы: занятие-путешествие, игра, соревнование.
Методы, стимулирующие активность детей (игра, дискуссия, создание эмоционально-окрашенных ситуаций, поощрение и похвала, поддержка, проблемно-поисковые ситуации.
Стимулы: отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным призом.
Работы могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях.
Итоги реализации программы могут быть представлены: через презентации проектов; через выставки детских работ; через оформление зала для праздников; через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы в творческом объединении являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, подрамник;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
Содержание программы
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку самоизготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с природным материалом
Материал: гербарий листьев, цветов, семена растений, ракушки, камни, гуашь, клей.
Рассказ о флористике. Природа края.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Составление композиции ( розы из кленовых листьев, коллективная работа).
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев цветка ириса ).
Работа с бумагой
Материал: салфетки, гофрированная бумага, клей, ножницы.
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Экскурс по Японии.
Аппликации из ладошек. Животный мир.
Новогодняя тема из ладошек. Ёлки к Новому году. Снеговик.
Цветик - семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Мир Смешариков.
Панно «Осенний пейзаж». Картина «Мы за спорт!» «Зимняя сказка».
«Зверьё моё!» (котёнок, дельфин)
Коллективная работа « Весне навстречу!»
Работа с пластилином
Материал: пластилин, крышки от пластиковой посуды, картон.
Радужные бабочки.
Серия картин из пластилина: «Лесная школа», «Пластилиновая осень», «Космос», «Лето в разгаре».
Зимний лес. Коллективная работа.
Сказочные домики для гномиков.
Работа с тканью. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Материал: белая ткань, акварель, гуашь, нитки, иголка, подрамник.
Первые шаги к батику. Подготовительный период.
Энергия цвета. Цветы, дающие энергию.
Космические путешествия. Групповой полёт.
Ладошки на ткани.
Волшебный батик (техника – соль, гуашь)
Узелковый батик (изображение клумбы с цветами).
Подведение итогов
Выставка работ учащихся.
Подведение итогов работы, обзор курса.
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - |
2 | Работа с природным материалом. | 10 | 10 | |
3. | Работа с бумагой. | 8 | 8 | |
4 | Работа с пластилином. | 8 | 8 | |
5 | Работа с тканью. | 5 | 5 | |
6 | Подведение итогов | 1 | 1 | - |
| Итого | 33 | 2 | 31 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Форма проведения | Дата | |
План. | Факт. | ||||
Вводное занятие. | 1 | дистан | 05.09 | ||
Работа с природным материалом. Рассказ о флористике. Природа края. | 1 | дистан | 12.09 | ||
Изготовление композиций из засушенных листьев. | 1 | дистан | 19.09 | ||
Составление композиции (розы из кленовых листьев). | 1 | дистан | 26.09 | ||
Мозаика (с использованием семян) | 1 | дистан | 03.10 | ||
Мозаика (с использованием камешек, листьев). | 1 | дистан | 10.10 | ||
Панно «Чудеса из леса». | 1 | дистан | 17.10 | ||
Композиция «Осенний букет» | 1 | дистан | 24.10 | ||
Поделка «Сова» | 1 | дистан | 30.10 | ||
Композиция «Дружная семейка на прогулке" | 1 | дистан | 07.11 | ||
Панно «Листопад». | 1 | дистан | 14.11 | ||
Работа с бумагой. Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». | 1 | дистан | 21.11 | ||
Аппликации из ладошек. Животный мир. | 1 | дистан | 28.11 | ||
Новогодняя тема из ладошек. Ёлки к Новому году. | 1 | дистан | 05.12 | ||
Поделка Снеговик. | 1 | дистан | 12.12 | ||
Цветик - семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по образцу). | 1 | дистан | 19.12 | ||
Новогодние украшения. | 1 | дистан | 26.12 | ||
Панно «Зимний пейзаж». | 1 | дистан | 09.01 | ||
Картина «Зимняя сказка». | 1 | дистан | 16.01 | ||
Работа с пластилином. Композиция «Радужные бабочки» | 1 | дистан | 23.01 | ||
Серия картин из пластилина: «Космос», «Зимний лес» | 1 | дистан | 30.01 | ||
Сказочные домики для гномиков. | 1 | дистан | 06.02 | ||
Лепка героев русских сказок («Царевна-лягушка») | 1 | дистан | 13.02 | ||
Украшение интерьера (ваза, оклеенная пластилином) | 1 | дистан | 27.02 | ||
Лепка столовых приборов (посуда) | 1 | дистан | 06.03 | ||
«Зверьё моё!» (котёнок, дельфин) | 1 | дистан | 13.03 | ||
27. | Мир сказки глазами детей. Пластилиновая картина. | 2 | дистан | 20.03 | |
28-29. | Работа с тканью. Первые шаги к батику. Энергия цвета. Цветы, дающие энергию. Ладошки на ткани. | 2 | дистан | 03.04 10.04 | |
30-31 | Волшебный батик (техника – соль, гуашь) Узелковый батик (изображение клумбы с цветами) | 2 | дистан | 17.04 24.04 | |
32 | Космические путешествия. Групповой полёт. | 1 | дистан | 15.05 | |
33 | Подведение итогов | 1 | очное | 22.05 |