Рабочая программа внеурочной деятельности
методическая разработка (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности
Лаборатория «Элементарно, Ватсон!» для обучающихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_0.docx | 41.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
Лаборатория «Элементарно, Ватсон!»
для обучающихся 2 класса
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники имеют низкую мотивацию к изучению окружающего мира, через использование опытов и экспериментов.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими вопросами исследовательской деятельности, выходящими за рамки школьной программы. Проведение опытов, связанных с формированием исследовательских умений, закрепит интерес детей к изучению окружающего мира и познавательной деятельности.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий Лаборатории «Элементарно, Ватсон!» представляет собой опыты и эксперименты с различными материалами, а также классификацию видов опытов и способов их наблюдения.
Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в групповой форме, с последующей презентацией полученных результатов и выводов.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1. Использование оборудования, рекомендованного образовательным учреждением, для введения исследовательской деятельности по ФГОС.
2. Во время реализации наблюдается эффект сплочения коллектива.
3. Достижение планируемых результатов отслеживаются с помощью шкалы оценивания и листов наблюдения.
Цель программы: формирование исследовательских умений с помощью проведения опытов.
Задачи программы:
- научиться наблюдать за процессом опыта;
- научиться проводить опыты по заданному алгоритму;
- познакомиться со структурой опыта.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 7-8 летнего школьного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации программы
На изучение курса отводится 14 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Формы и режим занятий:
Основной формой образовательного процесса являются:
-практико-ориентированные занятия;
-творческие мастерские;
- мастер- классы.
На занятиях предусматриваются групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы) форма организационной учебной деятельности и коллективная (выполнение работы для подготовки к мастер- классу).
Планируемые результаты и способы их проверки
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- выделяют проблему;
- выделяют существенное и не существенное;
- строят речевое высказывание в устной форме;
- проводят анализ, делают выводы.
Коммуникативные:
- отстаивают свою точку зрения;
- договариваются друг с другом;
- работают в группах.
Регулятивные:
- выполняют опыт по заданному алгоритму;
- контролируют действия по алгоритму;
- оценивают свою деятельность по заданным критериям.
Личностные результаты:
- проявляют интерес к исследованиям;
- проявляют познавательную инициативу.
Для отслеживания планируемых результатов на занятиях используются листы наблюдения и шкалы оценивания.
Лист наблюдения
1.Дата проведения | |
2.Название опыта | |
3.Имена исследователей | |
4.Оборудование | |
5.Ход опыта | |
6.Получившийся результат | |
7.Получился опыт/не получился опыт | |
8.Вывод |
Лист оценивания №_
Ф.И. | Выделяю проблему, провожу анализ, делаю вывод | Работаю в группе | Отстаиваю свою точку зрения | Проявляю познавательный интерес | Выполняю опыт по заданному алгоритму и контролирую действия по алгоритму |
Календарно-тематическое планирование курса
Темы в проекте | сроки | Виды работ | Организационные формы | Средства | Инструмент оценивания | Результаты конкретного занятия | Продукт занятия | Ведущий занятия |
1.Приди и ты увидишь… | 02.01 | Введение в тему лаборатории через просмотр видео «Маша и Медведь. Опыт-«Вулкан». Создание кристаллов | Работа в малых группах | Видео; Соль; вода; одноразовые стаканчики; нитки | ---- | Коммуникативные: умеют слушать, слышать, принимать чужую точку зрения , отстаивая свою . Личностные: способны к саморазвитию и познанию нового. | ---- | Ковач И., Рыбалко Т. |
2.Давайте разберем... | 09.02. | Просмотр видео и презентации | Групповая | Видео, презентация | ---- | Коммуникативные: умеют слушать, слышать, принимать чужую точку зрения , отстаивая свою . Личностные: способны к саморазвитию и познанию нового. | ---- | Ковач И., Рыбалко Т. |
3.Твори своими руками | 16.02. | Создание плаката со структурой опытов | Работа в больших групп | Презентация, ватман, фломастеры Лист наблюдения за процессом опыта | Шкала оценивания | Познавательное: строят речевое высказывание в устной форме. Личностные: проявляют познавательную инициативу. | Плакат со структурой опытов | Ковач И., Рыбалко Т. |
4."Я исследователь" | 02.03. | Опыт: «Фильтрация воды» | Групповая | Сумка с оборудованием для фильтрации воды. Лист наблюдения за процессом опыта | Шкала оценивания | Познавательные: проводят анализ, делают выводы, фильтруют воду с помощью специального оборудования. Коммуникативные: работают в группах, договариваются друг с другом; регулятивные: контролируют действия по алгоритму. Личностные: проявляют познавательную инициативу. | Лист наблюдения | Ковач И., Рыбалко Т. |
5."Я исследователь" | 09.03. | Опыт: «Фильтрация воды» | Групповая | Сумка с оборудованием для фильтрации воды. Лист наблюдения за процессом опыта. | Шкала оценивания | Познавательные: проводят анализ, делают выводы, фильтруют воду с помощью специального оборудования. Коммуникативные: работают в группах, договариваются друг с другом. Регулятивные: контролируют действия по алгоритму. Личностные: проявляют познавательную инициативу. | Лист наблюдения | Ковач И., Рыбалко Т. |
6."Я исследователь" | 16.03. | Опыт: «Волшебное препятствие для воды» | Групповая | Горячая и холодная вода, два пищевых красителя 2 маленьких стакана, пластмассовая доска или карточка. Лист наблюдения за процессом опыта. | Шкала оценивания | Познавательные: проводят анализ, делают выводы. Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; | Лист наблюдения | Ковач И., Рыбалко Т. |
7."Я исследователь" | 23.03. | Опыт: «Куда делись чернила? Превращения…» | Работа в малых группах | Тушь, таблетка активированного угля, стакан с водой. Лист наблюдения за процессом опыта. | Шкала оценивания | Познавательные: проводят анализ, делают выводы. Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям. | Лист наблюдения | Ковач И., Рыбалко Т. |
8."Я исследователь" | 06.04. | Опыт: «Лотос» | Индивидуальная | Белая бумага, тарелка, вода, ножницы; Лист наблюдения за процессом опыта | Шкала оценивания | Познавательные: проводят анализ, делают выводы. Коммуникативные: договариваются друг с другом; выслушивают друг друга, принимают чужую точку зрения. Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; контролируют действия по алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям. | Лист наблюдения | Ковач И., Рыбалко Т. |
9. "Я исследователь" | 13.04. | Опыт: «Шишка» | Работа в малых группах | Раскрывшаяся шишка, теплая вода, стеклянная баночка.; Лист наблюдения за процессом опыта | Шкала оценивания | Познавательные: проводят анализ, делают выводы. Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; контролируют действия по алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям. | Лист наблюдения | Ковач И., Рыбалко Т. |
10. "Я исследователь" | 20.04. | Опыты: «Как лопнуть воздушный шарик без вреда для него?», «Как лопнуть шарик при помощи апельсина?». Просмотр видео, свойства воздушного шара. | Групповая | Воздушный шарик, скотч, апельсин; Лист наблюдения за процессом опыта | Шкала оценивания | Познавательные: проводят анализ, делают выводы, выделяют существенное и несущественное. Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; контролируют действия по алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям. | Лист наблюдения | Ковач И., Рыбалко Т. |
11. Рубрика «Это интересно» | 27.04. | Опыт: «Цветной взрыв в молоке» | Групповая | Молоко, пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло; Лист наблюдения за процессом опыта | Шкала оценивания | Познавательные: проводят анализ, делают выводы. Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям. | Лист наблюдения | Ковач И., Рыбалко Т. |
12 Рубрика «Это интересно». Внеаудиторное | 4.05. | Опыты: «Уличные тени» и «Отсутствие ветра». | Работа в малых группах | Карточка с алгоритмом опыта, почки, насекомые, листья, воздушные шары | Шкала оценивания | Познавательные: проводят анализ; делают выводы. Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям. | ---- | Ковач И., Рыбалко Т. |
13. Мастер-класс «Юный Ватсон» Внеаудиторное | 11.05. | Проводятся опыты детьми на их выбор. | Индивидуальная | Выбранный материал самими детьми | Диплом «Юный Ватсон» | Коммуникативные: выслушивают друг друга; договариваются друг с другом. Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму. Личностные: проявляют интерес к исследованиям. | Проведенные опыты | Ковач И., Рыбалко Т. |
14. Мастер-класс «Юный Ватсон» Внеаудиторное | 18.05. | Проводятся опыты детьми на их выбор. | Индивидуальная | Выбранный материал самими детьми | Диплом «Юный Ватсон» | Коммуникативные: выслушивают друг друга; договариваются друг с другом. Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму. Личностные: проявляют интерес к исследованиям. | Проведенные опыты | Ковач И., Рыбалко Т. |
Содержание программы
1.Тема: Приди и ты увидишь… | 1 ч. |
Введение в тему лаборатории. | |
-Просмотр видеофильма «Маша и Медведь опыт-вулкан». -Чтение письма от Маши и Медведя. | |
- Проведение первого опыта «Кристалл». | |
2.Тема: Давайте разберем... | 1 ч. |
- Просмотр видео о том, какие бывают опыты. -Презентация «Классификация опытов». | |
3. Тема: твори своими руками. | 1 ч. |
- Создание плаката со структурой опытов. | |
- Защита плакатов. | |
Раздел "Я исследователь" | |
4-5 Тема: опыт: «Фильтрация воды». -Создание листа наблюдения. -Проведение опыта «Фильтрация воды». -Заполнение листа наблюдения за процессом опыта. -Самооцениваение своей деятельности на занятии. | 2 ч. |
6. Тема: опыт: «Волшебное препятствие для воды». -Проведение опыта «Волшебное препятствие для воды». -Заполнение листа наблюдения за процессом опыта. -Самооцениваение своей деятельности на занятии. | 1 ч. |
7. Тема: опыт: «Куда делись чернила? Превращение…». -Проведение опыта «Куда делись чернила? Превращение…». -Заполнение листа наблюдения за процессом опыта. -Самооцениваение своей деятельности на занятии. | 1 ч. |
8. Тема: опыт «Лотос». -Просмотр видео, где раскрывается цветок «Лотос». -Проведение опыта «Лотос». -Заполнение листа наблюдения за процессом опыта. -Самооцениваение своей деятельности на занятии. | 1 ч. |
9. Тема: опыт: «Шишка». -Проведение опыта «Шишка». -Заполнение листа наблюдения за процессом опыта. -Самооцениваение своей деятельности на занятии. | 1 ч. |
10. Тема: опыты: «Как лопнуть воздушный шарик без вреда для него?», «Как лопнуть шарик при помощи апельсина?». -Просмотр видео, свойства воздушного шара. -Проведение опытов «Как лопнуть воздушный шарик без вреда для него?», «Как лопнуть шарик при помощи апельсина?». -Заполнение листа наблюдения за процессом опыта. -Самооцениваение своей деятельности на занятии. | 1 ч. |
Рубрика «Это интересно» | |
11. Тема: опыт: «Цветной взрыв в молоке». - Чтение письма от Маши и Медведя, для мотивации проведения опыта. -Проведение опыта «Цветной взрыв в молоке». -Заполнение листа наблюдения за процессом опыта. -Самооцениваение своей деятельности на занятии. | 1 ч. |
12. Тема: опыты: «Уличные тени» и «Отсутствие ветра». -Проведение опытов «Уличные тени» и «Отсутствие ветра». -Самооцениваение своей деятельности на занятии. | 1 ч. |
13-14.Мастер-класс «Юный Ватсон». - Награждение дипломами за участие в Лаборатории «Элементарно, Ватсон!». | 2 ч. |
Методическое и материальное обеспечение программы
Результат реализации программы «Лаборатория «Элементарно, Ватсон»» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и оборудования для опытов.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; проектор, компьютер; приборы для проведения опытов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Инструменты и приспособления: авторучки, карандаши, ножницы, лист наблюдения за процессом опыта.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
-диагностики;
- мастер-класс.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения внеурочной деятельности ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Литература
Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...