Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 классы
материал
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020literaturnoe_chtenie_na_rodnom_russkom_yazyke.docx | 58.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе
начального общего образования
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском) языке
1-4 КЛАССЫ
на 2020 -2021 учебный год
Составили:
учителя начальных классов
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, на основе Примерной программы по учебным предметам и авторской программы «Литературное чтение» В.Г. Горецкого, Л.Ф.Климановой, М. ., Голованова.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм родного литературного языка, речевого этикета.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном (русском) языке.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Курс литературного чтения на родном (русском) языке в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет родная литература в основной школе.
Литературное чтение на родном (русском) языке – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: оно является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Курс литературного чтения на родном (русском) языкенаправлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм родного литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями русских и российских поэтов и писателей на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса
- В 1 классе 0,5 ч. в неделю, 16,5 часов, 33 недели.
- 2-4 классахна изучение литературного чтения на родном (русском) языке отводится 0,5 часа в неделю, всего 17 часов, 34 недели.
Учебно-методический комплекс
Предмет | Класс | Кол-во уч-ся | Кол-во часов в уч. плане | Автор программ (на какое кол-во часов рассчитано) | Автор учебника, издательство, год издания | Кол-во учебников |
Литературное чтение на родном (русском) языке | 1 | 42 | 0,5 | Горецкий В.Г. (132 часа) | Горецкий В.Г., Климанова Л.Г., Литературное чтение, Просвещение; 2014, 2015 Горецкий В.Г. Азбука, Просвещение, 2014, 2016 | 95 |
2 | 49 | 0,5 | Горецкий В.Г. (136 часов) | Горецкий В.Г., Климанова Л.Г., Литературное чтение, Просвещение, 2014, 2015, 2016 | 70 | |
3 | 43 | 0,5 | Горецкий В.Г. (136 часов) | Горецкий В.Г., Климанова Л.Г., Литературное чтение, Просвещение; 2013, 2014, 2016 | 75 | |
4 | 42 | 0,5 | Горецкий В.Г. (102 часа) | Горецкий В.Г., Климанова Л.Г., Литературное чтение, Просвещение, 2013, 2014, 2016 | 75 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметные результаты
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты по классам:
К концу 1 класса учащиеся научатся:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя; читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
- проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке; различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
- уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
- различать научно-познавательный и художественный тексты;
- выявлять их особенности под руководством учителя;
- анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
- читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги;
- находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
- фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
К концу 2 класса учащиеся научатся:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
- пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор - читатель);
- выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;
- при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги;
- находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется);
- определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста;
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам;
- составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли;
- соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
К концу 3 класса учащиеся научатся:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам;
- составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
- при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;
- делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;
- осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам;
- эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;
- находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
- готовить проекты о книгах и библиотеке;
- участвовать в книжных конференциях и выставках;
- пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке;
- пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
К концу 4 класса учащиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
- участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их;
- составлять простой план;
- находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Содержание учебного предмета (67,5ч)
1 класс (16,5ч)
Сказки, загадки, небылицы 4часа
Русская народная сказка «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки, потешки. Русская народная сказка «Петух и собака»
Из старинных книг 6часов
К. Ушинский «Гусь и журавль», Л.Толстой «Зайцы и лягушки», К. Ушинский «Ворон и сорока» К. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому» Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки» ,Д. Тихомиров «Находка»
И в шутку и всерьёз 4часа
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Н. Артюхова «Саша - дразнилка» К. Чуковский «Телефон» М. Пляцковский «Помощник»
Я и мои друзья 2,5 часа
Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина «Подарок»
2 класс (17ч)
Любите книгу – 3 часа.
Книги из далекого прошлого. Книги из пергамента. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси ,Н. Кончаловская. В монастырской келье… Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.
Краски осени – 2 часа
Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова .Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Мир народной сказки – 6 часов
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.
Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций
Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Рассказывание сказки на основе картинного плана и рисунков. Восстановление сказки на основе рисунков
Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям.
Русская народная сказка «У страха глаза велики».Составление плана сказки.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Анализ сказки
Веселый хоровод – 2 часа
Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши
Здравствуй, матушка – зима! – 2 часа
Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов.Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике
Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.
Весна, весна! И все ей радо!- 2 часа
Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И.Шмелева
Стихи русских поэтов о весне
3 класс(17ч)
Книги – мои друзья – 3 часа
Вводный урок. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии
Жизнь дана на добрые дела – 3 часа
В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа .М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. Притчи.
Волшебная сказка – 5 часов
Русская народная сказка «Иван – Царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки
Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.
Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. Русская народная сказка « Белая уточка». Смысл сказки .Русская народная сказка «По щучьему веленью». Инсценирование
Картины русской природы – 6 часов
Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.
М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа
Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения. О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум.Сравнение произведений литературы и живописи
4 класс (17ч)
Книга в мировой культуре - 2 часа
Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах.
Истоки литературного творчества - 3 часа
Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей
Соломоновых (из Ветхого завета).Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. Славянский миф. Особенности мифа
Литературные сказки 2 часа
П. П. Бажов. «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»
Родина (4ч)
А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Стихи о Родине Стихи о природе
Страна детства 6 часов
Знакомство с произведениями Б. С. Житкова. К. Г. Паустовский для детей
Произведения И. Чарушина. Рассказы Н.Носова. Произведения В. Ю. Драгунского
Произведения В. В. Голявкина
Тематическое планирование 1 класс (16,5 ч.)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | |
Сказки, загадки, небылицы (4часа) | |||
Русская народная сказка «Теремок | 1 | ||
Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | ||
Загадки, песенки, потешки | 1 | ||
Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 | ||
Из старинных книг (6часов) | |||
К. Ушинский «Гусь и журавль» | 1 | ||
Л.Толстой «Зайцы и лягушки» | 1 | ||
К. Ушинский «Ворон и сорока» | 1 | ||
Внеаудиторное занятие. Сказка «Туда-сюда» | 1 | ||
К. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому» | 1 | ||
Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» | 1 | ||
И в шутку и всерьёз (4часа) | |||
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» | 1 | ||
Н. Артюхова «Саша - дразнилка» | 1 | ||
К. Чуковский «Телефон» | 1 | ||
М. Пляцковский «Помощник» | 1 | ||
Я и мои друзья (2,5 часа) | |||
Ю. Ермолаев «Лучший друг». | 1 | ||
Е. Благинина «Подарок». | 1 | ||
16,5 | Итоговое тестирование. | 0,5 |
Тематическое планирование 2 класс (17часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Любите книгу – 3 часа | ||
Книги из далекого прошлого. Книги из пергамента. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси | 1 | |
Н. Кончаловская. В монастырской келье… | 1 | |
Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. | 1 | |
Краски осени – 2 часа | ||
Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова | 1 | |
Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки | 1 | |
Мир народной сказки – 6 часов | ||
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В.И. Даль. | 1 | |
Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций | 1 | |
Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Восстановление и рассказывание сказки на основе картинного плана и рисунков. | 1 | |
Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям. | 1 | |
Русская народная сказка «У страха глаза велики».Составление плана сказки. | 1 | |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ сказки. | 1 | |
Веселый хоровод – 2 часа | ||
Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине. | 1 | |
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. | 1 | |
Здравствуй, матушка – зима! – 2 часа | ||
Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике. | 1 | |
Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. | 1 | |
Весна, весна! И все ей радо!- 2 часа | ||
Итоговое тестирование « Устное творчество русского народа». | 1 | |
Весна в произведениях И. Никитина. Весна А. Плещеева. Весна И.Шмелева. | 1 |
Тематическое планирование 3 класс (17 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Книги – мои друзья – 3 часа | ||
Вводный урок. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. | 1 | |
Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | |
Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 1 | |
Жизнь дана на добрые дела – 3 часа | ||
В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1 | |
М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. | 1 | |
Притчи. | 1 | |
Волшебная сказка – 5 часов | ||
Русская народная сказка «Иван – Царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки. | 1 | |
Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. | 1 | |
Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. | 1 | |
Русская народная сказка « Белая уточка». Смысл сказки | 1 | |
Русская народная сказка «По щучьему веленью». Инсценирование. | 1 | |
Картины русской природы – 6 часов | ||
Н.Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. | 1 | |
М.Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа | 1 | |
Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа | 1 | |
С.Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | |
О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. | 1 | |
Итоговое тестирование: «Русская природа в творчестве писателей и поэтов России» | 1 |
Тематическое планирование 4 класс (17 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во Часов |
Книга в мировой культуре – 2 часа | ||
1. | Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. | 1 |
2. | М. Горький. О книгах. | 1 |
Истоки литературного творчества - 3 часа | ||
3. | Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого завета). | 1 |
4. | Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. | 1 |
5. | Славянский миф. Особенности мифа. | 1 |
Литературные сказки - 2 часа | ||
6. | П. П. Бажов. «Серебряное копытце». | 1 |
7. | С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». | 1 |
Родина – 4 часа | ||
8. | А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском. | 1 |
9. | В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. | 1 1 |
10 | Стихи о Родине. | 1 |
11 | Стихи о природе. | 1 |
Страна детства - 6 часов | ||
12 | Знакомство с произведениями Б. С. Житкова | 1 |
13 | К. Г. Паустовский для детей | 1 |
14 | Произведения И. Чарушина | 1 |
15 | Рассказы Н.Носова. Внеаудиторное занятие. | 1 |
16 | Произведения В. Ю. Драгунского и В. В. Голявкина. | 1 |
17 | Итоговое тестирование | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 17часовПримерная программа по литературному чтению, составлена на основе авторской программы Л. Ф. Климанов...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса (для детей с ТНР)
Эта программа поможет организовать преподавание учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке&quo...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс
Рабочая программа по Литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса для детей с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса используется учителем для обучающегося с нарушение речи, адаптированной основно...