Программа по обучению грамоте и письму в 1 классе
рабочая программа (1 класс)

Смирнова Елена Александровна

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение, письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального  общего  образования,  авторской  программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (программы общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obuchenie_gramote_chtenie_pismo_1_kl.docx63.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

 

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2018-2019 учебный год

 Приказ директора от "19"июня 2018г. №82-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ "Обучение грамоте" (чтение/письмо)

1 КЛАСС

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

           

     

 Составитель:

Смирнова Е.А.

учитель начальных классов

           2018 г.

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение, письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального  общего  образования,  авторской  программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (Программы общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Основной целью предмета "Обучение грамоте» (чтение/письмо) является:

- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

- развитие речи, воображения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование первоначального представления о системе и структуре русского языка: лексика, фонетика, графика;

- умение правильно писать и читать, участвовать в диалоге.

- создание условий для овладения разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы.

Задачи:                                          

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, анализом печатного и письменного образца буквы,  учатся на письме обозначать звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текстов, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

Описание места предмета в учебном плане

Внесены изменения в типовую программу, уменьшено количество часов в связи с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии. На изучение предмета отводится 6 ч в  неделю (3ч- чтение и 3ч -письмо)   в 1 четверти ,8 часов (4ч -чтение и 4 ч-письмо)  в неделю во 2 четверти, 9 часов (4- чтение, 5- письмо) в 3 четверти. Итого 160 часов (73 ч – чтение и 87 ч - письмо, 20%  это 32 часа из которых представлены  внутрипредметным модулем «Занимательное аэбуковедение».

                   

Планируемые результаты освоения учебного предмета (письмо)

Личностные результаты        

У первоклассника начнут формироваться:

  • представление о роли языка в речи и жизни людей;
  • умение выражать свои эмоции, сопереживать, высказывать своё мнение.

Метапредметные результаты

Первоклассник научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • определять и формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по плану, предложенному учителем.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ориентироваться в учебнике, в условных обозначениях;
  • находить ответы на вопросы в тексте и по иллюстрациям;
  • обобщать и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или не
               большого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • работать в паре, группе, выполняя при этом различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

Первоклассник научится:

-        слышать интонацию конца предложения,  определять количество произнесённых

             предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

  • разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
  • различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные  

   твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й1];

  • выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность,

  обозначать звуковой состав слова в виде модели;

  • выделять слоги, различать ударные и безударные;
  • различать гласные буквы, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать

   позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с кото

   рой они произносятся, определять нужный знак препинания для её обозначения;

  • различать парные и непарные по твёрдости-мягкости, по глухости-звонкости согласные,

 для парных по глухости-звонкости определять их место в слове (на конце, перед глас

 ным, перед другим парным).

Первоклассник научится:

В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

-        соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

-        правильно,  аккуратно,  разборчиво  и,   по  возможности,   красиво  писать буквы  и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону
своей записи;

  • осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й'];
  • обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, предложении «опасные при

  письме места»;

  • применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания

   слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу;

  • различать два вида чтения: «как говорим» и «как написано» (орфоэпическое и орфогра-

фическое);

  • писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения по

освоенной технологии.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
  • в целом оценивать качество своего письма;
  • различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость

   или мягкость;

  • применять освоенные правила переноса слов;
  • успешно проверять написанное.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассни

   ков), решать её;

  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представ

   ленную в явном виде;

  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
              переводить её в словесную форму;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по за

   данным критериям;

  • строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных ис-

   точниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Первоклассник научится:

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не

  перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
  • выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

  • строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пы

    таться учитывать в своей деятельности;

  • инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнё

    рами о способах решения возникающих проблем.

Первоклассник научится:

В области освоения языка (грамматики, фонетики, графики):

  • различать слово и предложение;
  • выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);
  • различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие и др.;
  • различать звуки и буквы;

-        выделять   последовательность   звуков   слова,   характеризовать   каждый   (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой);строить модель слогового и звукового состава слова из 5-6 звуков;

  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
  • правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й'] (без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения.

В области письма (орфографии и пунктуации, каллиграфии):

-        обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;

  • правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);
  • обозначать пробелами границы слов;
  • писать большую букву в собственных именах;
  • соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
  • правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);
  • под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
  • правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок;
  • использовать приобретённые каллиграфические умения.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [и'], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;
  • соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и неудачные начертания букв и их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего письма.

  Предметные результаты.

- правильное написание строчных и заглавных букв, соединения слов, списывание слов и предложений написанных печатным и рукописным шрифтом;

- грамотное письмо и списывание слов под диктовку предложений из 3-5 слов, правописание которых не расходится с произношением;

- употребление заглавной буквы в начале слова, точки в конце предложения, письмо заглавной буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных, устное составление текстов из 3-5 предложений. 

             

Планируемые результаты освоения учебного предмета (чтение)

Личностные результаты

Первоклассник научится:

  • приобретать знания и умения с помощью учебной книги;
  • осознавать себя в новой социальной роли - ученика;
  • выполнять элементы самооценки, преодолевать учебные затруднения.

Первоклассник получит возможность научиться:

-        хорошо читать, ориентироваться в мире книг;

-        соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям,
уважать их труд, заботиться о близких, участвовать в совместных делах, помогать
сверстникам.

Метапредметные результаты

Первоклассник научится:

регулятивные универсальные учебные действия

-        понимать, принимать и удерживать учебную задачу по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме);

        выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами
помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия.

Первоклассник получит возможность научиться:

-        осознавать границы собственных знаний; на основе созданных ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

   Первоклассник научится.

Познавательные универсальные учебные действия

  • разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;
  • осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
  • воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
  • осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
  • понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобрази
    тельной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; пере
    водить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах, в словесную.

      Коммуникативные универсальные учебные действия

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение - как способ общения с автором книги;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать
    свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои
    диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Предметные результаты

Первоклассник научится.

В области речи, речевой деятельности:

  • читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать
    читаемое;
  • по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой
    структуре;
  • спрашивать о значении незнакомых слов;
  • соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными
    формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);
  • понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
  • под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе раз
    личных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;
  • понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
  • самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре.

Первоклассник научится

В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

-        слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых
предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

  • разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
  • различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные
    твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [и'];
  • выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
  • выделять слоги, различать ударные и безударные;
  • различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.

К концу изучения блока программы «Литературное чтение» будут сформированы не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

Личностные результаты

Первоклассник научится:

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на
    основе сопереживания литературным героям);
  • высказывать и пояснять свою точку зрения.

Метапредметные результаты

Первоклассник научится

Регулятивные универсальные учебные действия

-        работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

-делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа
    (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • применять правила сотрудничества;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Первоклассник научится

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и в дальнейшей жизни;
  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
  • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение)
    на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

         -        ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Первоклассник научится

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
    общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе.

Предметные результаты

Первоклассник научится:

  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по слогам вслух - не менее
    25-30 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее,
    поисковое);
  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки,
    пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

Первоклассники получат возможность научиться:

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста ин
    формацию в практической деятельности;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова.

      В первом классе контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:

  • устный опрос;
  • письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;
  • тестовые диагностические задания;
  • графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.
  • комплексные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определенных
    тем, разделов программы обучения за определенный период времени (четверть, полугодие, год).

Критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов
    чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);
  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Содержание учебного предмета

1. Письмо(87 ч)

Подготовительный этап  (7ч письмо).

 Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Знакомство с правилами гигиены письма.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко -слоговую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, у, и, ы, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный (основной) период   (64 ч. письмо)

 Знакомство с начертанием всех заглавных и строчных букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

 Знакомство с правилами гигиены письма.

Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. Так, как они пишутся, и так, как произносятся, т. е. Орфоэпически

Послебукварный период  (16ч письмо).

  Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений ( большая буква в начале предложения, точка, восклицательный, вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).      

                                            Содержание учебного предмета  

2. Чтение (73 ч)

Тема

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

Добуквенный период

Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником. Как мы здороваемся и прощаемся? Зачем нужна речь? Правила хорошей речи. Об одном и том же поразному. Речь устная и письменная. Предложение и слово. Слог. Звуки вокруг нас. Звуки речи. Совершенствование умения выделять звуки речи. Звуки гласные и согласные. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Согласные звуки: глухие и звонкие.

Знакомиться с одноклассниками, рассматривать условные обозначения букваря. Слушать речь учителя, отвечать на его вопросы, выполнять рекомендации. Моделировать речь с помощью учителя. Анализировать речевые ситуации. Делать выводы о важности речи. Разыгрывать речевые ситуации, меняясь ролями «говорящий - слушающий». Различать ситуации устной и письменной речи. Анализировать схему предложения. Выделять слова из предложения. Делить слова на слоги путём скандирования. Понимать информацию, представленную в рисунках. Соотносить слова со звуковыми моделями.

Основной период

Первые буквы гласных звуков А а - О о, И и- ы, Уу-Ээ. Буквы непарных звонких (сонорных) согласных Л л, Мм, Н н, Pp. Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш. Правописание сочетания «ши». Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ю, ь. «Опасности письма» на месте безударных гласных. Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы. Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: 3з- С с, Бб-Пп, Гг-Кк, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш. «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова). Правописание ударных сочетаний «жи-ши». Читаем и рассказываем. Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: X х, Ц ц, Ч ч, Щ щ. «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными). Читаем и обсуждаем. Правописание сочетаний «ча-ща, чу-щу». Новая «работа» знакомых букв: Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. Сравниваем «работу» букв й, е, ё, ю, я. Разделительные знаки - ь и ъ. Читаем, наблюдаем, всё повторяем. «Работа» букв ь и ь.

Осознавать желание научиться читать. Распознавать изученные буквы. Слушать строки, находить «ошибки» в употреблении слов. Сравнивать слова по значению. Контролировать правильность и беглость чтения слогов и слов. Рассказывать правила чтения и письма по модели. Участвовать в обсуждении прочитанного; соблюдать правила речевого поведения; оценивать соблюдение этих правил всеми участниками. Создавать короткие монологические высказывания, участвовать в общении на уроке, выполнять правила речевого поведения. Понимать и выполнять задания, предъявленные в модельном виде. Готовиться к чтению текстов, читать, понимать их содержание. Конструировать предложения. Анализировать звучащую речь, выявлять звуки по указанным признакам.

Завершающий период

Алфавит. Как хорошо уметь читать!

Называть буквы в алфавитном порядке; выяснять количество букв алфавита. Читать авторские тексты, узнавать авторов, книги; показывать с помощью средств выразительности своё отношение к читаемому.

          Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательное азбуковедение»

                                           (письмо- 18 ч, чтение – 14 ч)                                                

Название темы

Количество часов

                                                               Письмо

1

Вежливые слова

1

2

Пословицы и поговорки

1

3

Игры со словами. Практическое задание Игра «Кто больше»

1

4

Весёлые буквы гласные. Игры «Деда Буквоеда»

1

5

Удивительные невидимки звуки. Игра «Подскажи словечко»)

1

6

Озорные красавицы буквы. Игры-загадки

1

7

Добрый “волшебник” – Ударение. Попробуй изменить ударение.  

1

8

Чудесные превращения слов

1

9

Игры со словами. Практическое задание. Игра «Кто больше»

1

10

Слова – спорщики. Антонимы

1

11

Эти интересные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

12

Игры с буквами. Акросхемы

1

13

Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет алфавит

1

14

Когда один, когда много

1

15

Модуль. Умеешь ли ты пользоваться словарем?

1

16

Слова – друзья. Синонимы.

1

17

Мир общения. Слово в общении

1

18

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

1

Чтение

1

Удивительные невидимки звуки. Игра «Подскажи словечко»

1

2

Озорные красавицы буквы. Игры-загадки

1

3

Что такое азбука? Весёлые странички.

1

4

Хорошо ли ты знаешь русские народные сказки?

1

5

Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л

1

6

Буквы и я – лучшие друзья.

1

7

Умеешь ли ты произносить слова, правильно пользуясь ударением?

1

8

Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся»

1

9

Тематические группы слов.

1

10

Скороговорки.

11

Слова-родственники

1

12

Занимательные кроссворды. Ребусы

1

13

 Решаем анаграммы.

1

14

Русский алфавит

1

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте и письму 1 класс.

Рабочая программа по обучению грамоте и письму 1 класс.армония.Гармония.  Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии с требованиям...

Рабочая программа По Обучению грамоте (чтение, письмо) 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму 1 класс. УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

рабочая программа по обучению грамоте и письму 1 класс Школа 2100

Даноое КТП ориентировано на работу с букварем и прописями...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение, письмо) 1 класс

Пояснительная записка и КТП по учебнику Н.В.Нечаевой, К.С.Белорусец "Азбука", Т.М.Андрианова "Тетради по письму" 1 класс...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму 1 класс

В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, список литературы...