Учебно-исследовательская работа на тему: «Русская песня»
проект
Учебно-исследовательская работа на тему: «Русская песня»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_russkaya_pesnya.docx | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Городской конкурс учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Учебно – исследовательская работа по теме:
« Русская народная песня»
Автор работы:
учащийся 1 – А класса
Федорченко Кира Алексеевна
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Окладова Татьяна Васильевна
г. Покачи
2019
Русская народная песня
Федорченко Кира Алексеевна учащаяся 1 – А класса
МАОУ СОШ № 2
Аннотация
Что может быть нагляднее, понятнее, красочнее, как не народная песня? Песня - самый живой, самый непосредственный музыкально-поэтический отклик души человеческой. В годы благополучия и мира рождаются песни светлые, бодрые и весёлые, в периоды застоя и смутного ожидания перемен – песни пьянящие и усыпляющие. Песня помогает: и успокаивает, и настроение поднимает, и советует, и предупреждает, и воспитывает. Мне стала интересна эта тема, так как я люблю узнавать что-то новое, поэтому хочу подробнее узнать о русской народной песне. Отсюда у меня вытекают следующие вопросы:
- Когда зародилась русская народная песня?
- Какие виды и жанры народной песни существуют?
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что в русской народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства и умения. В наше время люди не задумываются о важности приобщения к русской народной песне. Ведь именно через нее осуществляется сопричастность младшего поколения к национальным и нравственным ценностям предков.
Цель исследования: изучение видов и жанров русской народной песни с древних времён и до наших дней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи: изучить литературу по теме, выяснить через анкетирование, что знают о русских народных песнях ученики 1-х классов, изучить историю возникновения Русских народных песен, их виды и жанр, проанализировать и обобщить полученную информацию.
Объект исследования: русская народная песня.
Предмет исследования: процесс изучения и анализа русской народной песни.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
Методы исследования:
- Поиск информации
- анкетирование
- практическая часть;
- обобщение результатов анкетирования и наблюдений
Вывод: результаты исследования позволяют расширить и углубить знания о русской народной песне. Собранный материал может быть использован для составления различных сценарий классных часов, внеклассных меропри
План исследования
Проблема: В настоящее время мы не наблюдаем большого интереса людей к русской народной песне и к фольклору в целом.
Гипотеза: Я предполагаю, что русская народная песня может привить чувство гордости за великую русскую культуру, но, чтобы добиться этой цели нужно обратить внимание детей на культурное богатство нашей страны.
На первом этапе я изучила историю возникновения русской народной песни. Для этого я посетила школьную библиотеку. В энциклопедиях и интернет - источниках я нашла много интересной информации о русской народной песне. Русская народная песня берет начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Киевской Руси в IX-XII веках. Со времен глубокой древности народная песня сопровождала различные стороны труда и быта восточных славян.
На втором этапе исследования мной было проведение анкетирования среди одноклассников. В анкетировании участвовало 48 учащихся.
Были предложены следующие вопросы:
- Нравится вам слушать музыку?
- Любите вы русские народные песни?
- Какие виды и жанры русских народных песен вы знаете?
- Поют ли русские народные песни в вашей семье?
Проанализировав анкеты, я выяснила, что 8% детей любят русские народные песни. Мне показалось неправильным, что мои сверстники так мало знают о русской народной песне. Ведь народная песня украшала жизнь человека в самые знаменитые минуты его жизни. Она объединяет людей, рождает в их сердцах восторженную любовь к ближнему.
И тогда я решила обратиться к своей маме за помощью. С ней мы решили рассказать о русской народной песне, о её видах и жанрах, и показать, как радуется душа, когда поёшь русские народные песни.
На третьем этапе исследовательской работы я познакомила моих одноклассников с видами и жанрами русской народной песни.
1. Я решила начать знакомство с русской народной хороводной песни, потому что в хороводе всегда проявляется чувство дружбы, товарищества.
2. Затем, я познакомила своих одноклассников с колыбельной песней.
3. А еще мы с одноклассниками пели частушки.
Ребятам очень понравилось водить хоровод, петь песни и частушки.
На четвёртом этапе моей работы я систематизировала информацию о русской народной песне. Всю полученную информацию сопоставила с выдвинутой гипотезой и пришла к выводу, что русская народная песня – летопись народной жизни, хранитель духовных начал жизни.
Таким образом. в моей работе были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной и исторической литературы;
- анкетирование учащихся;
- практическая часть;
- обобщение результатов анкетирования и наблюдений
План исследования
- изучить литературу по теме;
- выяснить через анкетирование, что знают о русских народных песнях ученики 1-х классов;
- изучить историю возникновения Русских народных песен, их виды и жанры;
- проанализировать и обобщить полученную информацию;
- оформить исследовательскую работу в бумажном и электронном варианте;
- Защитить исследовательскую работу;
В ходе работы были изучены следующие материалы:
Библиография
1.Рыбаков С. «Русская песня»
2.Соболевский А. И. «Великорусские народные песни». – СПб., 1895-1902. – Т. I-VII.
3.Толмачев Ю. А. «Народное музыкальное творчество». Учебное пособие. Тамб. гос. тех.
Описание работы
Теоретическая часть
«Есть у песни ( народной)
Родословная своя –
В ней напев звучит природный
И родные все слова».
- эти строки из стихотворения Б. М. Кустодиева «Масленица».
Из истории о русской народной песне :
Песня русская в березах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная –
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез,
Столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России, –
Никому не сосчитать.
С. Есенин
Из истории народных песен
Русская народная песня берет начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Киевской Руси в IX-XII веках. Исследователи полагают, что до того как сложилась Киевская Русь восточные славяне уже имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку [Приложение №1]. Как утверждает музыковед Б.В.Асафьев: «Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами»[1]. Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения светской профессиональной и православной музыки.
Со времен глубокой древности народная песня сопровождала различные стороны труда и быта восточных славян. Они были предками русского, белорусского и украинского народов. Великий писатель Н. В. Гоголь писал: «Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». Очень точные и верные слова. Действительно, о чем только не поется в народных песнях! И о тяжёлом крестьянском и бурлацком труде, о нелегкой женской доле, о славном прошлом Руси и о настоящем, о легендарных русских богатырях-защитниках земли русской, о грозных предводителях крестьянских восстаний. А еще есть озорные частушки, шуточные песни, оживленные хороводные и плясовые и разнообразные наигрыши. Мелодии, которые исполняют на различных народных инструментах: дудках, жалейках, рожках, гуслях, балалайках, гармони, народной скрипке и гудке.
Корнями в древность уходит и песенный эпос: исторические сказы да былины, которые повествуют о могучих богатырях, о славных битвах, о добрых молодцах да красных девицах. Исполняли их под перебор на гуслях, в широком кругу слушателей, и посредством музыкального повествования рассказывали детям о старинных легендах и ушедших эпохах – татаро-монгольском иге, Смутном времени, крещении Руси. Во время Великой Отечественной Войны обновился жанр солдатской и военно-патриотической песни, родились новые мелодии, трогательные и воодушевляющие веру в победу над фашистами.
В 19 веке интерес к народной песне настолько вырос, что многие композиторы, историки и филологи отправились в путешествие по русским деревням, собирая бесценные, уникальные мелодии и тексты, которые сливаются в бесконечно глубокую по смысловым и эмоциональным оттенкам русскую песню. Именно тогда репертуар народных певцов пополнился новыми мотивами. О русских песнях с восхищением высказывались знаменитые писатели и поэты: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, Л. Толстой, И. Тургенев и другие деятели золотого и серебряного веков литературы.
Основные жанры и виды русских народных песен.
Основные известные жанры русских народных песен: лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые виды песен.
Задушевны и трогательны русские лирические песни. Лирическая песня украшала жизнь человека в самые знаменательные минуты его жизни. Она объединяла людей, рождала в их сердцах восторженную любовь к ближнему, помогала высказать сокровенные мысли и чувства о жизни, о её радостях и печалях.
Фольклористы склонны считать лирическую песню довольно поздним жанром русского устного народного творчества. Корни лирической песни, тем не менее, теряются в глубокой древности. Лирическая песня вышла из обрядовой, однако она красочнее, свободнее. Чаще всего русская лирическая песня представляла многоголосие, которое требовало большого мастерства от исполнителей. взаимопонимания, умение слушать друг друга, продолжать начатый кем-то запев, мелодию. Русская народная лирическая песня сохранилась до сегодняшнего дня и продолжает звучать, вызывая в наших сердцах восторг и преклонение, стремление приобщиться к этому удивительному фольклорному мастерству.
1. Выйду за ворота,
Погляжу далёко, ох,
Погляжу далёко
Где лузья-болота.
2. Где лузья-болота,
Озеро глубоко, эх,
Во этих в озёрах
Живёт рыба-щука
Следующий жанр русской народной песни - обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи. Свадебные песни были основой каждой семьи, ведь их знал каждый. Такой великий праздник сопровождался различными песнями, как грустными, о расставании дочери с родительским домом, так и весёлыми, которые пророчили молодой счастливую жизнь. Петь песни о любви начинали ещё на девичнике. Самым главным видом народной песне принято считать колыбельную.
Ещё с давних времён повелось, что их исполняют либо матери, либо няни детям для их убаюкивания.
Музыкального сопровождения требуют все предыдущие жанры народных песен. Колыбельные же песни исполняются акапельно.
Всё начинается с поэзии пестования-колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово "баять","убаюкивать",означает не только "говорить", "уговаривать" но и заговаривать".Колыбельные песни- это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранять.
А. баю, баю, баю,
Сидит ворон на краю
И играет во трубу.
Звонко трубушка играет,
Сон и Дрёму нагоняет.
Спи, доченька, усни,
Угомон тебя возьми.
Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык. Главное назначение этих песен - влиять на поведение и настрой ребенка в момент его засыпания.
Люли, люли, люли.
Летят сизы гули.
Летят гули вон, вон,
Несут дочке сон.
Частушки - следующий жанр русской народной песни.
Слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый. Это быстрые песни в четком ритме двудольного танца. Это такой ритм, который можно отсчитывать «и раз – и два; и раз – и два». Мелодия совсем коротенькая – всего один небольшой куплет, который много раз повторяется с разными текстами.
Каждый из вас, конечно же, слышал частушки – веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Их поют под аккомпанемент балалайки, гармони, баяна и других народных инструментов, нередко сопровождая пляской. Достается в частушках лодырям и неряхам, обманщикам и лежебокам. Бывают частушки шуточные и юмористические.
Мы частушки запоем, запоем мы громко!
Затыкайте ваши уши – лопнут перепонки!
По дорожке я пошла, Пашу там увидела!
Под кустом сидел и плакал – курица обидела!
Русская народная песня в современном мире.
Русское песенное творчество занимает большое место в современном культурном процессе страны. Русские народные песни составляют основу репертуара многих профессиональных музыкальных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников художественной самодеятельности. Русская земля наша очень богата самобытными талантами, и в каждом человеке живёт искорка народного творчества, с которой он идёт по жизни, и проявляется она в задушевной компании или просто при звуках русской гармошки, балалайки. Просыпается в душе унаследованное от наших предков через много поколений непреодолимое желание сплясать, подпеть или просто послушать красивую русскую народную песню. Русские народные песни - это то, что нас объединяет, сплачивает и даёт нам импульс чувствовать себя великой общностью - русским народом.
Практическая часть
Меня заинтересовало, знают ли мои сверстники о русских народных песнях, о её видах и жанрах?
Мы с Татьяной Васильевной провели анкетирование и вот, что выяснилось: что знания моих сверстников о русской народной песне, о её видах и жанрах приблизительные и неточные.
В анкетировании принимали участие учащиеся 1А и 1Б класса- 48 человек.
Проанализировав анкеты, я выяснила следующее: (Приложение 1)
- Нравится вам слушать музыку?
83% из опрошенных учащихся любят слушать музыку,
17%. учащихся ещё не слушают музыку. они любят играть в компьютерные игры.
- Любите вы русские народные песни?
8% учеников сказали, что им нравятся народные песни. Они любят русские народные песни в исполнении Н. Бабкиной, Н. Кадышевой .
92% - не слушают такую музыку.
- Какие виды и жанры русских народных песен вы знаете?
из опрошенных всего - 4 % учеников знают,
96% не знали, какие виды русских народных песен бывают..
- Поют русские народные песни в вашей семье?
4% учеников сказали, что да. Мама поёт колыбельную сестричке братику. По праздникам родители любят петь застольные песни,
96% - не слышали, чтобы дома родители пели русские народные песни.
Мне показалось неправильным, что мои сверстники так мало знают о русской народной песне. Ведь народная песня украшала жизнь человека в самые знаменитые минуты его жизни. Она объединяет людей, рождает в их сердцах восторженную любовь к ближнему. И тогда я решила обратиться к своей маме за помощью. С ней мы решили рассказать о русской народной песне, о её видах и жанрах, и показать, как радуется душа, когда поёшь русские народные песни.
Хороводные и плясовые
Я решила начать знакомство с русской народной хороводной песни, потому что в хороводе всегда проявляется чувство дружбы, товарищества. Участники хоровода, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец. Хоровод – самый распространенный вид искусства. Мы с одноклассниками встали вкруг, (потому что основное построение хоровода - круг, похоже на солнце, как- будто круговорот роста растений, хождение за солнцем) и пели:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.
Ребятам очень понравилось водить хоровод и петь песню «Во поле береза стояла».
Колыбельные
Дальше мы решили познакомиться с колыбельной песней. Взяли куколку, положили ее в коляску и начали петь песню «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю». Все дети из моего класса знают эту песню, потому что родители пели эту колыбельную им. Очень жаль, что в наши дни, когда прогресс не стоит на месте, колыбельные песни, постепенно уходят. Колыбельные звучали в домах на протяжении многих веков. Считалось, что воспитание ребёнка начиналось именно с колыбельной песни. Еще мы вспомнили другую колыбельную:
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Мышка за печкою спит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Частушки
А еще мы с одноклассниками попробовали спеть в жанре частушки, они мне очень нравятся, потому что частушки очень веселые и шутливые, даже можно самим придумать частушку на любую тему. Мы с мамой решили попробовать придумать частушки и вот что у нас получилось:
Хорошо учиться в школе
Много знаний получать,
И с ребятами всем классом
После школы погулять!
Выводы
Почему же я обратилась именно к этой теме, потому что музыка и песня окружили меня с самого детства. Вся моя семья – музыканты. Бабушка и мама – играют на фортепиано, дедушка играет на народных инструментах, а дядя на саксофоне. Любимые песни нашей семьи – народные. Сначала это были песни моей бабушки и мамы: колыбельные, плясовая и хороводная. Ни один праздник в семье не обходится без народной песни: дни рождения, Новый год. И взрослые и дети в нашей семье знают и любят народные песни: «Ладушки»; «Петушок»; «Ой люли, люли» Любимая песня моей мамы – «Во поле береза стояла».
Постепенно начала петь я сама, стала выступать в садике на утренниках, затем на городских мероприятиях, участие в конкурсах. 19 февраля 2019 года буду участвовать в конкурсе «Юные таланты» вместе со своим дедушкой Немковым Сергеем Владимировичем. Он работает преподавателем на отделении народных инструментов в детской школе искусств. Пением я занимаюсь профессионально: учусь в детской школе искусств на отделении «народный вокал», являюсь участницей народного ансамбля «Зарянка».
Заключение
Проведенная мною работа дала мне много полезной информации о русской народной песне. Я нашла ответы на поставленные мною вопросы.
Я предполагаю, что русская народная песня может привить чувство гордости за великую русскую культуру, но, чтобы добиться этой цели нужно обратить внимание детей на культурное богатство нашей страны.
Вся красота и значение песни раскрываются в сочетании музыки и поэзии. Каждая песня имеет мелодию, в которую вложена частичка чувства, души, раскрывающегося в песне.
Русская народная песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Народная песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.
Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, и страстях, переживаниях и идеалах, она связывает времена, радует и печалит человеческие души. Сопровождая народные жизни, она по-своему отражает духовные искания, нравственные идеалы русского народа, показывает жизнь народа в различные исторические периоды.
Народная песня – летопись народной жизни, хранитель духовных начал жизни.
Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура. Мне очень понравилось быть исследователем. В заключении хочу исполнить шуточную песню «А я чайничала».
Литература:
1. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание средствами народного искусства. Москва- 2005.
2. Аникина В.П. Русские народные песни.- М.: Детская литература,1972
3. Асафьев Б. О народной музыке.- Л., 1987.
4. Башманова Т.В. Первые шаги к народному творчеству. Саяногорск. 2006г.
5. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец. Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.1983, 448 с., с ил.
6. Рыбаков С. «Русская песня»
7.Соболевский А. И. «Великорусские народные песни». – СПб., 1895-1902. – Т. I-VII.
8.Толмачев Ю. А. «Народное музыкальное творчество». Учебное пособие. Тамб. гос. тех. унт, 2006 г.
Интернет-источники:
- https://www.chitalnya.ru/work/ - Любовь к народной песне
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Русская народная песня
- http://www.seniorinfo.ru/usefulinformation/268.html - Заветный мир народной песни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Русские писатели"
Проверочная работа тестового характера по окончании изучения темы "Русские писатели"...
Методические рекомендации по выполнению учебно - исследовательской (проектной) работы в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе
Настоящие методические рекомендации содержат подробно расписанный алгоритм проведения учебно-исследовательской (проектной) работы учащихся 3 класса при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по учебном...
ДЕНЬ НАУКИ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ» УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ФИЛОЛОГИЯ 1-4
Провести анкетирование одноклассников. Собрать и изучить материал о способах образования фамилий, истории образования фамилий моих одноклассников, образования фамилии ...
ДЕНЬ НАУКИ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ» УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 4Б КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛА №32 ИМ.С. А. ЛАВОЧКИНА КВАШНИНА ЕЛИЗАВЕТА
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ УЗ...
Презентация Учебно - исследовательская проектная работа по русскому языку "Сложные слова" 4 класс
Презентация Учебно - исследовательская проектная работа по русскому языку "Сложные слова" 4 класс...
Презентация Учебно - исследовательская проектная работа "История происхождения моей фамилии"
Презентация Учебно - исследовательская проектная работа "История происхождения моей фамилии"...
Образовательный проект «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка»
Образовательный проект«Учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка в зависимости от их мотивационных интересов к предмету»...