Занимательная грамматика. Сокровища родного языка.
план-конспект занятия (3 класс)
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Сокровища родного языка.
Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся научатся: уважению к чужому мнению; потребности проявления социально ценных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, навыкам самооценки.
Обучающиеся получат возможность научиться: навыкам сотрудничества, умению не создавать конфликты и находить выходы из конфликтных ситуаций.
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу;
контролировать и оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Обучающиеся получат возможность научиться: планировать совместные действия;
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Обучающиеся получат возможность научиться: договариваться о распределении функций в совместной деятельности; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; вести диалог, слушать собеседника.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации
-выделять существенную информацию.
Оборудование: три пакета с карточками – заданиями для каждой группы, альбомные листы, фломастеры.
Ход занятия.
Класс работает в 3 группах.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба.
Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком! Прочитайте, что говорил русский писатель И.С. Тургенев о языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками». Наше занятие посвящено знанию русского языка.
Чтение стихов учащимися.
Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Истинная любовь к Родине немыслима без любви к своему языку. Многие писатели восхищались им.
Учитель раздает каждой группе карточку с высказываниями писателей о русском языке.
Чтение высказываний писателей об языке.
Русский язык в умелых устах красив, певуч, выразителен, послушен и ловок. (Куприн).
Русский язык – самый звучный, он живой, как жизнь и обогащается ежеминутно. (Гоголь).
Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (Паустовский).
Русский язык необыкновенно богат. (Белинский).
Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Тургенева и Чехова, это тот язык, на котором создана, а великая литература. (Гончар).
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (Тургенев).
- Почему Тургенев призывает беречь русский язык?
- А вы любите свой язык? Любить – значит знать и беречь. Проверим, какие вы знатоки!
Разминка «Закончите фразеологизмы».
Не долго... (думая) | Изо дня ... (в день) |
Ни жив... (ни мертв) | Ломать ... (голову) |
До поры ... (до времени) | От нечего ... (делать) |
С горем ... (пополам) | Спустя ... (рукава) |
Как снег ...(на голову) | Медвежья ... (услуга) |
Кто в лес ... (кто по дрова) | Зарубить ... (на носу) |
Утереть ... (нос) | Прикусить ...(язык) |
Волчий ... (аппетит) | С минуты ...(на минуту) |
Тише воды... (ниже травы) |
Скажите одним словом
Дети отвечают хором:
-храбрый человек-храбрец;
-мудрый человек-мудрец;
-веселый-весельчак;
-болтливый-болтун;
-ленивый-лентяй;
-богатый-богач;
-сильный-силач.
«Произнеси слово с верным ударением»
Карточки получает каждая группа.
Звонит | Цемент | Начал |
Налила | Столяр | Поняли |
Побыла | Портфель | Красивее |
Положил | Щавель | Брала |
Баловаться | Приговор | Дала |
Конкурс «Кто больше?» - подбор синонимов.
Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, неустрашимый, удалой, безбоязненный.
Подбор антонимов:
Молодой-старый;
Острый-тупой;
Полезный-вредный;
Жара-холод;
Добро-зло;
Свет-тьма;
Хвалить-ругать;
Опускать-поднимать;
Любить-ненавидеть.
Сосчитайте звуки и буквы.
Карточку получает каждая группа.
Юла-3б. 4зв.
Ёж-2б. 3зв.
Коньки-6б. 5зв.
Солнце-6б. 5зв.
Заяц-4б. 5зв.
«Слово рассыпалось»
ВОРД-ДВОР;
ЕЛОНЬ-ОЛЕНЬ;
БЛУК-КЛУБ;
ВАТРА-ТРАВА;
КУТА-УТКА.
Конкурс капитанов «Я задумала слово».
- Его корень в слове ЛЕСНОЙ, приставка в слове ПЕРЕЛЁТ, суффикс в слове ГРИБОК, окончание в слове ВОЛК.(Перелесок).
- Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, приставка в слове ПОПРЫГАТЬ, суффикс в слове ЛЕСНИК, окончание в слове СОН.(Подорожник).
-Корень такой же, как в слове морозный, приставка и суффикс − как в слове записка, окончание− как в слове дороги. (Заморозки)
Конкурс «Фразеологизмы».
Читаем значение фразеологизмов, вы должны назвать сам фразеологизм. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)
О полной тишине (слышно, как муха пролетит)
О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка)
О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козел отпущения)
Об удачливом человеке (в рубашке родился)
О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут)
О том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит)
О забывчивости, плохой памяти (голова, как решето)
О том, кто сам не пользуется и другим не дает (собака на сене)
О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком смешном положении (сел в галошу)
Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать (как рыба в воде)
Быть в постоянных хлопотах, суетиться (вертеться, как белка в колесе)
Ничего не действует на кого-либо (как с гуся вода)
Очень быстро бежать (лететь стрелой)
Появляться быстро в большом количестве (как грибы после дождя)
Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.(сидеть, как на иголках)
Проливной дождь, ливень (льет, как из ведра)
Все видно очень ясно, отчетливо (видно, как на ладони)
«Конкурс живописцев»
Рассмотрите рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов.
Задание: назвать фразеологизм (рисунки на доске)
Воробью по колено. | Как две капли воды. | На краю земли. |
Считать ворон. | Как снег на голову. | Как с гуся вода. |
А теперь вы создайте новые рисунки. Капитаны команд подойдите, возьмите задание. Почитайте фразеологизм и сделайте к нему рисунок.
Попасть пальцем в небо.
Где раки зимуют.
От доски до доски.
Конкурс «Путаница»
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, замените его.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Крокодил (кот) в мешке. | Утиная (лебединая) песня. |
Конское (ослиное) упрямство. | Подложить (свинью) барана. |
Как с совы (с гуся) вода. | Тигриная (женская) доля. |
Стреляный (воробей) петух. | Барсучья (медвежья) услуга |
Пословица рассыпалась
Мудрость народа отражается в пословицах. Соедините части пословиц и прочитаете народную мудрость.
Труд человека кормит, а лень портит.
Жизнь дана на добрые дела.
Тяжело в учении, легко в бою.
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Конкурс «Фразеологический зверинец»
Закончи фразеологизм названием животного. Отвечает команда хором.
Правильный ответ - 1 балл.
Голоден как... волк. Нем как... рыба.
Хитер как... лиса. Грязный как ... свинья.
Труслив как ... заяц. Упрям как ... осел.
Здоров как… бык. Болтлив как... сорока.
Изворотлив как... уж. Колюч как... уж.
Чья группа составит больше слов из слова ОБРАЗОВАНИЕ.
Выбор самого длинного слова.
Подведение итогов. Награждение.
Прощаться настала пора,
Урок нам закончить пора!
С ним узнал ты много слов
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их
Не зря урок наш был потрачен!
Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке. Давайте поблагодарим
русский язык.
Люблю тебя, русский язык!
Ты умный и строгий
Тебя, мой русский язык,
Осилим мы понемногу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого занятия внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" по русскому языку.
Выявление знания о жилом помещении (о доме, квартире). Ориентация учащихся по домашнему адресу....
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Сокровища родного языка"
Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку....
Час занимательной грамматики «Мы в родном краю по-русски пишем, думаем, поём»
Час занимательной грамматики...
Тест для урока занимательной грамматики на эрзянском языке
Тест используется на Уроке занимательной грамматик, проводимом в рамках празднования Дня эрзянского языка...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе по теме «Сокровища родного языка»
Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку.Планируемые результаты:Личностные:Обучающиеся научатся: уважению...