Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр"
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР на педагогическом совете Директор школы
______Антоненкова Т. В. Протокол №1 от 31.08.18г. ______ Егоренкова М.М.
«01» сентября 2018г. «01» сентября 2018г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Театр»
для 2 класса А
на 2018-2019 учебный год
Направление: социальное
Учитель Якубовская Т.Н.
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 и рассчитана на 4 года.
Театральный кружок в начальной школе является предметом внеурочной деятельности. Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус, воспитывают понимающего театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, кругозором, собственным мнением, что само по себе, учитывая дефицит театральной культуры в малых городах, уже достаточно весомо.
В основу программы театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Особенностями программы является:
деятельностный подход к воспитанию и развитию ученика средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного кружка для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический художественный вкус, культуру общения, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Очень важны и отношения между участниками кружка. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач руководителя кружка – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Занятия кружка связаны с уроками технологии, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения. Это отражается в ходе изготовления декораций, реквизитов, костюмов, при инсценировании музыкальных и художественных произведений.
Занятия строятся исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников, их интересов, материальной базы, возможной связи с близлежащими детскими учреждениями, учреждениями культуры.
Кружок «Театр» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. Исходя из этого сформулированы цель и задачи.
Цель.
Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.
Задачи.
1. Прививать любовь к сценическому искусству.
2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, Социализировать учащихся: воспитание умения согласовывать свои действия с партнерами, овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся, активизация познавательных интересов, развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
5. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
6. Учить действовать на сценической площадке естественно, развивать эмоционально - личностную сферу: устранение страхов, овладение навыками внутреннего раскрепощения, развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции, развитие воображения, развитие драматургического мышления.
7. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи, т.е. вырабатывать технические навыки (формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения: обучение владению навыками правильного дыхания, верной артикуляции; дикционного звукопроизношения)
8. Способствовать позитивному общению родителей с собственным ребенком: изменение отношения к собственному ребенку через игру (в сторону понимания и принятия); вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.
Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления, эпизода для различного вида репетиций. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, дискуссии, тренинги, ролевые игры, интеллектуальные упражнения, экскурсии в театр, спектакли и праздники.
2. Общая характеристика предмета.
В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников, способного эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществить через обучение и творчество на театральных занятиях. В начальной школе театральное творчество не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно связанный с обучением. Младшие школьники с удовольствием включаются в театральную игру, довольно легко вживаются в образ своего героя, сопереживают. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Детям нравится играть, нравится выступать перед сверстниками. Очень значимым плюсом в работе кружка является его мобильность. Театральные представления могут быть даны в любом месте – в школе, в классе, в детском саду, на детской площадке летнего оздоровительного лагеря.
Воспитание позиции актёра – творца помогает накопить эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт младшего школьника и развивает его. Создание театрального спектакля – вершина достижений участников в этом плане. Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало каждого ребенка.
Попытка «сыграть героя» расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть достоверно, узнаваемо, оказывается, не так-то легко, для этого нужны и умения, и знания. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).
Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера.
Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы зрителям – сверстникам, родителям, учителям. Программа кружка имеет несколько направлений.
Направление «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Достаточно много времени в работе кружка уделено регулярному тренингу (используются элементы игры), который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что пробуждает творческую фантазию, физическую выносливость, чувство свободы, непосредственность, смелость. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
Направление «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Направление «Театральная игра» предусматривает приобретение учеником профессиональных навыков, но главное – это развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Направление «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
3. Место курса в учебном плане.
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34 ч.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные: сформированность социальных компетенций, ценностно-смысловых установок и моральных норм: система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, толерантное отношение к окружающим, любовь к Родине, родному краю, почитание традиций и обычаев народов России;
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые и другие средства в соответствии с коммуникационной задачей для выражения чувств, мыслей и потребностей для планирования своей деятельности; ученик сможет освоить способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией, лежащие в основе взаимодействия всех участников образовательного процесса), научится высказывать обоснованное мнение и выслушивать мнение других, осуществлять причинно-следственный анализ (коммуникативные УУД).
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция (обеспечивающие учащимся организацию учебного процесса); познавательные УД, помогающие учащимся владеть информацией. Ученик сможет: осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач; выбирать или самостоятельно искать средства для решения поставленной задачи, достижения определенной цели; составлять план решения задачи, проблемы, проекта (Регулятивные УУД).
Предметные: в основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами; воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
5. Содержание программы второго года обучения.
I раздел «Основы театральной культуры»
Знакомство учащихся с театром как видом искусства, с разновидностями театров (театр картинок; театр игрушек; теневой театр; драматический театр; балет; кукольный театр), с историей их возникновения, со значением и ролью театрального искусства в формировании личности (беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие учеников в этюдах, представлении своих работ). Знакомство детей с театром предполагает выезд в театр кукол, драматический, просмотр телеспектаклей музыкального театра. Дети учатся различать понятия «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.
II раздел «Ритмопластика»
Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Подготовка к этюдам. Работа с этюдами. Этюды на повадки животных. Этюды на память физических действий. Групповые этюды. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Образное представление неодушевлённых предметов.
III раздел «Культура и техника речи»
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.).
Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).
Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают внимание, память, речь, воображение и пластику.
IV раздел «Подготовка спектакля»
Постановки самостоятельных спектаклей. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений, оформление спектакля, знакомство с разновидностями и изготовление или оформление кукол (если это кукольный спектакль), декораций, создание психологически комфортной атмосферы.
Выбор и работа над этюдами, сценами, театрализацией отрывка литературного произведения, пьесой (выразительное чтение, обсуждение, анализ, распределение ролей), разработка авторских сценариев, обучение одновременному и последовательному включению в коллективную работу, умению общаться друг с другом, делиться своими мыслями, умениями, знаниями.
V раздел «Посещение культурно-массовых мероприятий» Посещение выставок, музеев, цирка, театральных спектаклей в каникулярное время.
6. Календарно-тематическое планирование в 2 классе А на 2018-2019учебный год.
7. Материально-техническое обеспечение программы.
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Рабочая программа по предмету.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
4. Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
5. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО».
6. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе. Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство «Перспектива», 2011.
7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)).
8. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
9. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
10. Игры, обучение, тренинг/Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993.
11. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001.
8. Планируемые результаты изучения программы «Театр»
К концу обучения по данной программе ученик достигнет следующих результатов.
У ученика будут сформированы:
1. Внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе.
2. Умение включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
3. Эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
4. Умение строить речевое высказывание в устной форме.
5. Познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.
6. Начальные представления о прекрасном и элементарные эстетические чувства.
7. Умения планировать работу и определять последовательность действий, вносить необходимые коррективы.
Ученик будет знать:
1. Что такое театр.
2. Виды и особенности театрального искусства. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. Как зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные спектакли.
6. Театральную терминологию и культуру зрителя.
Ученик будет иметь понятие:
1.Об элементарных технических средствах сцены.
2. Об оформлении сцены.
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Ученик будет уметь:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве, ориентироваться на театральной площадке, правильно размещаясь.
5. Двигаться в заданном ритме, темпе.
6. Составлять диалог между сказочными героями.
7. Работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.
Ученик приобретет навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного актёрского мастерства.
3. Образного восприятия окружающего мира.
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
5. Коллективного творчества.
6. Общительности, открытости, бережного отношения к окружающему миру, ответственности перед коллективом.
(избавление от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...