Опросник для родителей и специалистов
консультация
Предварительный просмотр:
Признаки сенсорной дезинтеграции
Осязание: входящие сигналы от рецепторов кожи от прикосновения, давления, температуры, боли и движения волос на коже
Признаки тактильной (осязательной) дисфункции
- I. Гиперсенситивность к прикосновению (тактильная защитная реакция)
- Лёгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию.
- В младенчестве не любил/не любит, чтобы его брали на руки, обнимали, возможно, выгибал спину, отодвигался.
- Впадает в расстройство при мокром/грязном подгузнике, а также при перемене подгузника.
- Страшится или даже избегает находиться близко к другим людям или ровесникам (особенно в очередях).
- Пугается, если кто-то/что-то дотронется сзади или в ситуации, когда дотрагивающегося не видно (например, под одеялом).
- Не любит причёсываться.
- Не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя.
- Предпочитает обниматься.
- Капля дождя, вода из душа или ветер, дующий на шею, может вызвать мучительные ощущения и негативную реакцию/ реакцию избегания.
- Чрезмерно бурная реакция на маленький порез, царапину или укус насекомого; избегает прикосновения к определённым материалам (одеялам, коврикам, чучелам животных).
- Отказывается надевать новую или жёсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п.
- Избегает игры с участием рук.
- Избегает/ не любит/ терпеть не может "грязные игры": с песком, с грязью, водой, клеем, скользким материалом, кремом для бритья, пеной и т.д..
- Впадает в сильное расстройство из-за грязных рук и часто стремится их протереть или вымыть.
- Слишком чувствителен к щекотке.
- Не терпит швов на носках вплоть до отказа их надевать.
- Не терпит одежды, натирающей кожу, готов носить шорты и безрукавки круглый год, 2-3-летки могут вообще предпочитать ходить голышом и постоянно стягивают подгузники и одежду.
- Или наоборот, предпочитает носить длинные рукава и штанины круглый год, чтобы не подвергать кожу внешним воздействиям.
- Впадает в стресс из-за необходимости умываться.
- Впадает в стресс из-за необходимости стричь волосы, ногти.
- Отказывается чистить зубы и страшно боится дантиста.
- Чрезвычайно капризен в еде, осуществляет строгий подбор вкусов и структуры еды, смесь частиц разной консистенции не употребляет, отказывается от горячего и холодного, отказывается пробовать новое.
- Может отказаться ходить босиком по траве или песку.
- Может ходить только на носочках.
- II. Гипосенситивность к прикосновению (недостаточная реакция)
- Стремится к прикосновению, ему необходимо потрогать всё и всех.
- Не замечает, что к нему прикоснулись или налетели на него, если только не сделать это с особой силой или интенсивностью.
- Не обращает особого внимания на раны (порезы, синяки), не расстраивается из-за уколов, может даже заявить, что ему нравятся уколы.
- Может не обратить внимания на то, что руки или лицо грязные, нос течёт.
- Может проявлять самоагрессию: щипать, кусать себя, быть себя по голове.
- Всё время что-нибудь тянет в рот.
- Часто делает больно другим детям или животным в процессе игры.
- Постоянно трогает поверхности или объекты, которые приносят успокоение (например, одеяло).
- Ищет поверхности и структуры, дающие интенсивную тактильную стимуляцию.
- Очень любит "грязные" игры и ищет их.
- Любит вибрацию или другие сильные сенсорные сигналы.
- Предпочитает очень острое, сладкое, кислое или солёное.
III. Низкая тактильная перцепция и различение объектов наощупь
- Сложности с выполнением мелких моторных функций: застёгиванием пуговиц, молнии, застёгиванием одежды.
- Может не понять, до какой части его тела дотронулись, если не смотрел;
- Может бояться темноты.
- Неаккуратно одевается: выглядит взъерошенным, не замечает, что штаны перекручены, рубашка заправлена лишь наполовину, шнурки развязаны и т.д..
- Сложно использовать ножницы, мелки, столовые приборы.
- Даже после двухлетнего возраста продолжает пихать в рот предметы, чтобы их исследовать.
- Плохо определяет характеристики объектов: форму, размер, текстуру, температуру, вес и т.д..
- Может не суметь определить объекты по прикосновению, использует зрение, чтобы помочь себе, когда, например, что-то нужно достать наощупь из рюкзака или взять со стола.
Вестибулярное чувство: сигнал от внутреннего уха о состоянии равновесия, изменений гравитации, передвижении и положении тела в пространстве.
- IV. Признаки вестибулярной дисфункции
Гиперсенситивность к движению (чрезмерная реакция)
- Избегает/не любит детские площадки: качели, лесенки, горки, карусели.
- Предпочитает сидячие занятия, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, производит впечатление "слабака".
- Избегает/не любит лифты и эскалаторы, может сесть, когда приходится в/на них заходить, его может укачать в/на них.
- Может прижиматься к взрослому человеку, которому он доверяет.
- Может сильно испугаться падения, даже если нет реального риска такового.
- Боится высоты, даже подняться на бордюрчик или ступеньку.
- Боится оторвать ступни от земли.
- Боится подниматься и спускаться по лестнице, ходить по неровной поверхности.
- Боится быть перевёрнутым вверх тормашками, вбок, назад.
- Будет решительно отказываться мыть голову в положении наклонившись над раковиной.
- Замирает, если кто-то другой начинает его двигать, например, пододвигает его стул поближе к столу.
- В младенчестве мог не любить детские качели или прыгунки.
- Может бояться кататься на велосипеде, осваивать его с большими сложностями, может бояться прыгать, скакать, балансировать, стоя на одной ноге, особенно с закрытыми глазами.
- Не любил лежать на животе в младенчестве.
- Легко теряет равновесие и может казаться неуклюжим.
- Боится тех видов деятельности, которые требуют хорошего равновесия.
- Избегает резких и вращательных движений.
- V. Гипосенситивность к движению (недостаточная реакция)
- Находится в постоянном движении, кажется, не может посидеть смирно ни минуты;
- Стремится ко всему, что даёт ощущение быстрого, интенсивного движения, вращения.
- Любит, чтобы его подбрасывали вверх.
- Может кружиться часами, не испытывая при этом головокружения.
- В парках аттракционов любит всё быстрое, напряжённое и/или пугающее.
- Постоянно прыгает по мебели, на батуте, крутится на крутящемся стуле, переворачивается вверх тормашками.
- Любит кататься на качелях как можно выше и как можно дольше.
- Ищет источники возбуждения, приключений, нередко опасных.
- Постоянно бежит, подпрыгивает, подскакивает и т.п. вместо простой ходьбы.
- Когда сидит, раскачивается всем телом, трясёт ногой или головой.
- Любит быстрые внезапные движения, например, когда машина или велосипед подскакивают на бугристой дороге.
- VI. Низкий мышечный тонус и/или координация
- Расслабленное, "гибкое" тело.
- Часто "сползает", ложится и/или опирает голову на руку, работая за письменным столом.
- Часто сидит на полу в w-позиции, чтобы стабилизировать тело.
- Легко устаёт.
- Компенсирует расслабленность сильной хваткой, когда держит/ держится за объект.
- Трудно поворачивать ручки (дверные и прочие), открывать и закрывать объекты.
- При падении не может сгруппироваться и удержаться.
- Сложности с одеванием и застёгиванием пуговиц и всяких прочих застёжек.
- Мог не ползать в младенчестве.
- Плохо осознаёт своё тело; натыкается на предметы, сбивает предметы, спотыкается, кажется неуклюжим.
- Плохая крупная моторика; плохо прыгает, ловит мяч, влезает по лестнице, не может манипулировать марионеткой.
- Плохая мелкая моторика; сложности в пользовании инструментами, карандашом, столовыми приборами, гребешком, ножницами и т.д..
- Может казаться амбидекстом, часто менять руку при раскрашивании, вырезании, готов часами прыгать на батуте.
- Скрипит зубами в дневное время.
- Любит пихать, тащить, волочить объекты.
- Любит прыгать с мебели и с других высоких объектов.
- Часто ударяет, толкает других детей, наваливается на них.
- Жуёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.
- Письме; не имеет устоявшейся ведущей руки до 4-5 лет.
- Плохо получается лизать мороженое в рожке.
- Кажется, очень неуверенным в движении, например, если нужно перешагнуть через что-то.
- Сложно выучить движения упражнения или танца.
Проприорецептивное чувство: сигнал от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении положения в пространстве
Признаки проприорецептивной дисфункции
VII. Поиск сенсорных переживаний
- Стремится к возможности попрыгать, понатыкаться на что-то, свалиться/навалиться.
- топает ногами во время ходьбы.
- Стучит ногами по полу или по стулу, когда сидит.
- Кусает/сосёт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев.
- Любит плотно завёртываться во много одеял или в тяжёлое одеяло, особенно при отходе ко сну.
- Предпочитает одежду (а также ремни, капюшоны и шнурки) как можно более тесную.
- Любит ощущение хлюпанья, расплющивания и стремится к нему.
- Любит грубоватые объятия.
- Чрезмерный стук игрушками и другими объектами.
- Любит кучу-малу, борьбу.
- Часто намеренно падает на пол.
VIII. Сложности с упорядочиванием движения
- Не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, вдеть руку в рукав или залезть куда-то).
- Сложности с регулировкой давления при письме/рисовании: может написать так, что почти ничего не видно или, наоборот, тут же сломать грифель карандаша.
- Письменная работа очень неаккуратная, а при стирании написанного часто рвёт бумагу.
- Постоянно ломает игрушки и другие объекты.
- Не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжёлый, не приложив достаточной силы.
- Может не понимать, что такое "тяжёлый" и "лёгкий", не сможет сравнить объекты по весу.
- Кажется, что во всех действиях применяет слишком большую силу: при ходьбе; сжимает предметы слишком сильно, хлопает дверьми, ставит объекты с силой и грохотом.
Признаки аудиальной дисфункции (при исключении проблем со слухом)
- IX. Гиперсенсиитивность к звуком (аудиальная защитная реакция)
- Отвлекается на звуки, в норме не замечаемые другими; например, гудение лампы или холодильника, вентилятора, обогревателя, тиканье часов.
- Пугается звука слива унитаза (особенно в общественных туалетах), пылесоса, фена, скрипа обуви, лая собаки.
- Замирает от или отвлекается на неожиданный громкий звук.
- Раздражается/отвлекается на фоновые шумы за пределами здания, например, на жужжание газонокосилки в саду, звуки стройки.
- Часто просит людей не шуметь, не говорить, не петь.
- При неожиданном громком звуке убегает, вскрикивает, закрывает уши руками.
- Может отказаться от посещения кино, парада, катка, музыкального концерта и т.д..
- Человек может нравиться или не нравиться в зависимости от того, нравится ли звучание его голоса.
- X. Гипосенситивность к звуку (недостаточная регистрация звуков)
- Часто не реагирует на словесное обращение, на обращение по имени.
- кажется, что сам шумит исключительно ради шума как такового.
- Любит слушать музыку и телевидение очень громко.
- Кажется, что плохо понимает и запоминает на слух.
- Кажется, что не понимает направление источника звука.
- Нередко вслух и достаточно громко сам направляет себя во время выполнения задания.
- В младенчестве мало или совсем не вокализиоровал и не гулил.
- Нуждается в неоднократном повторении инструкций, иначе часто переспрашивает "что?"
Признаки дисфункции орального сигнала
- XI. Гиперсенситивность к оральному сигналу (оральная защитная реакция)
- Капризен в еде, часто имеет крайние предпочтения, например, очень ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду в ресторане, отказывается есть в гостях.
- Может есть только мягкую или пюреобразную еду после 2-х лет.
- может давиться едой плотной консистенции.
- Сложности с сосанием, жеванием и глотанием; может давиться или испытывать страх подавиться.
- Отказывается или чрезвычайно боится идти к дантисту и проделывать любые манипуляции с зубами.
- Может есть только горячее или только холодное.
- Отказывается лизать конверты, марки, стикеры из-за их вкуса.
- Не любит зубную пасту и жидкости для полоскания рта, выражает недовольство при пользовании ими.
- Избегает маринованной, острой, сладкой, кислой и солёной пищи; предпочитает пресную.
XII. Гипосенситивность к оральному сигналу (низкий уровень регистрации)
- Может лизать, пробовать на вкус, жевать несъедобные объекты.
- Предпочитает пищу с интенсивным вкусом и запахом: очень острую, сладкую, солёную.
- Избыточное слюноотделение по прошествии возраста прорезания зубов.
- Часто жуёт волосы, рубашку, пальцы.
- Постоянно кладёт объекты в рот по прошествии малышового возраста.
- Реагирует так, как если бы вся еда имела один вкус.
- Любит добавлять чрезмерное количество специй и маринадов в пищу.
- Любит крутить во рту зубную щётку и даже ходить к дантисту.
Признаки нарушения обонятельной функции (чувствительность к запахам)
XIII. Гиперсенситивность к запахам (чрезмерная реакция)
- Отрицательно реагирует на запахи, которые не беспокоят большинство или даже не замечаются в норме другими людьми.
- Cообщает людям (или говорит об этом с другими), как неприятно или странно они пахнут.
- Отказывается есть какие-то продукты из-за их запаха.
- Запахи уборной, пота вызывают сильную негативную реакцию или даже тошноту.
- Запах духов и одеколона вызывает раздражение, возможно, сильное.
- Раздражают бытовые и кухонные запахи.
- Может отказаться от игры в чьём-то доме из-за запаха.
- Запах является ведущим критерием для определения нравится или не нравится конкретный человек или конкретное место.
XIV. Гипосенситивность к запахам (недостаточная реакция)
- Сложности с различением неприятных запахов.
- Может съесть или выпить что-то ядовитое, потому что не чувствует отвратительного запаха.
- Не может определить запахи специальных "нюхательных" наклеек.
- Не замечает запахи, на которые жалуются окружающие.
- Не замечает или игнорирует неприятные запахи.
- Тщательно обнюхивает новые предметы, людей, места.
- Нюхание предмета — один из способов взаимодействия с ним.
Признаки нарушения визуальной функции (при отсутствии снижения остроты зрения)
- XV. Гиперсенситивность к визуальному сигналу (чрезмерная реакция)
- Чувствителен к яркому свету; щурится, закрывает глаза, плачет и/или яркий свет вызывает головную боль.
- С трудом фокусирует взгляд на задании/занятии на протяжении соответствующего периода времени.
- Легко отвлекается на другие визуальные стимулы в помещении, например, движущиеся предметы, картины на стенах, игрушки, окна, двери и т.д..
- Плохо чувствует себя как в слишком ярко освещённом помещении, так и при приглушённом свете.
- Трёт глаза; глаза слезятся, после чтения и просмотра телевидения болит голова.
- Избегает смотреть в глаза.
- Любит играть в темноте.
XVI. Гипосенситивность к визуальному сигналу (недостаточная реакция, сложности со следованием взглядом за предметом, различением или восприятием)
- Имеет сложности с различением букв, похожих по написанию, фигур, как например, квадрат и прямоугольник.
- Плохо воспринимает целое, большую картину, концентрируясь на деталях или узорах в картине.
- Плохо находит нужный предмет среди других предметов: нужную бумагу на столе, одежду в ящике, игрушку в коробке с другими игрушками, нужную вещь на полке в магазине.
- Часто теряет нужное место, когда переписывает текст из книги или с доски.
- Сложно управлять движением глаз для слежения за движущимся предметом.
- Сложности с различением цветов, форм и размеров.
- Часто теряет в книге место чтения или выполнения математического задания.
- Пишет или читает слова задом наперёд после окончания первого класса.
- Жалуется на "двойное очертание".
- Плохо находит отличия в картинках, словах, символах, предметах.
- При письме плохо справляется с равномерностью в размере букв и промежутков между словами и цифрами.
- Сложности в составлении паззлов, копировании форм и/или вырезании/обведении готовой формы.
- Имеет тенденцию писать строчку с отклонением вверх или вниз по странице.
- Путает лево и право.
- Легко устаёт от школьных заданий.
- Имеет сложности с пространственными отношениями, натыкается на объекты/людей, спотыкается о бордюры, ступеньки.
XVII. Аудиальная дисфункция, дисфункция обработки речевых сигналов
- Не может определить, где источник звука.
- Сложности с идентификацией человека по голосу.
- Сложно различить похожие по звучанию слова.
- Сложно фильтровать посторонние звуковые сигналы при общении с одним человеком.
- Раздражают громкие, внезапные, металлические и очень высокие звуки.
- Трудно сконцентрировать внимание на читаемом или воспринимаемом на слух тексте, понимать и запоминать его; часто просит повторить указания и может быть способен выполнить лишь инструкцию, содержащую не более двух шагов.
- Прежде, чем ответить на вопрос, смотрит на других в надежде на ободрение.
- Трудности с формулировкой идей (письменно и устно).
- Часто говорит не в очередь и не на тем.;
- Если его не понимают, испытывает сложности с переформулировкой и впадает во фрустрацию, сердится и отказывается от этой задачи.
- Сложности с чтением, особенно вслух (может одновременно страдать дислексией);
- Проблемы с артикуляцией и внятностью речи.
- Способность к речи часто улучшается после интенсивного движения.
Социальная, эмоциональная, игровая дисфункции, дисфункция саморегуляции
XVIII. Социальная дисфункция
- Сложности в общении с ровесниками.
- Предпочитает играть один с предметами или игрушками, а не с людьми.
- Не отвечает на попытки установить контакт со стороны взрослых или ровесников; с ним сложно войти в содержательный диалог.
- Может совершать обидные, жестокие действия и в отношении себя, и в отношении других.
- Окружающим трудно понять его намерения, нужды, эмоции.
- Не ищет контакта с членами семьи.
XIX. Эмоциональная дисфункция
- Трудно принимает изменения рутины.
- Легко впадает во фрустрацию.
- Часто бывает импульсивен.
- Показывает лучшие результаты в маленькой группе или при индивидуальных занятиях.
- Переменчивое настроение, склонность к эмоциональным взрывам и истерикам.
- Предпочитает играть с краю, чуть в стороне от группы или просто быть наблюдателем.
- Избегает смотреть в глаза.
- Не умеет адекватно сообщить о своих потребностях.
- Игровая дисфункция
- Сложности с имитационной игрой (после 10 месяцев).
- Бесцельное передвижение в пространстве, не обусловленное ни игрой, ни исследованием окружения (после 15 месяцев).
- Для игры нуждается в руководстве взрослого, сложно играть самому (после полутора лет).
- Часами может заниматься повтором одной и той же манипуляции: выстраивать друг за другом машинки, кубики, смотреть один и тот же фильм множество раз.
XXI. Дисфункция саморегуляции
- Чрезмерная раздражительность, суетливость и колики у маленького ребёнка.
- Не может успокоиться с помощью традиционных способов: соска-пустышка, любимая мягкая игрушка, на руках у мамы (или основного воспитателя).
- Пробуждается в расстройстве.
- Нуждается в дополнительных стимулах, чтобы уснуть: поглаживание, укачивание, ношение на руках или поездка в машине.
XXII. Внутренняя регуляция (интроцепция)
- Начинает мёрзнуть или страдать от жары быстрее, чем другие в этих же условиях; может казаться, что ему никогда не холодно/жарко; может плохо поддерживать внутреннюю температуру тела.
- Плохо себя чувствует при крайних температурах или переходе из одной в другую (например, зимой выход из помещения на улицу и наоборот, летом из прохладного помещения с кондиционером на жару и наоборот).
- Дыхание слишком быстрое или слишком медленное, сложно переключить ритм дыхания по требованию организма.
- Ритм сердечных сокращений ускоряется или замедляется сильнее, чем этого требует ситуация.
- После физической нагрузки или испуга ритм дыхания и сердечных сокращений замедляется медленнее, чем это предполагается в соответствии с нормой.
- Несколько перемен настроения, возможно, очень резких в течение дня (сердитое сменяется счастливым очень быстро, иногда без видимой причины).
- Непредсказуемое возбуждение или неспособность контролировать уровень возбуждения (от гипервозбуждения к апатии, быстрые колебания между ними; от перестимуляции к недостимуляции в течение часов или дней в зависимости от вида деятельности, обстановки и т.д.).
- Частые запоры или диарея, или то одно то другое в один и тот же день или в течение нескольких дней.
- Сложности с освоением горшка; кажется, не отслеживает свою потребность (например, нет соответствующего ощущения, что кишечник или мочевой пузырь наполнен).
- Неспособен регулировать жажду; всегда хочет пить, никогда не хочет пить, или переходит от одного состояния к другому.
- Неспособен регулировать голод; всё время ест, вообще не ест, не может чувствовать сытость/голод.
- Неспособен регулировать аппетит; имеет низкий аппетит или вообще не имеет, либо чувствует сильный голод, но испытывает насыщение после "двух укусов", через некоторое время опять голоден (склонен к расстройствам питания и/или плохо растёт и развивается физически).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник для родителей
Для родителей будущих первоклассников...
Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"
Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю тест - опросник Е. Голощаповой...
Анкета-опросник для родителей.
Анкета-опросник для родителей. Можно предложить заполнить на пробном дне для получения основных данных о семье....
Опросник для родителей.
Предлагаемый ниже опросник поможет вам обратить внимание на важные моменты в познавательном и личностном развитии второклассников, в организации их учебной работы, в ваших взаимоотношениях с детьми по...
Анкета-опросник для родителей
Анкета-опросник для родителей...
Тест- опросник для родителей "Способности Вашего ребёнка"
Одарённость( по концепции психолога Д. Рензулли) – это сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей ( превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентирован...
Опросник для родителей
Предлагаемый ниже опросник поможет вам лучше осознать ряд важных моментов в познавательном и личностном развитии первоклассников, в организации их учебной работы, в собственных взаимоотношениях с деть...