Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р
консультация
Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_aritikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз. Сначала 5 повторов и постепенно доводить до 10.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый показывает выполнение упражнения.
2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
3. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P
1. Маляр
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Рот открыт.
Внимание!
1) Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2) Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Назад уходил как можно дальше.
2. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, а затем возвращать на место.
3. Спрятать верхнюю губу.
Передним широким краем языка закрыть верхнюю губу. Держать неподвижно язык под счет до 5.
Внимание!
1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и нижняя губа не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3) Упражнение выполняется на улыбке.
4. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать сильно, тянуть подъязычную связку. Упражнение выполняется на улыбке. Между зубами расстояние, чтобы проходил палец.
5. Дятел.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
6.Трещетка.
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять за верхние зубы и удерживать там его неподвижно во время выполнения упражнения. Голосом начинать гудеть звук Ы или Л и одновременно делать движения пальцем с легким надавливанием по верхней части языка. При правильном выполнении упражнения (для этого требуется время) получается вибрация языка близкая к звуку Р.
Внимание!
1) Язык должен удерживаться в вертикальном положении и не отрываться от зубов.
2) Положение пальца вертикальное.
3) Если ребенку трудно выполнять, то взрослый берет его руку и делает это упражнение.
4) Вместо пальца можно использовать специальные зонды с шариком на конце, соску надеть на палец или на шпатель.
7.Бабочка.
Улыбнуться, открыть рот, широкий язык поднять за верхние зубы и сильно дуть на кончик языка. Следить, чтобы не было звука «х». В результате выполнения данного упражнения должна появиться вибрация кончика языка, похожая на движение крылышек бабочки.
Внимание!
Голос не должен подключаться.
8. Кто дальше загонит мяч?
Работа над дыханием.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1)Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2) Нельзя надувать щёки.
3) Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]
В основе образования звуков [р] и [р"] лежит подъём кончика языка к альвеолам и вибрация его. В данной презентации представлены основные упражнения с поэтапным выполнением, предше...
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков....
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...
Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л
Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л....
Общая артикуляционная гимнастика для постановки звуков.
Данный материал поможет правильно выполнять артикуляционные упражнения для постановки звуков....
Артикуляционная гимнастика для постановки звука С.
Презентация предназначена для постановки звука С....
Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р
Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений, направленных на укрепление артикуляционного аппарата, на выработку правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильн...